Наталья Галанцева
«Художественно-творческая деятельность» (синтез искусств) «Фруктовый натюрморт»
▼ Скачать +Заказ
Задачи:
1) создать условия для:
- продолжения ознакомления с жанром натюрморта, на примере изображения фруктов.
2) создать условия для приобретения опыта:
- активизации словаря детей: натюрморт, разделяющая линия.
- выделения особенностей картины, умения видеть контрастность изображенных художником предметов: спелость и сочность плодов, особенности их поверхности, разнообразие форм, связей предметов друг с другом и окружающей средой;
- выражения детьми своих чувств и мыслей при рассматривании репродукций картин;
Публикация «„Художественно-творческая деятельность“ (синтез искусств) „Фруктовый натюрморт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Темочки
- определения цвета как средства передачи художником настроения – состояния радости, грусти, загадочности и т. д. ;
- понимания композиции картины: расположения предметов-фруктов в пространстве, выделения главного в изображении.
- составления композиции натюрмортов из разных предметов и фруктов, взаимодействуя друг с другом в подгруппах;
3) создать условия для воспитания эмоциональной отзывчивости от восприятия натюрмортов, умения любоваться красотой предметов.
Оборудование: репродукции картин: К. С. Петров-Водкин «Яблоки»,
П. П. Кончаловский «Яблоки на столе у печи», Поль Сезанн «Натюрморт с кувшином и фруктами», Запись мелодии «Сентиментальный вальс», П. И. Чайковский «Времена года. Октябрь», муляжи фруктов, предметы посуды (вазы, кувшины, стаканы).
Ход деятельности:
I.Вводная часть
Воспитатель: - Сегодня, ребята, я вас хочу пригласить на выставку картин, где вы увидите и узнаете очень много нового, интересного, удивительного.
Проходите, пожалуйста (воспитатель обращает внимание на выставку картин, к которой подходят дети).
II. Основная часть
1. Работа в подгруппах
- Ребята, посмотрите, сколько красивых картин. Как нам быстрее рассмотреть их? (разделиться на 3 подгруппы)
- Рассматривая картины, что вы в них отметите? (Цвет, настроение, размеры фруктов, разнообразие, композицию)
П. П. Кончаловский «Яблоки на столе у печи»
- Картина художника Петра Петровича Кончаловского «Яблоки на столе у печи». Как вы думаете, о чем же здесь нам хотел рассказать художник?
Дети: Художник хотел рассказать нам о красоте яблок, о том, как их много, какие они разные по цвету и форме.
Воспитатель: Пётр Петрович предлагает нам полюбоваться и восхититься их разноцветием, красотой округлых форм, разной величиной, их спелостью, сочностью.
К. С. Петров-Водкин «Яблоки»
-Перед вами натюрморт «Яблоки». Эту картину написал Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.
- Опишите яблоки, какие они? (нарядные, разноцветные, спелые, желтые, желто-зеленые, сочные).
- На картине изображены пять яблок. Одно яблоко белое. Это белый налив, оно спелое, сочное, прозрачное от сока. Оно лежит рядом с двумя яблоками, которые освещают белое, дружат с ним, делают его ещё наряднее.
- Почему, по-вашему, художник расположил яблоки не все вместе?- ответы детей. Художник хотел показать красоту каждого яблока.
-Что самое яркое на картине?- ответы детей (красная скатерть).
-Ребята, посмотрев на эту картину, каким стало ваше настроение?- ответы детей.
- Оно стало радостное, праздничное. Этим мы обязаны красному цвету. Красный цвет создает радостное, праздничное, торжественное настроение.
-Ребята, как вы думаете, о чём художник хотел нам рассказать, когда писал эту картину?- ответы детей. - Яблоки не только вкусные, но ещё очень красивые, аппетитные даже на картине.
(Аналогично дети рассказывают о картине)
Поль Сезанн «Натюрморт с кувшином и фруктами»
- Вам понравилась выставка? Какие картины понравились больше всего? Почему?
- Как вы думаете, о чем хотели рассказать нам художники?
- Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эти картины?
- Какие краски использовали художники? (Яркие, теплые или холодные).
2. Слушание музыкальных произведений и определение настроения картин
Слушаются отрывки произведений. Дети определяют, к какой картине подходит фрагмент музыки.
- Мы с вами увидели разные картины. На них изображены фрукты, посуда и т. д. В жизни иногда не замечаешь красоту предметов, а художники – это очень внимательные люди. Их радует, удивляет нарядность предметов, их формы, необычность, цвета. Взгляд художника заставляет нас внимательнее вглядываться в предметы, изображенные на картинах. Каждый предмет на полотне как бы говорят, какой он красивый. Особенно они хороши, когда собраны вместе. Тогда они спорят, кто главный, теснят соседа, показывая, красоту друг друга. Художник помогает понять нам эту таинственную жизнь предметов. Прежде чем нарисовать предметы художник их красиво расставляет, стараясь поставить главные предметы так, чтобы остальные их украшали, дополняли. Но художник рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создавали, выращивали. Сорванные цветы, фрукты, овощи, ягоды съедят, а нарисованные будут жить вечно.
- Как называются картины, на которых изображены цветы, фрукты, овощи, ягоды, предметы быта? (натюрморт)
Натюрморт.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе.
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт
Или все предметы сразу –
Знай, что – это натюрморт.
3. Создание композиций натюрмортов (работа в подгруппах).
Воспитатель: Ребята, хочу сказать, что натюрморт писать не так-то легко.
Все художники, натюрморты, которых были размещены на выставке, сначала рассматривали предметы, затем выбирали понравившиеся им и составляли из них композицию, то есть расставляли красиво, как им нравилось. При этом обращали внимание на то, чтобы среди предметов выделялся какой-то главный: более крупный или более яркий по сравнению с остальными предметами. После чего начинали писать натюрморт, глядя на композицию, а самое главное старались точно передать форму, цвет, место расположения предметов.
- А вы хотели бы сегодня стать художниками и составить натюрморт?
Дети: - Да!
Вос-ль: - Я вам помогу. Давайте произнесем волшебные слова:
Влево вправо повернись
В художников превратись.
- Каждый из вас стал юным художником. Вы вместе, составите одну композицию в своей подгруппе и расскажете своим друзьям. А потом мы напишем натюрморты. Пожалуйста, пройдите к столам. Перед вами предметы, рассмотрите их и так как вы юные художники выберите лишь только те предметы, которые вам понадобятся для создания композиции. (Дети по желанию выбирают предметы: вазу, стакан, кувшин, фрукты).
- Выбрали? (Да). Теперь составим композиции. Расположите их на столах, покрытых тканью. Яркость и красоту натюрморту придаст фон: верхняя часть которого светло-голубая, а нижняя темно-голубая, их разделяет линия. Как можно назвать эту линию?
Дети: - Разделяющая линия.
Вос-ль: - Относительно разделяющей линии вы должны расположить предметы.
(Дети составляют композиции и рассказывают о них).
Вос-ль:- Молодцы! Замечательные композиции. Глядя на эти композиции, вы сможете написать натюрморт?
- Молодцы! Натюрморты получились яркими, колоритными, замечательными. Вы были сегодня замечательными юными художниками. Произнесём волшебные слова и из художников превратимся в ребят:
Влево вправо повернись
В ребят превратись.
III. Заключительная часть
Вос-ль: - Где мы сегодня побывали? (На выставке картин)
- Что вы научились составлять из предметов? (Композицию)
- Что вам больше всего понравилось?
- Испытывали ли вы какие-либо затруднения?
- Я предлагаю вам дома создать свои натюрморты и написать их, вставить в рамочку и повесить на кухне, чтобы можно было ими любоваться вам и вашим близким.