Александра Мазина
Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни: сначала, когда ребёнок в утробе матери, она читает ему стихи и сказки. Потом родители читают своим детям, а когда ребенок знакомится с буквами, он начинает самостоятельно читать стихи, сказки и рассказы. Важно уже с детства воспитать в детях любовь к художественной литературе и любовь к чтению. Еще В. А. Сухомлинский говорил, что «чтение-это окошко, через которое дети познают мир и самих себя». Ведь благодаря литературе и его героям и персонажам, ребенок учится различать, что такое хорошо и что такое плохо.
Публикация «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Если дети школьного возраста уже умеют читать сами, то дошкольники еще не обладают такими навыками. Поэтому главная задача воспитателя научить детей слушать литературные произведения, а также заинтересовать их. Воспитатель должен уметь выразительно прочитать или образно рассказать. Только тогда ребенок сможет правильно понять идею произведения.
Также важно, чтобы речь воспитателя была: грамматически правильно построенной, связной, доступной для понимания, интонационно выразительной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка и т. д. Так как знакомство дошкольников с книжной культурой, детской литературой в детском саду, согласно ФГОС дошкольного образования, является средством речевого развития детей и способствует обогащению активного словаря дошкольников, связной диалогической и монологической речи, развития речевого творчества.
Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду (Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников) :
- чтение и рассказывание художественной литературы; заучивание стихотворений на занятиях;
- использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.
На занятиях мы каждый день читаем художественные произведения, проводим беседы, знакомимся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Линдгрен и многих других.
Особое внимание в работе с детьми старшей группы я уделяю заучиванию стихотворений. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Дошкольники, с радостью, рассказывают стихотворения на мероприятиях в честь праздников: 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Таким образом, развивается не только речь детей, но и их ораторские способности.
Также для развития связной речи дошкольников очень эффективными являются пересказы художественных произведений. В старшей группе, например, можно использовать народные сказки, небольшие рассказы Л. Н. Толстого и т. д.
Читая детям, художественные произведения на занятиях по развитию речи, мы используем разнообразные методы и приемы, но более эффективным является практический метод, а именно театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность способствует развитию психических процессов и различных качеств личности дошкольника - самостоятельности, инициативности, эмоционального мира и воображения. В старшей группе для театрализации можно использовать сказки «Лиса и кувшин», «Хаврошечка».
При инсценировки художественных произведений я стараюсь опираться на разнообразие театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.).
Так как театрализованная деятельность помогает не только в развитии ощущений, эмоций, фантазии, воображения, памяти, внимания, воли и т. д., она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Ребенок расширяет свой словарный запас, совершенствует артикуляционный аппарат, усваивает богатство родного языка.
Также дети очень любят отгадывать загадки, читать и учить пословицы. Отгадывая загадки - у ребенка развивается логическое мышление. А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь.
Особую роль в развитии у детей восприятия играет знакомство с книжной иллюстрацией. Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, с иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрации к литературным произведениям разных художников дают представление о вариативности образов, расширяют круг представлений, в какой-то мере стимулируют собственное творчество детей. Так в старшей группе дети с удовольствием рисуют иллюстрации к рассказу В. Драгунского «Друг детства», к сказкам П. Бажова «Серебряное копытце» и В. Катаева «Цветик-семицветик».
Одно из самых любимых мест дошкольников в группе - книжный уголок. Книжный уголок - это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Цель уголка книги: воспитание любви, уважения и интереса к книге, стремления к общению с ней, умения слышать и понимать художественный текст, воспитание будущих книголюбов. В этом уголке ребенок имеет возможность сам, без помощи взрослых, выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Благодаря этому он может сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.
Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе, способствует не только развитию речи, памяти, воображения, творческих способностей, моральных и нравственных качеств детей, но и развитию гармоничной, всесторонне развитой личности.