Папки-передвижки

Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста

Надежда Горшенина
Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Эмоциональным источником обогащения культуры детей дошкольного возраста является художественная литература. В круг детского чтения должны входить произведения классической, современной русской и зарубежной литературы, произведения устного творчества русского народа и народов мира, книги природоведческой, дидактической направленности. Благодаря особым, свойственным содержательным возможностям художественной литературы, этот вид искусства привносит в жизнь детей своё индивидуально-самобытное видение окружающего мира и отношение к нему, развивает восприимчивость и чуткость к художественному слову, позволяет понимать прекрасное не только умом, но и сердцем.

Публикация «Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Эмоциональная культура — системное образование, включающее в себя развитое образное мировидение, представления художественно-образной направленности, освоенные личностью ценностные категории, находящие разноплановое отражение в разных видах деятельности, поведении, оценочных суждениях, отношении к миру; способность к яркому, экспрессивному самовыражению, проявлению эмоциональной отзывчивости.

Эмоционально развивающая сила образа заключается в том, что он не копируется детским сознанием, а преобразуется в нём, видоизменяется, приобретая новую жизнь.

Непосредственное восприятие художественных произведений пробуждает эмоциональное впечатления детей, побуждает к фантазированию. Не само произведение вызывает детские эмоции, а те картины и яркие образы, что воссозданы педагогом в сознании, воображении детей. Ведь их отличает эмоциональная непосредственность. Откровенный испуг, слёзы, радость, переходящая в восторг – это всё естественные для ребёнка состояния при восприятии художественной литературы. Эмоциональная непосредственность служит основным каналом, через который дети понимают и воспринимают содержание, идейный смысл произведения. Благодаря эмоциям дети воспринимают и чувствуют образы произведений, характер чувственной достоверности и находят отражение в их душевной жизни. Отсюда появляется вера в реальное существование вымышленных персонажей таких, как Карлсон, Чебурашка, домовёнка Кузю и др. Ребёнок запоминает то, что охвачено сильным чувством, поэтому не случайно образы художественных произведений являются основой «творческой смысловой игры» и продолжают жить в детских рисунках, поделках, играх-драматизациях и т. д.

В дошкольном возрасте дети воспринимают художественное произведение как слушатели, а не как читатели. Поэтому для детей важна сама подача текста, выразительное чтение, тонкости в передаче ритмической структуры, рифмы, интонации. Именно через качество подачи литературных текстов, а не через рассуждения, анализ литературных текстов дети постигают красоту поступков героев, пейзажных зарисовок, поэтичность образов, позиции автора к описываемым событиям, жанровое своеобразие произведения. Выбор способа преподнесения художественного произведения зависит от идейного замысла, формы, способов его художественного воплощения. Например, перед чтением стихотворения необходимо продумать вид его исполнения – декларативно-риторический, говорной или напевный.

Эмоционально развивающая сила образа заключается в том, что он не копируется детским сознанием, а преобразуется в нем, видоизменяется, приобретая новую жизнь. Данный процесс внутреннего принятия детьми образно насыщенного содержания широко представлен в работах А. В, Запорожца, Л. П. Стрелковой, Т. П. Хризман, позднее Т. И. Алиевой и др. Непосредственное восприятие художественных произведений пробуждает эмоциональные впечатления, побуждает ребенка к фантазированию, приводит к появлению «мотивационно-смысловых ориентировок» (А. В. Запорожец). Под влиянием мотивационно-смысловых ориентировок у ребенка возникают «эмоциональные образы», в структуре которых доминирующее место занимают важные для субъекта предметы, события, окрашенные личным отношением. Эмоциональные образы — это образы, сотворенные самим ребенком на основе чувствования, вживания, идентификации, перевоплощения, то есть разнопланового преобразования воспринятого в личностные эмоционально-когнитивные обобщения. Такие образы служат средством психического выражения эмоций.

Эмоциональный характер восприятия художественных произведений и связанных с ним переживаний, разноплановых проявлений пристрастного Я ребенка усиливает использование метода эмоционально-сенсорного воздействия. Сущность его в том, что педагог пробуждает эмоциональные реакции у детей посредством воздействия на сенсорные процессы и актуализации разномодальных ощущений. Раскроем различные варианты применения метода эмоционально-сенсорного воздействия в процессе чтения художественных произведений.

Использование перед восприятием художественного текста в качестве расположения к восприятию эмоционального настроя, создания эмоционально-насыщенной атмосферы. Например, в начале чтения произведения В. Куприна «Отцовское поле» или Я. Дягутите «Лёгкий хлеб» педагог предлагает детям закрыть глаза и вдохнуть аромат свежего ржаного и пшеничного хлеба, а перед чтением произведения Л. Некрасова «Это наша Родина» или М. Исаковского «Родина» послушать запись, передающую звуки родной природы (пение птиц, шум дождя. Журчание весенних вод и др., походить по шуршащим листьям или мягкой тёплой траве и т. д.

Применение в процессе чтения художественного произведения в качестве актуализации эмоциональных переживаний. Например, во время чтения «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина можно предложить детям изобразить руками различное состояние моря, при чтении стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» дать возможность вдохнуть запахи, связанные с той или иной профессией. Рассказывая сказки, вводя детей в мир мифологии и эпосов, можно одновременно дать возможность почувствовать различные состояния героев, смысл их поступков, окрашенность ситуаций, обуславливающих те или иные испытания персонажей, через прикосновение к поверхности различного качества – колючей, шершавой, мокрой, холодной, пушистой, гладкой и т. д.

В ряде случаев данный метод может логично применяться после прочтения художественного произведения, в процессе общения по поводу мотивов поступков, оценки способов действий героев. Например, можно предложить изобразить движениями способы передвижения сказочного героя; подобрать цвет одежды, отвечающий настроению персонажа; выбрать из предложенных вариантов музыкальный фрагмент, отражающий общее впечатление от восприятия литературного текста, и т. д.

Беседы способствуют развитию и поддержке живого интереса к художественному произведению. В процессе их проведения целесообразно применять приёмы и педагогические средства, побуждающие к актуализации литературного и личного опыта детей :

• Создавать игровые ситуации, направленные на передачу движениями эмоциональных состояний литературных персонажей, демонстрирование индивидуально-неповторимого, самобытного рисунка эмоциональной экспрессии;

• Создавать проблемные ситуации, побуждающие к называнию эмоциональных состояний героев, способов изменения негативного настроения героев, подбору слов-синонимов, антонимов, сравнений и т. д. ; вариантов проявления сочувственного поведения;

• Использовать наглядный материал (иллюстрации, серии картин и т. п., способствующий переводу словесного материала в зрительные образы, позволяющий развивать представления о персонажах в единстве их душевных внутренних переживаний и внешних экспрессивных проявлений, и т. д.

Незаменимым средством обогащения эмоционального опыта детей выступают театрализованные игры (игры-драматизации и игры-инсценировки, содержательную основу которых составляют тексты литературных произведений. Позитивное влияние театрализованных игр на совершенствование эмоционального опыта детей обусловлено их особыми эмоциогенными свойствами : инсценирование движений, характерных для эмоционального состояния героя, наличие воображаемых ситуаций, ролевых воплощений, игрового азарта, возможностью моделирования эмоциональных проявлений и др. такие игры служат источником не только экспрессивной, но и творческой самореализации детей, позволяют снимать скованность в движениях, жестах, голосовых реакциях, способствуют реализации потребности детей во внешних действиях.

Публикации по теме:

Детская художественная литература как средство развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста Вашему вниманию предлагается работа на тему: «Детская художественная литература, как средства развития театрализованной деятельности детей.

Фетровый планшет — средство обогащения сенсорного опыта детей раннего и младшего дошкольного возраста «Фетровый планшет – средство обогащения сенсорного опыта детей раннего и младшего дошкольного возраста» Выступление педагога-психолога.

Художественная литература как средство ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых При ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными и практическими методами, умело сочетая их со словесными (рассказы,.

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» мыслитель XX века Эриха Фромма Игра представляет.

Консультация для воспитателей «Художественная литература как средство коммуникации» Художественная литература как средство коммуникации В эпоху компьютерных игр и обилия игрушек, дети все меньше и меньше интересуются художественной.

Литература экологической направленности, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Огромное значение на развитие речи старшего дошкольника оказывает литература. Так, многочисленные исследования (В. В. Гербова, В. А. Говорухина,.

Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста Актуальность Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье.

НОД по ознакомлению детей с художественной литературой. Консультация «Художественная литература в развитии ребенка» Занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. подготовила воспитатель Щепалова Надежда Александровна, МОУ.

Проект «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» МКОУ «Детский дом №1 «Родник» Принято «Утверждаю» на педагогическом совете Директор МКОУ «Детский дом педагогов МКОУ «Детский дом № 1.

Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника Статья на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника» Калачева Ирина Викторовна Воспитатель ГБДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 октября 2019 в 18:53
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Горшенина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД