Надежда Горшенина
Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Эмоциональным источником обогащения культуры детей дошкольного возраста является художественная литература. В круг детского чтения должны входить произведения классической, современной русской и зарубежной литературы, произведения устного творчества русского народа и народов мира, книги природоведческой, дидактической направленности. Благодаря особым, свойственным содержательным возможностям художественной литературы, этот вид искусства привносит в жизнь детей своё индивидуально-самобытное видение окружающего мира и отношение к нему, развивает восприимчивость и чуткость к художественному слову, позволяет понимать прекрасное не только умом, но и сердцем.
Публикация «Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Эмоциональная культура — системное образование, включающее в себя развитое образное мировидение, представления художественно-образной направленности, освоенные личностью ценностные категории, находящие разноплановое отражение в разных видах деятельности, поведении, оценочных суждениях, отношении к миру; способность к яркому, экспрессивному самовыражению, проявлению эмоциональной отзывчивости.
Эмоционально развивающая сила образа заключается в том, что он не копируется детским сознанием, а преобразуется в нём, видоизменяется, приобретая новую жизнь.
Непосредственное восприятие художественных произведений пробуждает эмоциональное впечатления детей, побуждает к фантазированию. Не само произведение вызывает детские эмоции, а те картины и яркие образы, что воссозданы педагогом в сознании, воображении детей. Ведь их отличает эмоциональная непосредственность. Откровенный испуг, слёзы, радость, переходящая в восторг – это всё естественные для ребёнка состояния при восприятии художественной литературы. Эмоциональная непосредственность служит основным каналом, через который дети понимают и воспринимают содержание, идейный смысл произведения. Благодаря эмоциям дети воспринимают и чувствуют образы произведений, характер чувственной достоверности и находят отражение в их душевной жизни. Отсюда появляется вера в реальное существование вымышленных персонажей таких, как Карлсон, Чебурашка, домовёнка Кузю и др. Ребёнок запоминает то, что охвачено сильным чувством, поэтому не случайно образы художественных произведений являются основой «творческой смысловой игры» и продолжают жить в детских рисунках, поделках, играх-драматизациях и т. д.
В дошкольном возрасте дети воспринимают художественное произведение как слушатели, а не как читатели. Поэтому для детей важна сама подача текста, выразительное чтение, тонкости в передаче ритмической структуры, рифмы, интонации. Именно через качество подачи литературных текстов, а не через рассуждения, анализ литературных текстов дети постигают красоту поступков героев, пейзажных зарисовок, поэтичность образов, позиции автора к описываемым событиям, жанровое своеобразие произведения. Выбор способа преподнесения художественного произведения зависит от идейного замысла, формы, способов его художественного воплощения. Например, перед чтением стихотворения необходимо продумать вид его исполнения – декларативно-риторический, говорной или напевный.
Эмоционально развивающая сила образа заключается в том, что он не копируется детским сознанием, а преобразуется в нем, видоизменяется, приобретая новую жизнь. Данный процесс внутреннего принятия детьми образно насыщенного содержания широко представлен в работах А. В, Запорожца, Л. П. Стрелковой, Т. П. Хризман, позднее Т. И. Алиевой и др. Непосредственное восприятие художественных произведений пробуждает эмоциональные впечатления, побуждает ребенка к фантазированию, приводит к появлению «мотивационно-смысловых ориентировок» (А. В. Запорожец). Под влиянием мотивационно-смысловых ориентировок у ребенка возникают «эмоциональные образы», в структуре которых доминирующее место занимают важные для субъекта предметы, события, окрашенные личным отношением. Эмоциональные образы — это образы, сотворенные самим ребенком на основе чувствования, вживания, идентификации, перевоплощения, то есть разнопланового преобразования воспринятого в личностные эмоционально-когнитивные обобщения. Такие образы служат средством психического выражения эмоций.
Эмоциональный характер восприятия художественных произведений и связанных с ним переживаний, разноплановых проявлений пристрастного Я ребенка усиливает использование метода эмоционально-сенсорного воздействия. Сущность его в том, что педагог пробуждает эмоциональные реакции у детей посредством воздействия на сенсорные процессы и актуализации разномодальных ощущений. Раскроем различные варианты применения метода эмоционально-сенсорного воздействия в процессе чтения художественных произведений.
Использование перед восприятием художественного текста в качестве расположения к восприятию эмоционального настроя, создания эмоционально-насыщенной атмосферы. Например, в начале чтения произведения В. Куприна «Отцовское поле» или Я. Дягутите «Лёгкий хлеб» педагог предлагает детям закрыть глаза и вдохнуть аромат свежего ржаного и пшеничного хлеба, а перед чтением произведения Л. Некрасова «Это наша Родина» или М. Исаковского «Родина» послушать запись, передающую звуки родной природы (пение птиц, шум дождя. Журчание весенних вод и др., походить по шуршащим листьям или мягкой тёплой траве и т. д.
Применение в процессе чтения художественного произведения в качестве актуализации эмоциональных переживаний. Например, во время чтения «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина можно предложить детям изобразить руками различное состояние моря, при чтении стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» дать возможность вдохнуть запахи, связанные с той или иной профессией. Рассказывая сказки, вводя детей в мир мифологии и эпосов, можно одновременно дать возможность почувствовать различные состояния героев, смысл их поступков, окрашенность ситуаций, обуславливающих те или иные испытания персонажей, через прикосновение к поверхности различного качества – колючей, шершавой, мокрой, холодной, пушистой, гладкой и т. д.
В ряде случаев данный метод может логично применяться после прочтения художественного произведения, в процессе общения по поводу мотивов поступков, оценки способов действий героев. Например, можно предложить изобразить движениями способы передвижения сказочного героя; подобрать цвет одежды, отвечающий настроению персонажа; выбрать из предложенных вариантов музыкальный фрагмент, отражающий общее впечатление от восприятия литературного текста, и т. д.
Беседы способствуют развитию и поддержке живого интереса к художественному произведению. В процессе их проведения целесообразно применять приёмы и педагогические средства, побуждающие к актуализации литературного и личного опыта детей :
• Создавать игровые ситуации, направленные на передачу движениями эмоциональных состояний литературных персонажей, демонстрирование индивидуально-неповторимого, самобытного рисунка эмоциональной экспрессии;
• Создавать проблемные ситуации, побуждающие к называнию эмоциональных состояний героев, способов изменения негативного настроения героев, подбору слов-синонимов, антонимов, сравнений и т. д. ; вариантов проявления сочувственного поведения;
• Использовать наглядный материал (иллюстрации, серии картин и т. п., способствующий переводу словесного материала в зрительные образы, позволяющий развивать представления о персонажах в единстве их душевных внутренних переживаний и внешних экспрессивных проявлений, и т. д.
Незаменимым средством обогащения эмоционального опыта детей выступают театрализованные игры (игры-драматизации и игры-инсценировки, содержательную основу которых составляют тексты литературных произведений. Позитивное влияние театрализованных игр на совершенствование эмоционального опыта детей обусловлено их особыми эмоциогенными свойствами : инсценирование движений, характерных для эмоционального состояния героя, наличие воображаемых ситуаций, ролевых воплощений, игрового азарта, возможностью моделирования эмоциональных проявлений и др. такие игры служат источником не только экспрессивной, но и творческой самореализации детей, позволяют снимать скованность в движениях, жестах, голосовых реакциях, способствуют реализации потребности детей во внешних действиях.