Папки-передвижки

НОД по ознакомлению детей с художественной литературой. Консультация «Художественная литература в развитии ребенка»

Надежда Щепалова
НОД по ознакомлению детей с художественной литературой. Консультация «Художественная литература в развитии ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе.

подготовила воспитатель Щепалова Надежда Александровна, МОУ "Детский сад № 266"

Тема: «Кто они, гости сказочной страны?»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Цель: Воспитывать у детей интерес к устному русскому народному творчеству

Задачи:

1. Дидактическая:

• Пополнить знания детей содержанием новой сказки

2. Коррекционная

Публикация «НОД по ознакомлению детей с художественной литературой, Консультация „Художественная литература в развитии ребенка“» размещена в разделах

• Закреплять знания детей о знакомых сказках, положительных и отрицательных героях

• Продолжать развивать воображение, память

3. Воспитательная

• Воспитывать уважение друг к другу, умение подчиняться правилам, умение разделять понятия «хорошо», «плохо»

Оборудование Кассета с новой сказкой, доска, фломастеры, Фишки, бумага.

Формы организации деятельности:

• фронтальная

• игровая

Структура занятия:

1. Деление детей на команде

2. Появление Эника.

3. Викторина по сказкам.

4. Загадки по сказкам.

5. Физкультурная пауза

6. Рисование «Мой любимый герой»

7. Просмотр детьми сказки

8. Подведение итогов жюри.

Характеристика группы развитие детей в соответствии с возрастом.

Предполагаемый результат: возникновение у детей интереса к устному русскому народному творчеству.

Ход занятия:

Вводная часть:

Дети сидят за столами уже разделенные на три команды.

Входит сказочный гость.

Дети приветствую его.

Сказочный гость: Здравствуйте ребята! Я пришел к вам из сказочной страны, и зовут меня Эник! А пришел я к вам вот почему. Захотелось мне узнать, какие же сказки и их героев вы уже знаете и любите! А так же познакомить с новой.

Основная часть:

Начинается сказочная викторина. За каждый правильный ответ, команда получает сказочный жетон (фишку, с изображением самого Эника.

Эник: Итак! давайте начнем!

Вопросы:

1. Какие сказки вы знаете?

2. Как зовут главных героев этих сказок?

3. А кто из них положительные герои? А кто отрицательные герои?

Эник: а еще ребята, я вам приготовил загадки:

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился (Колобок)

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку Красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)

Носик круглый, пяточком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросенка)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор (Айболит)

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше. (Карлсон)

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?. (Буратино)

Она красива и мила,

А имя ей от слова «зола». (Золушка)

Вместе с Карлсоном

Прыгал с крыш

Шалунишка наш… (Малыш)

Эник: а пока мы будем знакомиться, с новой сказкой воспитатели посмотрят, кто, сколько жетончиков заработал! И кто победил!

Но сначала мы немножко подвигаемся!

Эник с детьми делает сказочные упражнения:

«Буратино потянулся»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

«Гномик»

Гномик по лесу гулял,

Колпачок свой потерял.

Колпачок был непростым

Со звоночком золотым.

Гному кто точней подскажет,

Где искать ему пропажу?

Эник: И это еще не все! Перед тем как мы с вами начнем знакомиться с новой сказкой, вам нужно каждому нарисовать своего героя, героя которого вы придумаете! Вот вам карандаши и листочек бумаги. Приступайте!

После того как дети закончат рисовать, все рисунки вывешивают на стенд.

Заключительная часть:

Эник: Какие же вы молодцы! Какие у вас красивые рисунки получились. Ну а теперь начинаем знакомиться с новой сказкой! А сказка называется «Гуси-Лебеди»

Эник усаживает детей на стульчики и начинается показ сказки.

После просмотра Эник с детьми обсуждает то, что посмотрели.

После обсуждения Эник приступает к награждению!

ПОБЕДИЛА ДРУЖБА!

Каждому из детей вручается по диплому сказочной страны.

Совместная работа по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе.

Тема: «Старая сказка на новый лад».

Цель: Способствовать развитию воображения при выполнении коллективной работы

Задачи:

1. Дидактическая:

• Учить детей самостоятельно додумывать заданный сюжет

2. Коррекционная

• Помогать, детям активно участвовать в беседе на заданную тему

3. Воспитательная

• Воспитывать умение участвовать в выполнении коллективной работы

• Воспитывать устойчивость внимания, сосредоточенность

Оборудование: «кинолента» (рулон ватмана, фломастеры.

.

Формы организации деятельности:

• Занятие в игровой форме.

Структура занятия:

1. Вводная часть «Как создают кинофильмы»

2. Основная часть – придумывание новой сказки и рисование её

3. Заключительная часть – подведение итогов

4.

Характеристика группы: дети седьмого года жизни.

Предполагаемый результат: проявление детьми фантазии и воображения при выполнении коллективной работы

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами будем дорисовывать сказку. Вот посмотрите! (воспитатель показывает детям киноленту, на которой дед посадил репку). Это у нас с вами сказка «Колобок», но у нее нарисовано только начало, как дед посадил репку. А что же будет дальше нам надо с вами придумать. Придумать новых персонажей для этой сказки и конец.

Основная часть:

Воспитатель: Сейчас давайте с вами вместе подумаем кто может в этой сказке еще появиться. Может быть, он или она будут помогать деду, а может быть наоборот будут ему мешать? А старые герои сказки будут тоже там или все-таки мы с вами возьмем в «нашу» сказку только новых героев?

А вы помните, кто был в этой сказке из героев? (ответы детей).

Дети начинаю высказывать свои предложения. Воспитатель выбирает один из предложенных вариантов и вместе с детьми додумывает сказку до конца, по ходу беседы задает наводящие вопросы.

Потом, когда все будет придумано, воспитатель с детьми проговаривают старую сказку по-новому от начала до конца.

Таким образом, дети совместно с воспитателем придумывают дальнейший сюжет, а затем под руководством воспитателя дорисовывают фломастерами в каждом кадре картинку происходящего.

Заключительная часть:

Воспитатель: Ну вот! Посмотрите, какая у нас с вами получилась интересная сказка! Да еще и нарисованная! Давайте поставим ее в театральный уголок, и потом будем по нашей новой сказке показывать театр.

Таким образом, кинолента со сказкой на новый лад, сочиненная детьми, вешается над уголком театрализации!

"ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

В РАЗВИТИИ

РЕБЕНКА

Велико воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольников. Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. Необходимо не только учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, обращать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После рассказывания сказок, необходимо учить детей дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме произведение. Ежедневное чтение детской литературы оказывают большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель, эпитет и др.).

В сложившихся современных условиях книга почти лишилась прежнего значения у родителей, а телевидение активно вытесняет её из детской жизни. Семья является первичным лоном человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Она образец жизни, который усваивает малыш и будет копировать в своей семье, став взрослым. Семейные взаимоотношения становятся для него «моделью», по которой формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел. Ибо первые 3-5 лет весь мир человека – это, прежде всего его семья, которая удовлетворяет его потребности: в еде, общении, защищенности и в главной человеческой потребности – быть любимым, быть нужным в этом мире. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить, верить, жертвовать – именно родители и первые воспитатели, они закладывают основу духовно-нравственного развития маленького человека. Но сегодняшняя ситуация говорит об утрате культуры семейных взаимоотношений. Частый диагноз, который врачи ставят детям – «синдром дефицита внимания», неудовлетворенная потребность в родительской любви лишает ребенка главного – способности любить, строить собственную семью, радоваться жизни

Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребёнок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту. Это лишний раз подтверждает, что путём правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на развитие его речи. Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, даёт первые и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном. Специфика литературы состоит в том, что средством выражения художественного содержания является неповторимый языковой образ, к которому малыш тянется бессознательно, привлечённый его красотой, необычайностью. Это побуждает ребёнка к многократному повторению яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становиться достоянием. Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму. Адресуясь к детям, писатели дают им систему нравственных ориентиров в сложном, многообразном мире (Л. Н. Толстой «Котёнок»; К. Чуковский «Мойдодыр»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»; А. Барто «Игрушки» и др.).К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребёнка духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всем его многообразии: потешки, пестушки, загадки, cчиталки, перевёртыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и др. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, приспособлены к детским потребностям. Они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту.

Таким образом, в своём литературном развитии ребёнок должен идти от литературы своего народа к классике мировой детской литературы. При этом в круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольников широту читательских интересов, а с другой избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

Дошкольный возраст – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных. Время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. Не упустите эту возможность!

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!

Публикации по теме:

Детская художественная литература в формировании личности и речевом развитии ребенка Книга играет огромную роль в формировании личности ребенка - дошкольника, в его речевом развитии. Детскую художественную литературу необходимо.

Консультация «Художественно-эстетическое развитие, художественная литература, музыка» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Извлечение из ФГОС ДО. Художественно-эстетическое развитие предполагает.

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «Беседа «Наши мамы» в старшей группе Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Тема: «Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Чтение рассказа С. Вангели «Подснежники» Кравцова Ольга Михайловна Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Чтение рассказа С. Вангели «Подснежники» Интеграция.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой и развитие речи в средней группе «В гостях у сказки»Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой и развитие речи в средней группе «В гостях у сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Алейска «Детский сад №8» Конспект НОД по ознакомлению с художественной.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой на тему «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького» Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему: «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького». Цель:.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе «Мойдодыр» Программное содержание: создать обстановку радостной встречи с героем знакомой сказки; -закреплять знания детей о предметах личной гигиены,.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки В. Г. Сутеева «Под грибом» Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой (с элементами театрализованной деятельности). Тема: чтение сказки В. Г. Сутеева.

Конспект НОД с детьми старшей группы по ознакомлению с художественной литературой «Рассказ Н. Носова «На горке» Цель: знакомство детей с рассказом "На горке" Н. Носова. Задачи: 1. развивать умение понимать характер героев художественных произведений,.

Консультация для воспитателей «Художественная литература как средство коммуникации» Художественная литература как средство коммуникации В эпоху компьютерных игр и обилия игрушек, дети все меньше и меньше интересуются художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по ознакомлению детей с художественной литературой. Консультация «Художественная литература в развитии ребенка»
Опубликовано: 31 марта 2019 в 11:07
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по ознакомлению детей с художественной литературой. Консультация «Художественная литература в развитии ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Щепалова (УИ 106585) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД