Каташева Татьяна
Проект «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МКОУ «Детский дом №1 «Родник»
Принято «Утверждаю»
на педагогическом совете Директор МКОУ «Детский дом
педагогов МКОУ «Детский дом № 1 «Родник»»
№1 «Родник»» ___
Протокол № Приказ № ___от ___ г.
Проект
«Экологическая тропа как средство формирования
экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Вид проекта: познавательно - исследовательский, творческий;
Публикация «Проект „Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Сроки реализации: долгосрочный (2019-2020г. г.);
Участники проекта: педагоги, дети старшей – подготовительной группы,
воспитатели, специалисты;
По количеству участников: индивидуально – подгрупповой.
Автор проекта:
Воспитатель высшей квалифиционной категории Т. Е. Каташева
пгт. Спасск, 2019
Актуальность проекта:
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Это происходит оттого, что всегда очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию, и привело к тому, что люди стали относиться к природе только как к источнику сырья, жизни и т. д. В результате появились озоновые дыры, парниковый эффект, нефтяные пленки на поверхности воды. Вырубка лесов разрушает экосистемы и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты. Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком, а ведь дошкольное детство - это период бурного роста и интенсивного развития ребёнка, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. В наше время ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания является содержательным элементом экологического воспитания дошкольников. Именно по этой причине в нашем детском доме возникло желание изменить уже сложившуюся среду, создать индивидуальный облик территории детского дома за счёт создания экологической тропы, отражающей особенности экосистемы родного края – Горной Шории.
Цель - создание экологической тропы, обеспечивающей у детей старшего дошкольного возраста формирование экологической культуры и любви к родным местам.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы
2. Научить некоторым способам экспериментирования и исследования объектов
природы родного края (Горной Шории);
3. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе ;
4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
При реализация проекта прослеживалась интеграция пяти образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Для решения задач проекта были определены методы и приёмы:
Словесный методы: беседы, художественное слово, пояснения.
Наглядные методы: наблюдение, показ, образец.
Практический методы: показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).
Проект разработан с учетом различных технологий, которые отражают:
Принцип доступности- обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возраста форме: игры, чтения, литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
Принцип системности- решение поставленных задач.
Принцип гуманнистичности – индивидульно-ориентированный подход и всесторонние развитие личности ребенка.
Предполагаемые результат: обогатиться опыт детей в сфере экологического воспитания, путем использования разных методов и приемов; сформируется у детей гуманистическая направленность поведения в окружающих природных условиях, пополнится словарный запас детей;
Этапы работы по проекту Сроки
В течение всего периода работы над проектом
Сентябрь - октябрь
1 этап - подготовительный (диагностический):
- Изучить особенности природного окружения на участке детского дома;
-Сбор методических и практических материалов, обобщение материалов проекта;
- Мониторинг познавательного развития;
-Обогащение предметно-развивающей среды: оформление уголка по экологическому воспитанию
-Разработка конспектов занятий.
2 этап - основной (практический):
Работа с детьми :
ноябрь
1. Целевая прогулка по участку детского сада.
2. Изобразительная деятельность с применением
нетрадиционных приёмов рисования
«Деревья в золотой листве».
3. Опыты со снегом «Разноцветные фигуры».
декабрь
1. Наблюдение «Елочка - красавица, всем ребятам нравится». ПР (ОЗОМ)
2. Экспериментирование с водой (украшение елки цветными льдинками)ПР (ПИД)
3. Ручной труд- поделка из ватных дисков «Снеговик»
ХЭР (К)
январь
1. Экскурсия по территории детского дома «Птицы зимой» ПР (ОЗОМ)
2. Сюжетно-ролевые игры «Поездка в лес», «Кормушка» СКР (СОН)
3. Лепка «Зернышки для птичек» ХЭР (Л)
февраль
1. Высаживание семян овощей и цветов на рассаду – создание «Огорода на окне»ПР (ПИД)
2. Экскурсия по территории
детского дома: «Знакомство с
объектами экологической тропы в зимней период
времени» ПР (ОЗОМ)
3. Настольный театр «Репка» РР (РР)
март
1. Рассматривание иллюстраций природы родного края весной «Первая травка и первые цветы» (рисование гуашью) ХЭР (Р)
2. Вывешивание скворечников на участке «Домики для птиц» ПР (ОЗОМ)
3. Заучивание русской народной песни «Во поле береза стояла…»ХЭР (М)
апрель
1. Познавательное общение «День Земли» РР (РР)
2. Оформление альбома «Полевые цветы»
3. Развлечение «Весна - красна у нас в гостях» СКР
(СОН)
4. Экскурсии по территории детского дома «Весенний наряд», «Объекты экологической тропы». ПР (ОЗОМ)
май
1. Праздник «На природу в лес пойдем» СКР (СОН)
2. Чтение: З. Александрова «Не мешайте мне трудиться», «Димка-невидимка» РР (РР)
3. Экскурсия в березовую рощу. ПР (ОЗОМ)
4. Высаживание рассады и посев семян цветов на цветник. СКР (ССТ)
июнь
1. Целевая прогулка «Санитары леса» ПР (ОЗОМ)
2. Поисковая деятельность «Аптека под ногам» ПР (ПИД)
3. Спортивный досуг «Солнце, воздух и вода – наши
лучшие друзья» ФР (ЗОЖ;ФК)
4. Аппликация «Солнце красное» ХЭР (А)
июль
1. Целевая прогулка на луг «От заката до рассвета по лугам гуляет лето» ПР (ОЗОМ)
2. Наблюдение: «Коллекция камней» (рассматривание камней: большие и маленькие)
3. Нетрадиционное рисование: восковые мелки и гуашь «Что растет на грядках» ХЭР (Р)
август
1. Рассматривание сюжетных картинок и фотографий «Мы ходили по экологической тропе»
2. Игра-фантазия: «Земля - наш общий дом» (придумывание и проигрывание событий, происходящих на земле)РР (РР)
3. Серия опытов: «Какой он, песок?» (пересыпание и просеивание песка, сравнение его температуры)
ПР (ПИД)
4. Строительные игры из песка: «В песочной стране» (использование формочек различного вида) ХЭР (К)
Работа с педагогами:
-Консультация «Дошкольник и экология» март
- Турпоход «На лесную полянку» август
3 этап заключительный - Сентябрь
Презентация проекта: «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры
у детей дошкольного возраста»
Список литературы
З. Ф. Аксенова. «Войди в природу другом», М. : «Сфера» 2011г. ;
Н. Ф. Виноградова. «Дети, взрослые и мир вокруг», М. : «Просвещение» 1993г. ;
А. С. Галанова. «Дошкольники на прогулке», 2005г. ;
А. И. Иванова. «Живая экология», М. : «Сфера» 2007г. ;
С. Н. Николаева. «Юный эколог», «Мозаика-синтез» 1999г. ;
Н. А. Рыжова. «Наш дом природа», М. : 2005г. ;
Н. А. Рыжова. «Что у нас под ногами», М. : 2005г. ;
Н. А. Рыжова. «Экологический проект «Моё дерево»», М. : 2006г. ;
И. Урмина, Т. Данилина. «Инновационная деятельность в ДОУ», М. : 2009г.
Л. Б. Поддубная. «Природа вокруг нас», Издательство «Корифей», 2008г. ;
П. Г. Федосеева. «Система работы по экологическому воспитанию», Издательство «Корифей», 2008г