Наталья Бебекина
«Хохломские ложки». Комплексное занятие для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Хохломские ложки
Комплексное занятие для подготовительной группы
(музыка, изобразительная деятельность)
Составитель Н. В. Бебекина
Музыкальный руководитель МБДОУ
Детский сад № 129
г. Уссурийск
Цель: формировать у детей представление о ценности изделий прикладного искусства хохломы через музыку, изодеятельность.
Програмное содержание:
Публикация «„Хохломские ложки“, Комплексное занятие для подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
-развивать тембровый слух, чувство ритма. Учить детей передавать веселый, радостный характер песни, исполнять с динамическими оттенками;
-учить детей новой композиции хохломского узора; ввести в узор новые элементы: ягоды, клубники, малины, смородины; учить рисовать узоры на разных фонах: красном, черном и желтом (охра, в соответствии с фоном самостоятельно подбирать краски для узора.
Оборудование: деревянные ложки по количеству детей; музыкальные инструменты: трещетки, колотушка, ритмические палочки; предметы быта хохломской росписи; тонированные шаблоны деревянных ложек; краски гуашь и мягкие кисточки.
Ход занятия:
Дети под любую русскую народную мелодию входят в зал «цепочкой» хороводным шагом, идут «змейкой», закручивают «улитку», раскручивают и садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель: Сегодня у нас необычное занятие. О чем пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Сама не ест, а всех кормит. (ложка)
А вот еще одна:
Если только заскучаю,
Стоит мне на них сыграть,
Сразу станет веселее,
Ножкам хочется плясать.
Подождите, ножки,
Пусть сыграют ….(ложки)
Так что же такое ложки : столовый прибор или музыкальный инструмент? (ответы детей)
Вот такие они уникальные деревянные расписные ложки. То, что удобно есть деревянными ложками, хотя нам с вами и не привычно, не вызывает сомнения, они, в отличие от металлических,не обжигают губ, когда ешь горячую пищу. Попробуйте дома пользоваться деревянной ложкой, и вы в этом убедитесь.
Знаете ли вы, как они звучат, и сумеете ли отличить их звучание от звучания других инструментов. Это я сейчас проверю.
Игра «Угадай,на чем играю».
Педагог использует инструменты, сходные с ложками : трещотку, колотушку, коробочку. Повторять нужно в различном чередовании, если дети слышат звучание ложек, они стучат кулачками, изображая игру на ложках.
Оценка педагога.
Музыкальный руководитель: Ребята,вы изображали игру на ложках простейшим способом. Приемов игры на них очень много, посмотрите на один из них.
Танец с ложками (русская народная мелодия «Полянка»).
Музыкальный руководитель: Вот видите, сложенными в одной руке ложками можно стучать по ладони, и по коленям, и даже по пяткам, можно изобразить «солнышко». Хотите попробовать? Берите ложки и вставайте свободно по залу.
Упражнение «Солнышко» (оценка педагога).
Музыкальный руководитель: А сейчас ложки нам помогут в игре «Эхо». Наше эхо поселилось в лесу. Слушайте внимательно.
Дидактическая игра «Эхо».
Педагог выстукивает на ложках несложные ритмы, дети повторяют.
Дети садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель: А теперь посмотрите на эти две ложки, какая из них вам нравится больше и почему? (Ответы детей).
-Каким узором расписана ложка? Почему вы так решили?
Руководиель изодеятельности: Здравствуйте, ребята. Я, хохломская мастерица, сегодня пришла к вам, чтобы обучить вас этому мастерству, продолжить традиции и передать свои умения. А вы передадите свое умение другим людям.
В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывают ягодки: смородина, малина, рябина, или цветы: маки, колокольчики, ромашки.
Давайте подойдем к столам и рассмотрим хохломские изделия.
-Назовите предметы, украшенные хохломской росписью. (Стол, стул, ложки, миски, солонки.)
-Как одним словом можно назвать эти предметы? (Предметы быта.)
-Назовите предметы, встречающиеся в узорах в узорах. (Ягоа, листья, завитки, травка.)
Игра «Покажи элементы узора».
У каждого ребенка предмет с хохломской росписью. Педагог называет элементы (травка, завиток, ягода, листья, а дети пальцем «прорисовывают» его на изделии.
Руководитель изодеятельности: Обратите внимание, что листья украшены оживкой в виде прожилок. Сейчас мы отправимся с вами в мастерскую, где я научу вас росписи, а что мы будем расписывать, я думаю, вы уже догадались.
Дети рассаживаются на рабочие столы.
У руководителя несколько ложек с хохломским узором, таблица с элементами хохломского узора.
Педагог показывает ложки.
Где расположен узор на ложке?
-Из чего состоит узор? (Из ветки с ягодами, листьями, завитками и травкой.)
-Чем украшен край ложки (Каймой.)
- Как раскрашена ручка? (Ее нижний и верхний края другого цвета, чем середина.)
Далее педагог обращает внимание на то, что раньше они рисовали хохломские узоры на черном фоне изделий. А сегодня у них разные по цвету ложки : черные, красные, темно-желтые. В зависимости от цвета ложек дети должны сами найти краски для рисования каймы и узора. Спрашивает двух-трех детей, какого цвета у них ложки, какими красками они рисуют узор.
- С чего начинают расписывать ложку? (с узора в центре.)
-С чего начинают расписывать узор? (С крупных деталей.)
-Что расписывают потом?
В ходе работы педагог задает вопросы о том, с какими ягодами будет узор на ложке, каким цветом ребенок нарисует листья, ягоды и другие элементы узора. Советует на второй и третьей ложках рисовать узоры с другими ягодами. Напоминает, что на хохломских узорах ягоды и листья часто расположены по три рядом.
В конце занятия дети оценивают работы (самоанализ).
Музыкальный руководитель:
Золотая хохлома
Как волшебница жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка, мастерица,
Золотая Хохлома!
И богата, и красива,
Гостю рада от души.
Кубки, чашки и ковши,
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи!
Хохломские ложки полюбились по всей Руси, и их стали расписывать не только в селе Хохлома, но и во многих русских городах: Пскове, Туле, Смоленске. Вот об этом и наша разудалая песня «Ложки деревянные».
Дети берут свои работы и свободно встают по залу.
Как по-разному можно расписать хохломскую ложку, так по-разному можно исполнить песню. Не забудьте, что начало припева нужно спеть тише, как будто первые еще светлые тона краски вы наносите, а затем все ярче и ярче к концу припева.
Песня «Ложки деревенские» З. Роот.
Вот на этой яркой ноте мы и закончим свое занятие об величестве хохломской ложки.
Педагог предлагает пройти в группу и оформить стенд с новыми работами.