Алёна Чурилова
Конспект занятия «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "хлеб - всему голова "
Воспитатель: Чурилова Алёна Васильевна
Возраст воспитанников: подготовительный
Вид деятельности: Продуктивный, речевой, двигательный.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Публикация «Конспект занятия „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Цель: формирование знания у детей о значении хлеба в жизни человека и знаний о традициях Кубани.
Задачи:
Образовательные:
- Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда в наше время и в времена кубанских казаков.
- Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.
Познавательные:
- Закреплять знания детей о хлебобулочных изделий, жизни и традициях и обычаях казаков
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
- развивать общительность и коммуникабельность.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к музейным экспонатам и любовь к родному краю – малой Родине.
- Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям
- воспитание любви и уважения к людям труда, бережного отношения к хлебу как результату труда многих людей
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Материал: Картинки по теме,книга, соленое тесто, доски, стеки, музыка, атрибутика по теме.
Предварительная работа:
Подборка и рассматривание фотографий по теме занятия, мультимедийное сопровождение. Беседы с детьми; просмотр иллюстраций; рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в семьях детей; ознакомление с пословицами и поговорками, стихами и их заучивание. Беседы «Как мы можем беречь хлеб?», «Из чего делают хлеб?», «Что такое дрожжи?»; дидактические игры: «Что из чего?» (дегустация хлебобулочных изделий, «Угадай и назови», «Что где хранится», «Кто растит хлеб для всех людей?», «А Какой он хлеб?»; разучивание пальчиковых игр: «Каша в поле росла», «На блины», «Каравай» сюжетное рисование «Транспорт для хлебушка»; создание альбома «Загадки о хлебе»;
Методики проведения:
1. Приветствие (организационный момент)
Вместе; Здраствуй утро, Здраствуй день
А Учиться нам не лень. дружно за руку возьмемся и друг другу улыбнемся.
2. Ознакомление с сказкой Паустовского «Теплый Хлеб»
В;- Ребята, как зовется край в котором мы живем? (Краснодарский край)
- Как еще называют наш край? (Кубанью)
- Как называют жителей Кубани? (Кубанцы, кубанские казаки)
- А какая наша Кубань? (Красивая, раздольная, благодатная, хлебосольная)
Сегодня мы с вами вспомним о традиции выращивания хлеба. Как называют людей, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы) Как сегодня хлеб попадает к нам на стол вы уже знаете. Давайте вспомним. (Вначале трактор плугом вспахивает поле. Чтоб земля стала рыхлая, мягкая трактор ее рыхлит бороной. К тракторам цепляют сеялки, из которых зерна попадают в землю, а бороны сверху присыпают зерна землей.)
- Как вы думаете, а как хлеборобы узнают, что пора убирать урожай? (Урожай созрел тогда, когда колосья стали полные, крепкие, сухие. Когда пшеница пожелтеет)
- С чем можно сравнить поля, какие они? (Огромные, как море, красивые, золотые, бескрайние)
- Пшеница поспела, как ее убирают? (Комбайны выходят в поле и убирают пшеницу. Потом ее везут на элеватор).
- Что делают на элеваторе? (На элеваторе очищают пшеницу и превращают ее в зерно. Еще на элеваторе зерно хранят).
- А хотите узнать, как в старину на Кубани растили хлеб?
- Много лет назад главным занятием кубанцев было возделывание земли. Хлеб был основным продуктом питания. Без него было не прожить. Тяжелым занятием было выращивание хлеба. При помощи сохи казаки пахали землю, помогала лошадь. Затем бороной ровняли землю, затем сеяли хлебные зерна. Сеятель надевал большое лукошко или мешок с ремнем через плечо, туда насыпал зерно и вручную разбрасывал зерна в землю по сторонам. Когда пшеница созрела люди вручную срезали колосья серпом, связывали их в снопы. Потом пшеницу надо было обмолотить, то есть вытряхнуть зерно из колосьев. Затем пшеницу на телегах отвозили на мельницу молоть муку. Вот такой тяжелый труд хлеборобов. И все ради того, чтобы хлеб пришел к нам на стол. Ну а потом из муки месили тесто, из теста выпекали хлеб и хлебобулочные изделия.
К каждому празднику, по традиции, готовили особую выпечку. Встречали гостей – караваем, на масленицу пекли блины, к Пасхе обязательно готовили куличи, на яблочный спас на столе стоял яблочный пирог. А встречают весну приготовлением вкусных, сдобных жаворонков.
Посуду в которой раньше готовили еду, совсем не похожа на современную. Молоко хранили в глиняном сосуде. Продукт долго оставался свежим и прохладным даже в сильную жару.
Вкусную кашу готовили в чугуне .
Он был тяжелый, чугунный и каша в нём была вкусная. А чтобы его поставить в печь или вынуть из печи пользовались ухватом .
«Не красна изба углами, красна пирогами». Каждая хозяйка умела печь пироги. Замешивала тесто в специальной глиняной посуде, которая называлась макитра.
Казачка была рада приготовить вкусную еду для своего мужа и семьи.
Воспитатель: Чтобы испечь хлеб и пироги, нужно замесить тесто.
Вот и я для вас уже замесила тесто, и сейчас я предлагаю вам стать настоящими поварами и слепить свое изделие.
3. Перед тем как мы начнем, давайте для этого приготовим пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Пекарь».
Пекарь, пекарь (Хлопают в ладоши.)
Из муки испеки нам колобки, (Пекут колобки.)
Да сушки – Ванюшке,
Да баранки – Танюшке,
Да бублики – Гришке,
Да крендель – Маришке.
4. Приступаем к лепке (продумать этапы)
Воспитатель: Итак, лепим крендельки для Маришки. (звучит кубанская песня)
рассказать по этапное изготовление
Налепили и отправляем в русскую печь. (После окончания своих изделий дети выкладывают свои изделия на поднос) .
5. А сейчас мы с вами устали и я вам предлагаю провести разминку.
"Передай колос "
(Звучит музыка, дети стоят в круге и под музыку передают веточку колосков друг другу. Как только музыка замолкает, у кого остается колос выходит в круг и танцует)
Какой аромат с нашей печи. Пора нам посмотреть, испеклись ли наши крендельки, Какие вы молодцы.
Присаживаемся за столы,
6. рефлексия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали много нового о хлебе и жизни казаков. Интересное получилось у нас занятие правда же? Вам понравилось? Что вам понравилось?
- Скажите, ребята, что нового сегодня вы узнали? (ответы детей)
- Что больше всего вам понравилось, запомнилось? (ответы детей)
- Скажите, то что вы сегодня узнали, может вам как то пригодиться?
(ответы детей).
- Я думаю, теперь вы еще больше будете любить наш край, ценить и уважать людей, которые каждый день прикладывают много сил и здоровья, чтобы вы каждый день кушали вкусный, ароматный хлеб с хрустящей корочкой. Кубань – житница России. Рекордсмен по выращиванию хлеба. Никогда не забывайте своих предков, помните о них.
7. окончание ; А теперь мы улыбнемся, дружно за руки возьмемся. и друг другу на прощанья мы подарим обещание- знания ищи всегда умным станешь ты тогда.