Галина Коновалова
Консультация «Развитие речи детей с помощью скороговорок»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей с помощью скороговорок
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Основной причиной развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим, то необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Скорая медицинская помощь
- Скороговорки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Из всех известных методик по развитию речи детей дошкольного возраста скороговорки являются самым древним, самым интересным, самым доступным из них. На своих ежедневных занятиях в детском саду проговаривание скороговорок я провожу в форме игры без натиска и нажима, только по доброй воле ребенка, когда все участники процесса получают общее удовольствие.
"Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: "на дворе трава, на траве дрова" (Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, М. : Русский язык 1981-1988).
Приведу ещё определение из Толкового словаря В. И. Даля: «Скороговорка –частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья».
Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности и первоначально принадлежали фольклору взрослых, неся отпечаток мифологических представлений, истории народа, они развивают чувство родного языка, содействуют преодолению косноязычия.
Как работают скороговорки : и забава, и польза.
Гимнастики требуют не только наши руки и ноги, но и органы речи. Язык и губы нужно тренировать не меньше, чем другие части тела. Ни одна мышца не способна двигаться настолько тонко и точно, как язык, от которого зависит четкое и быстрое произношение звуков.
Если вы хотите развить у ребенка размеренную членораздельную речь, без «проглоченных» букв и скомканных слов, попробуйте поучить с ним скороговорки.
Их цель – выработка правильного произношения с помощью многократного повторения проблемных звуков.
Кто в детстве не разучивал эти шуточные стишки со сложным сочетанием звуков? Наверное, все помнят, как это было весело и интересно, а главное – затем можно было хвастаться перед друзьями быстрым и четким произношением!
Кроме того, такие выражения – самый доступный, простой и легкий способ улучшения произношения, ведь их придумывали и оттачивали не одну сотню лет.
Какое значение имеют скороговорки для ребенка? Они:
• учат малыша говорить четко и красиво;
• способствуют развитию памяти и воображения;
• улучшают дикцию и управление голосом;
• обогащают словарный запас.
Чтобы эффект от упражнений со скороговорками был максимальным, я хорошо подготовилась.
Сначала подобрала необходимые скороговорки – речевой материал для от-работки тех звуков, которые дети неправильно произносят.
Далее я объясняю смысл непонятных слов, стараюсь проиллюстрировать сказан-ное. Можно записать текст скороговорки на листе бумаги и прочитать вместе с ребенком.
После того, как вы подобрали интересный материал для тренировок произ-ношения определенных звуков, можете приступать к упражнениям. Помните, что в скороговорках главное – не скорость, а правильность и точность произношения.
Обязательно проговаривать текст медленно, четко произнося каждую букву и слог. Это способствует заучиванию правильного порядка слов и всей фразы.
Главная ошибка на этом этапе – очень быстрое проговаривание, когда путаются гласные и смешиваются слова. Внимательно следите, чтобы ребенок преодолел все трудные звукосочетания и отработал каждый звук.
Поиграйте с ребенком в суфлера, попросив его произносить скороговорку шепо-том, не теряя при этом разборчивости речи.
Затем поиграйте в чтение по губам, попросив говорить беззвучно, двигая губами.
Далее следует много раз повторить фразу, постепенно ускоряя темп. Пусть ребенок говорит с разной интонацией, пропевает, ускоряет и замедляет речь.
Занимайтесь по 2 раза в день в течение 10-15 минут.
Скороговорки бывают разные : и простые, и сложные по набору звуков.
Сразу отрабатывать с ребенком сложные скороговорки не стоит — неудачи только расстроят вас и малыша, отобьют желание работать дальше. Начинайте упражнения с простых и коротких скороговорок.
Если заметен прогресс в произношении, переходите на более сложные скороговорки для развития дикции; если же ребенок капризничает и говорит, что раньше было легче — попробуйте скомбинировать две скороговорки на один и тот же звук. Найти сложные скороговорки для развития речи в интернете не составляет труда. Они разбиты по категориям в зависимости от того, какой звук необходимо отработать у ребенка.
Главное — не сложность скороговорки, а систематичность работы и пози-тивный настрой на работу у вас и ребенка.
Было проведено родительское собрание «Роль скороговорок в развитие речи дошкольников», на котором обратила внимание на необходимость использования скороговорок для развития речи, дикции, правильного произношения у детей. Родителям предложила использовать упражнения со скороговорками дома в свободное время.
Таким образом, скороговорки — эффективное и увлекательное средство улучшения детской речи.
Литература.
1. Дошкольное воспитание: научно-методический журнал, №4, 2004 год.
2. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки : популярное пособие для родителей и педагогов/Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. – Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг, 2003. – 208с.
3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб.,
1863-1866.