Наталья Рощина
Деловая игра с педагогами ДОУ «Развитие грамматического строя речи у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: стимулирование познавательной активности педагогов ДОУ по вопросу развития грамматического строя речи у старших дошкольников, используя активные методы работы с педагогами для повышения компетентности педагогов по данному направлению.
Публикация «Деловая игра с педагогами ДОУ „Развитие грамматического строя речи у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Деловая игра (ДИ) - метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность, поведение, отношение людей путем игры, по заданным правилам. В отличие от ролевой игры основное внимание сосредоточенно на инструментальном аспекте и почти не идет речь о межличностных отношениях. Применяется для обучения и исследовательских целей.
Задачи:
- совершенствовать методику проведения игр на развитие грамматического строя речи воспитателей ДОУ;
- стимулировать творческую активность участников;
- проследить особенности психологии участников;
- сделать выводы, найти решение трудностям.
Ход ДИ:
1 слайд (на нём указывается тема деловой игры).
Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагается подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить на определенную тему, заданную не им самим. В такой ситуации дети чувствуют себя почти наравне со взрослыми.
2 слайд (даётся определение грамматики).
Грамматика — это система способов словообразования, морфологических категорий и синтаксических конструкций языка. Разговорное: Правильность образования и употребления языковых форм и конструкций.
Какие языковые формы вы знаете? (Части речи). Приступим к первому заданию.
Первое задание. (Педагогам предлагается вспомнить части речи и разгадать кроссворд, где получившееся итоговое слово – грамматика).
Кроссворд.
1. Эта часть речи имеет три разряда по значению: качественные, относительные, притяжательные. (прилагательное) 3 слайд
2. Это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. (предлог). 4 слайд
3. Это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие, состояние, свойство, отношение, признак. (глагол). 5 слайд
4. Особая часть речи, не относящаяся ни к группе самостоятельных, ни к группе служебных, объединяет слова, выражающие чувства, побуждение к действию или являющиеся формулами речевого общения (речевого этикета). (междометие). 6 слайд
5. Это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко — предмета. (наречие). 7 слайд
6. Это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые имеют обобщённое значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что (существительное). 8 слайд
7. Это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете. (числительное). 9 слайд
Это основные составляющие, без которых и не было бы грамматики!
Части речи.
Второе задание.
А сейчас проверим, сможете ли вы найти ошибки в согласовании этих частей речи. Работа в парах. 10 слайд
Исправить ошибки в тексте. (5 шт). Работа в парах.
1 карточка. Найди 5 ошибок в согласовании слов в тексте.
Детей учат правильно употреблять падежная формы, самой трудной из которых для них является родительное падеж множественного числов (игры: "Чего не стало?": ленточки - ленточек, карандаши - карандашей, помидоры - помидоров; "Чего не хватает кукле?": шапка, варежек, брюков и т. п.).
2 карточка. Найди 5 ошибок в согласовании слов в тексте.
Детей учат различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Дошкольников учат правильно употреблять категория рода глаголов прошедшего времени (игры "Кто, что делал?", Как ты провел выходные"); образовывать форму повелительный наклонения глаголов (игры "Зайка сделай", "Кукла станцуй" и др.). Особое место занимают игры на правильный употребление так называемых "трудных" глаголов: хотеть, звонить, бежать и др. (игры "Вы хочите? - Мы хотим", "Медвежонок и ослик разговаривают по телефон" и др.).
3 карточка. Найди 4 ошибки в согласовании слов в тексте.
Много новая слов ребенка образует от усвоенных ранее, опираяся на известные ему значения корня и других морфем (приставки, суффикса, окончания). Законы сочетания морфем он соблюдают сначала инстинктивно, а потом и осознанно.
4 карточка. Найди 5 ошибок в согласовании слов в тексте.
Важная место занимает ознакомление детей со способами образования названиев детенышей животный, предметов посуды, профессия, рода деятельности людей. (игры "Кто у кого?", "Магазин посуды", "Все профессия важны, все профессии нужны", "Мишка - музыкант" и т. д.).
5 карточка. Найди 5 ошибок в согласовании слов в тексте.
Как уже подчеркивалось, овладение синтаксический строем речи происходит в процесс речевого общения, где основным методическая приёмом выступают вопросы воспитателя: "Почему?", "Зачем?", "Что было бы, если…". Одним из путей совершенствования синтаксического строя речи является решение детьми разных проблемное ситуаций - загадывание и отгадывание загадки, объяснение пословиц и поговорок.
Третье задание.
Сейчас перейдём к непосредственно играм и заданиям на развитие грамматических категорий. Из волшебного мешочка – тянем задание, рассказываем и показываем игру. Нужные для игр материалы предлагаются ведущим. Один воспитатель проводит игру, другие играют роль детей.
После игры педагог должен озвучить цель игры – на развитие каких грамматических категорий была игра.
«Давай поиграем»! 11 слайд (картинка с призывом на игру).
Пока подготовка – звучит музыка.
Игры в волшебном мешочке:
«Фантастический зверь»
Материал: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги кабана).
Ход: Ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному.
Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги».
«Дерево родственных слов»
Материал: карточка с изображением дерева (или веточка дерева, листочки на липучках (на ниточках).
Ход: «Растёт в Лукоморье волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы.
Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т. д.»
После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.
«Один - много»
Оборудование: мяч.
Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь – дожди, капля – капли, лист – листья, гриб – грибы, зонт – зонты, плащ — плащи, птица – птицы.
«Назови ласково»
Оборудование: мяч.
Ход. Взрослый называет какой-нибудь фрукт и бросает мяч ребенку Тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому (яблоко - яблочко, лимон - лимончик, апельсин - апельсинчик и т. д.). Неговорящему ребенку показывайте картинки и просите: «Покажи яблоко, А теперь покажи яблочко».
«Чего не стало?»
Оборудование: игрушки.
Ход. Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.
"Два и две"
Оборудование: зеркало.
Ход: Взрослый объясняет ребенку перед зеркалом, что у него два глаза. Затем он предлагает малышу подумать, чего у него еще два. Ребенок показывает и называет части тела. Взрослый исправляет все допущенные малышом при подборе слов ошибки.
«Из чего?»
Оборудование: Кусочки различных материалов: дерево, фарфор, стекло, пластмасса, кожа, картон, бумага, резина, металл, пластик, поролон, шерсть, пух, разные ткани.
Ход: Взрослый предлагает выбрать какой-либо материал и подобрать картинки, что может быть из этого материала и составить словосочетание. Например: «Это кожа. Сумка из кожи – кожаная…
«Какой? Какая? Какое?»
Оборудование: карточки с изображением конфеты, варенья, сока и картинки (или муляжи) фруктов, овощей.
Ход: Ребёнку предлагается большая карточка и маленькая с фруктом. Нужно сказать Какое получится варенье из данного фрукта, какая будет конфета и какой сок.
«Великан, человек и лилипут»
Оборудование: картинки великана, человека и лилипута.
Ход: Взрослый говорит: «Я много путешествовал и видел в своей жизни не мало разных людей…Одни из них были великаны, другие обычного роста, третьи – маленькие и их можно называть лилипуты». Далее взрослый говорит: У обычного человека – рука, у великана – это ручища, у лилипута – ручка…и далее по аналогии…
Цели игр:
«Фантастический зверь»
Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений.
«Дерево родственных слов»
Цель: учить образовывать однокоренные слова.
«Один - много»
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
«Чего не стало?»
Цель: упражнять в образовании форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память.
"Два и две"
Цель: познакомить ребенка с числительными два и две, научить употреблять их в речи.
«Из чего?»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам;
«Какой? Какая? Какое?»
Цель: учить образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.
«Великан, человек и лилипут»
Цель: учить изменять существительные используя суффиксы.
Далее подводятся совместные выводы. Например:
Совершенствовать грамматические возможности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и игровых заданий;
Исправлять аграмматизмы в речи дошкольников;
Подходить творчески к организации игр на развитие грамматического строя речи.
12 слайд (с выводами).
Желаю вам творческих успехов в развитии грамматического строя речи ваших воспитанников.
Мы сегодня отлично потрудились!
А сейчас давайте сделаем фото на память!