Надежда Шадрина
Готовность ребенка к школе: программа преемственности
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования городского округа Ревда МКУ «Центр развития образования»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2
Муниципальные педагогические чтения: «Современное образование: Новые требования, новые возможности».
«Готовность ребенка к школе : программа преемственности»
Автор: Шадрина Надежда Халимовна, воспитатель первой
квалификационной категории МБДОУ детский сад № 2 Ревда, 2021г.
Публикация «Готовность ребенка к школе: программа преемственности» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Переходный период от дошкольного детства к школьному, считается наиболее сложным и уязвимым. К числу важнейших приоритетов развития образования в России в настоящее время считается необходимость сохранения целостности образовательной среды.
Что же такое преемственность?
Преемственность это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Преемственность дошкольного и начального образования является одной из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования обусловлена тем, что в настоящее время общими проблемами для всех уровней образования (дошкольное и начальное общее, начальное общее и основное общее и т. д.) являются несовпадения препятствующие стабильности и качественности в процессе получения образования.
Существует несколько понятий преемственности :
• Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем.
• Преемственность - это специфическая связь разных этапов развития, идея которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого при изменении целого как системы (в новом виде сохраняются предшествующие этапы развития).
• Преемственность - понятие многогранное. Это и социальная адаптация ребенка в новых условиях, и необходимый уровень развития творческого воображения, и формирование определенных коммуникативных умений.
С 1 сентября 2010 года в соответствии с приказом МО и науки РФ № 655 в дошкольном образовании введены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В свою очередь в школах с 01.09.2011г. вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования.
В структуру и содержание образовательной программы дошкольной образовательной организации внесены изменения: добавлен раздел, описывающий содержание образовательной работы педагога с детьми по основным направлениям развития ребенка, представленных в Концепции непрерывного образования (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие) в соответствии с образовательными областями.
Разработан и включен в структуру образовательной программы раздел “Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования”. В этом разделе впервые по сравнению с предыдущей структурой образовательной программы обозначены планируемые промежуточные результаты освоения детьми программы, описывающие интегративные личностные качества, необходимые знания, умения и навыки, а также универсальные предпосылки учебной деятельности на каждом возрастном этапе дошкольного возраста (раннем, младшем, среднем, старшем, также описаны планируемые итоговые результаты на выходе ребенка из образовательного учреждения перед поступлением в школу (портрет выпускника ДОУ, что позволяет отслеживать качество организуемой педагогической работы с детьми.
Введение ФГОС ДО, который утвержден 13 октября 2013 года, является важным этапом преемственности деятельности дошкольного учреждения и начальной школы. Преемственность является двухсторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребенка, и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.
В результате анализа образовательных областей ФГОС ДО и ФГОС начальной школы выявлена содержательная преемственность, которую можно выразить следующим образом: ребенок осваивает новый опыт только через деятельность. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, важно, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов (сознание формируется в деятельности). Через действие начинается понимание.
Согласно ФГОС ДО в ДОУ обучение и воспитание строится на деятельности по формированию у детей предпосылок к успешному продолжению обучения в школе, развитию качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка. Создаются все условия для того, чтобы ребенок от доминирующей в дошкольном возрасте игровой деятельности без труда смог перейти к доминирующей в школьном возрасте учебной деятельности.
Создание единого образовательного пространства, связывающего дошкольное и начальное школьное образование – это одна из важнейших задач, требующих комплексного решения. Детские сады тесно взаимодействуют со школой : дошкольники ходят на экскурсию в школу. Частые и желанные гости дошкольного учреждения - школьники. Они рассказывают о школе много интересного будущим первоклассникам. Так же привлекают дошкольников к участию в праздниках. Проводятся взаимопосещения уроков в первом классе школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.
Конечно «красной нитью» всей работы проходит вопрос развития речи детей, ведь от этого зависит успеваемость и на других занятиях.
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.
Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированных у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста - это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенок в детском саду учится - размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильно ли они, наблюдают, обобщают и делают выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.
У дошкольников необходимо сформировать такие элементы учебной деятельности как: способность действовать по образцу; умение слушать и выполнять инструкцию; умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца; умение задавать и отвечать на вопросы; умение оценивать как свою работу, так и работу других детей.
Тем самым у детей формируется психологическая готовность к школьному обучению.
Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему
овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.
Психологическая готовность включает в себя : личностно-социальную готовность, интеллектуальную готовность, мотивационную готовность, эмоционально - волевую готовность.
Недостаточная психологическая готовность чаще всего возникает по следующим причинам: в дошкольном возрасте ребенок мало играл и общался со сверстниками;
имел маленький запас знаний об окружающем мире, не был заинтересованным и любопытным; был тревожным и имел низкую самооценку. Присутствовали логопедические проблемы, которые не удалось решить к началу школьного обучения; не любил игры и занятия, требующие сосредоточения и умения доводить дело до конца.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии педагогов детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Одним из итоговых результатов дошкольного образования является достижение определенного уровня развития детей:
- физического - управляемость поведением;
- познавательного - планировать и контролировать свои действия;
(с учётом школьной - психологической готовности) сверстниками и взрослыми
- слушать учителя;
- выполнять его требования.
Организация работы по преемственности детского сада со школой должна осуществляться по трем основным направлениям:
• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);
• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и школьного образования играет координация взаимодействия между педагогами коллектива дошкольного и школьного учреждений, школы и родителями, педагогами и детьми с целью создания условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу. Формами взаимодействия могут быть:
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы) ;
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ;
• семинары, мастер- классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
• семейные вечера, тематические досуги;
• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.) ;
• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
Таким образом, детский сад является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.
Литература
1. Должикова Р. А., Федосимов Г. М. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008, 128с.
2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Содержание образования в двенадцатилетней школе. – М., 2000.-С. 3-25.
3. Слободчиков В. И., Короткова Н. А., Нежнов П. Г., Кириллов И. Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: Научная концепция / М., 2005. – 28 с.
4. Арнаутова Е. П. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих
первоклассников: Методическое пособие / Е. П. ,
ГГ. Зубова, Л. А. Ермакова, Е. А. Кулакова; Под ред. Е. П. Арна-
утовой. — М. : ТЦ Сфера, 2006. — 128 с
5. Доронова Т. Н. Из ДОУ – в школу. Пособие для дошкольных образовательных учреждений (примерное тематическое планирование занятий, М. : Линка-Пресс, 2008, 232 с.