Нарима Магарамова
Консультация для воспитателей «Гендерный подход в организации игровой деятельности»
Большое внимание в своей работе мы уделяем развитию и воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей. Только благодаря систематическим занятиям с детьми мы сможем помочь им приобрести необходимые социальные качества для осознания себя, как носителя женской или мужской роли. С этой целью мы проводим различные формы работы: беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, и конечно игры. Исследуя проблему гендерного развития дошкольников, мы задумалась о построении соответствующей предметно - пространственной развивающей среды для мальчиков и девочек. С этой целью нами была продумана рациональная и целесообразная расстановка мебели в группе с выделением различных зон и уголков.
Публикация «Консультация для воспитателей „Гендерный подход в организации игровой деятельности“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Мальчикам и девочкам было предложено назвать или указать те игрушки, с которыми они хотели бы играть. После выбора весь игровой материал расположили в группе с учетом желания детей.
Мальчики принимали активное участие в оборудовании своего уголка, который наполнили предметами мужского мира – различные конструкторы, строительный материал, пилотки, каски, технические игрушки, атрибуты для режиссерских игр (рыцари, пушки, солдатики, машины разного назначения). По желанию мальчиков был создан «Уголок мужской доблести» (рыцарские доспехи, фуражки, военное обмундирование и оружие, макеты парусников). Все это позволяет мальчикам проигрывать специфичные для их пола роли (военные, моряки, милиционеры).
Девочки заинтересовались созданием «Уголка для девочек», куда они приносили разные предметы женского мира: коллекции кукол и наряды для них, зеркала, сумочки, цветы, шкатулки с бусами и пуговицами, швейные принадлежности, оборудования для вязания и вышивания, макеты игрушечных домиков.
Самым любимым местом девочек стал «Уголок красоты» - это закрытая ширмой пространство, где собраны все необходимые атрибуты для игр «Салон красоты», «Парикмахерская», «Дом мод». Здесь девочки могут переодеваться, делать прически, ухаживать за собой. Все это способствует формированию у девочек женских умений.
Вместе с детьми и родителями изготовили атрибуты к сюжетно – ролевым играм: «Салон красоты», «Пожарные», «Военные», «Рыцари», «Скорая помощь», «Ателье», «Спасатели», «Моряки», «Дочки - матери».
Оформлены игровые макеты как, для мальчиков, так и для девочек: «Рыцарский замок», «Автогородок», «Квартира», «Маленькая хозяюшка».
В группе созданы условия для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков в игровой деятельности.
Играя, мальчики учатся смелости, выдержке, умению преодолевать трудности. Девочки учатся заботиться о создании красоты, уюта, учатся быть внимательными, терпеливыми и нежными. Во все времена мальчики и девочки играли в свои «взрослые» игры, подражая отцам, матерям, старшим братьям и сестрам, а также опираясь на знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов и рассказов взрослых. По такому принципу проводились игры в пожарных, милиционеров, военных, врачей. Особой популярностью у детей нашей группы пользуются игры в профессии. Мальчики любят играть в пожарных, спасателей, военных, архитекторов. Девочки – медсестер, парикмахеров, моделей, дизайнеров. Объединившись в сюжетно – ролевых играх дети свободно общаются друг с другом.
Мы стараемся сделать так, чтобы работы «понарошку» были хоть немного взаимосвязаны. Например: мальчики – пожарные, девочки – медсестры, мальчики – фотографы, девочки – модели. Играя в новые профессии вместе дети, понимают, что нет разделенного стеной мира мальчиков и девочек, а есть их общий мир, где каждый может стать тем, к чему у него есть способности, учатся сотрудничать друг с другом. Хочется отметить, что дети, как мальчики, так и девочки с удовольствием разворачивают игровой сюжет для реализации своих творческих замыслов.