Елена Афанасьева
Консультация «Гендерные роли, как средство познавательного развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Гендерные роли, как средство
познавательного развития детей»
С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт.
Публикация «Консультация „Гендерные роли, как средство познавательного развития детей“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.
Гендерный подход необходим в обучении, так как: все аспекты развития мальчиков и девочек различаются по скорости и по содержанию, достоверно установлено, что у мальчиков больше развиты математические, визуально-пространственные, инструментальные способности, девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях
Цель гендерного подхода: развитие потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной реализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек.
Формирование основных качеств личности начинается планомерно и целенаправленно с первых лет жизни. В настоящее время проблема маскулинизации женщин и феминизации мужчин становится всё более острой. Половая идентификация не означает лишь осознания ощущений «Я – мальчик», «Я – девочка», но включает и целый ряд общественных ролей. Неверно понятые идеалы, навязанные обществом стереотипы заставили женщину отстаивать и добиваться для себя чисто мужских ценностей, вызывая этим отклонение в развитии психологического пола, становлении половой идентичности. Неверно усвоенная половая роль мальчиком в детстве является причиной депрессивных состояний, неврозов, социальных психотравм, чувства неполноценности и одиночества, нестабильности семейных отношений в зрелом возрасте.
На важность решения этих вопросов указывали педагоги и психологи. По мнению А. С. Макаренко, В. А. Фрейда, Сухомлинского, Б. Спока, А. Фромма, Б. И. Кочубея, О. Лосевой большое значение в развитии нормальных семейных отношений имеет дошкольный возраст, когда дети, воспитываясь в семье, приобретают те черты будущих семьянинов, которыми наделены их родители
Период дошкольного детства - это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребёнка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом
В современных условиях конкурентно способным ресурсом деятельности педагога дошкольного образования являются не только специальные знания, владение информацией и педагогическими технологиями, но и способность увидеть в каждом ребёнке его индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны личности.
Под гендерной принадлежностью дошкольника мы понимаем процесс осознания себя как представителя определённого пола. Однако осознание – скрытый от педагога, внутренний процесс, но он имеет поведенческие проявления.
В процессе формирования гендерной принадлежности дошкольника педагогам ДОУ необходимо:
— знать гендерный состав группы детей;
— ориентироваться в специфике траекторий развития детей, принадлежащих к различным гендерным группам;
— учитывать гендерную составляющую игр и игрушек для детей разного пола;
— выявлять различия в усвоении знаний детьми с различной гендерной доминантой;
— ориентироваться в предпочтительных видах деятельности детей с различной гендерной доминантой;
— обеспечивать условия для позитивной трансляции мальчикам и девочкам собственного опыта;
— создавать условия для оптимального выбора форм, методов и средств обучения детей разного пола;
— знать собственную гендерную доминанту и понимать специфику собственного гендерного стиля общения;
— учитывать свою гендерную составляющую во взаимоотношениях с детьми разного пола.
Задачи:
- Педагогизация родителей в вопросах гендерного воспитания детей.
- Создание ситуаций выполнения гендерных ролей, осуществляемых дошкольниками, с позиции духовно-нравственного становления личности.
- Организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание детей дошкольного возраста.
В настоящее время ощущается необходимость развития гендерных отношений не только у взрослых, но и у детей. Формирование отношения к мальчикам и девочкам начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных организаций в соответствии с современной образовательной политикой является гендерное воспитание.
Изменился способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Обучение через систему занятий перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями являются Российские праздники (Новый год, День семьи и др., международные праздники (День доброты, День Земли и др.).
Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность стала приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработал, стало живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.
Решая эту задачу, я включила в планирование в ОО «Социально-личностное» работу с детьми по гендерному воспитанию.
Условия, которые я соблюдала при планировании:
• Объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
• Выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетным направлением образовательного процесса ДОУ;
• Четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
Выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Мое внимание было направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые я выявляла и учитывала, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Индивидуальные особенности, которые я выявила в работе с детьми и на которые реагировала: семейная культурная среда, возраст, уровень развития, пол, стиль учения, способности (потребности/сильные стороны, характер и темперамент, интересы, и самосознание.
Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяют мне лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, я помогаю детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения.
Дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним.
При организации жизни и деятельности детей, с точки зрения обеспечения их комфортности, я учитывала разнообразные потребности ребенка: в признании (в первую очередь, детским сообществом, в общении, в познании, в движении, в проявлении активности и самостоятельности. Это, в свою очередь, требует от меня исключения учебного принципа организации образовательного процесса жизнедеятельности ребенка, введения запрета на занятия-уроки по школьному типу, ибо дошкольник - человек играющий, и обучение входит в его жизнь через ворота детской игры. Кроме того, дошкольник – почемучка, дошкольник - деятель. Поэтому, для меня сегодня основные ценности воспитания ребенка - поощрение детской игры, исследовательской и творческой активности детей, детских вопросов
В соответствии ФГОС непосредственно образовательная деятельность реализуется мною через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется мною самостоятельно в зависимости от возраста детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
Я выделяю существенные признаки совместной деятельности с детьми – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).
Предоставляя детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, я стимулирую интеллектуальное развитие ребенка.
Непосредственно образовательная деятельность будет целенаправленно способствовать формированию гендерной принадлежности детей, если педагог сможет :
— видеть детей различных гендерных групп и предъявлять объективные требования к ним;
— учитывать разницу в концентрации внимания детей феминной и маскулинной гендерных групп;
— дифференцировать раздаточный материал по интересам;
— опираться на высокую поисковую способность маскулинной группы детей;
— опираться на высокую речевую способность феминных детей;
— давать возможность маскулинной группе занимать лидерские позиции.
У мальчиков и девочек среднего и старшего дошкольного возраста в игре формируется отношенческий компонент: при распределении ролей по половому принципу они практически не путают половую принадлежность игровых персонажей, выбирая себе в партнёры ребёнка с которым сложились дружеские отношения. Для игры девочкам достаточно ограниченного пространства, мальчики же осваивают доступные горизонтальную и вертикальную территории. Основа ролевых игр девочек (воспитание детей, ухаживание за домом, приготовление пищи, забота о близких) всё это формирует определённые нравственные основы. А у мальчиков направленность в играх сводится к «тяжёлой физической работе», они строят мосты, чинят машины и т. д. В играх закладывается уважение к девочкам, доброта, терпеливость.
Необходимо помнить специфику гендерной принадлежности и обеспечивать детей игровым материалом с учётом их интересов.
Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.
Я выделяю сущностные признаки совместной деятельности с детьми – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).
Я, основываясь на интересах и игре детей, предлагаю им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность.
Предоставляя детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, я стимулирую интеллектуальное развитие ребенка.
Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) также должны учитывать интересы детей могут быть связаны с определенными центрами. Интерьер группы организован таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов.
В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:
• делают выбор;
• активно играют;
• используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;
• работают все вместе и заботятся друг о друге;
• отвечают за свои поступки.
Между мною и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада.
Требования к результатам освоения программы:
- Основной результат – это социализация детей.
-Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения.
Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров:
* Инициативность
* Самостоятельность
* Уверенность в себе
* Воображение
* Физическое развитие
* Волевые усилия
* Любознательность
* Интерес ребенка.
Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов.
Результаты работы: накопление у детей социального опыта выполнения гендерных ролей, осознание детьми себя как представителя определённого пола.
Работа с родителями.
Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Задача детского сада на данном этапе - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Моя цель как воспитателя – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.
Внедрение ФФГОС позволяет мне организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы по развитию гендерных отношений.
Основные задачи работы с родителями:
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Я, общаясь с родителями, должна чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребёнка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребёнок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Поэтому в процессе руководства детской игрой педагоги создают ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе (решительность, умение проявить себя в роли, умение общаться, строить диалог и др.)