Зинаида Кузьменко
Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей 3-4 лет[/b]
Актуальность
Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей 3-4 лет, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Они мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность общения удовлетворяется недостаточно. Резко снизился интерес детей к чтению. Телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.
Публикация «Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В результате на сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Так же в речи детей существует множество проблем, таких как:
- связные высказывания короткие; недостаточный словарный запас.
- речь отличается непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
-состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
-бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях
Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Речь детей 3-4 лет
Трехлетние дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 4-5 слов. В этом возрасте ребенок еще не может самостоятельно рассказать о событиях, которые он видел. В его речи нет той развернутости, которая характерна для связной речи. Малыши говорят короткими предложениями, не всегда соблюдая последовательность в изложении события. Понять ребенка без дополнительных вопросов нельзя. Ребенку 3-4 лет свойственна диалогическая речь. Умеет рассматривать картинки, игрушки, отвечая на вопросы.
Трудно малышам описать содержание сюжетной картинки. Чаще всего он называет предметы, людей, животных, перечисляет действия, которые они совершают. Он в состоянии начать пересказ сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»).Пересказ небольшой сказки возможен, но это скорее всего рассказ наизусть. В этом возрасте у детей хорошая память, и знакомую сказку они хорошо запоминают.
Поиск методов и приемов развития связной речи детей 3-4 лет привел меня к методу наглядного моделирования.
Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их словарный запас, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.
Цель применения наглядного моделирования: изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.
За основу работы я взяла знакомые русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Колобок» и т. д.
Русская народная сказка – это самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности.
Этапы работы
Работа строилась и планировалась по принципу от простого к сложному:
Существует 3 вида моделирования сказки:
1) сериационный;
2) двигательный;
3) временно-пространственный.
В старшей группе в основном используется временно-пространственный вид моделирования сказок. Но прежде, чем приступить к такой сложной для детей работе, я начала с простого –
- сериационного вида моделирования сказок. (развивать умение использовать заместители для обозначения главного героя, понимать текст на основе построения наглядной модели).
Прежде чем начать работу по построению и использованию наглядных моделей, мы с детьми прочитали сказки, вспомнили и закрепили героев; определили размер, количество героев и цвет их одежды. Рассматривали иллюстрации, обыгрывали сказки, используя разные виды театров; играли в настольные дидактические игры, собирали пазлы и выкладывали домино по теме русских народных сказок.
На примере сказки «Репка» рассмотрим несколько моделей замещения сказки геометрическими фигурами:
вариант№ 1 Преобразовывание кружков дорисовывая их.
Сейчас мы превратим эти кружочки в героев сказки «Репка»
- Посадил дед репку (первый кружок превратим в репку)
Где растет репка? (в земле)
Выросла репка, какая? (большая, желтая, круглая). У репки сверху есть листики.
- Пришел дед репку тащить.
Дед, какой? (старый, усатый) Нарисуем ему усы.
Потом кто пришел? Правильно, пришла бабка.
Бабка, какая? (старенькая)
Что у нее на голове? (платочек) Платочек можно нарисовать так.
А внучка, какая? (маленькая, на голове бантик). Нарисуем ей бантик.
Кого позвала внучка?
Собачку Жучку.
Собачка Жучка, какая? (пушистая, с пятнышками, хвостик бубликом). Дорисуем хвостик и сразу понятно, что это собачка.
Затем прибежала кошка. Кошка, какая? (серая, полосатая, мягкая, усатая)
Что у нее на голове? (ушки). Ушки, как уголочки, а еще есть острые усы.
А последняя прибежала мышка. Мышка, какая? (маленькая)
Что, есть у мышки? (ушки, хвостик).
Хвостик тоненький, как ниточка. Давайте дорисуем мышке хвостик.
Смотрите, какие мы волшебники, было много кружков. А мы их превратили в героев сказки.
А теперь давайте вспомним, кто тянул репку. (называют)
Молодцы.
вариант № 2. «Из полосок разной длины» (за основу берется признак -размер)
Воспитатель: Чем отличаются полоски друг от друга? (Размером).
Чем они похожи? (Цветом).
Какого они цвета? (Оранжевого).
Еще есть геометрическая фигура, какая? (Круг).
Какого цвета? (Желтого).
3. У каждого героя сказки своя, определенного цвета полоска.
Какую возьмем по размеру полоску для деда? Почему? (Самую длинную – дед самый высокий).
Какую возьмем по размеры полоску для бабки? Почему? (Покороче, чем у деда – бабка ниже ростом, и т. д.).
Далее дети берут полоски для внучки, Жучки, кошки и мышки, и объясняют, почему именно эти полоски. Самая короткая полоска для мышки. Почему? (Мышка самая маленькая, серенькая).
Воспитатель рассказывает детям сказку, а они составляют. Дети сначала кладут репку, затем полоску – деда, полоску – бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку.
Модель: вырезанный из желтой бумаги кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей.
Первый шаг: выразительное чтение сказки, обсуждение с детьми, кого из героев сказки будет заменять та или иная полоска.
Второй шаг: по мере прочтения сказки, дети раскладывают заместители в нужном порядке
Вариант № 3 «Из кружков разного объема» (цвет, размер)
Вариант № 4 «Из фигур разного» (форма, цвет, размер)
В перспективе планирую усложненное моделирование – это:
Двигательное моделирование.
(развивать умение детей подбирать заместители по заданному внешнему признаку, учить строить двигательную модель). Разыгрывание сказки «Лиса, заяц и петух».
Модель: круги одинакового размера, но разных цветов: белый (заяц, оранжевый (лиса, серый (собака, коричневый (медведь, красный (петух).
Воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и т. д.)
На столе декорации, вырезанные из бумаги: домики, лисы и зайца, елочки.
Какие геометрические фигуры? (Круги). Чем они похожи? Чем отличаются? (Одинаковые по размеру, разные по цвету). Какие цвета у кругов? (Оранжевый, белый, серый, коричневый, красный).
Эту сказку будем составлять по цвету. Для каждого героя сказки – круг определенного цвета. Для зайца – белый, почему? Лиса – какой круг, почему? Волк – какой круг, почему? Медведь – какой круг, почему? И петушок – какой круг, почему? (Дети объясняют, почему круги разного цвета, каждый цвет соотносят с «нарядом» животного). Кроме кружков разного цвета, есть избушки, тоже разного цвета, какого? Почему? (Избушка лисы – ледяная (голубая, зайца – лубяная (коричневая, из бревен) и есть еще кустик).
6. Воспитатель: А теперь слушаем сказку и составляем.
Рассказывает сказку, а дети составляют, используя двигательный вид моделирования.
Рисунок 2
Воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и т. д.)
Временно-пространсвенная моделирование. Это более сложный вид, посредством которого временные события сказки могут быть наглядно представлены в виде модели, при этом сначала используются готовые пространственные модели. Если раньше важно было, чтобы дети «схватили» тот внешний признак, который выделяется как основной (цвет, размер, то основание, которое являлось для них отправной точкой для общения, чтобы строить логику сказки с помощью заместителей. Далее детям предлагался уже более сложный признак – не наглядный, связанный с характером персонажа. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
На начальном этапе используется готовая пространственная модель, а в старшем возрасте дети будут самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе и сочинении сказок.
А также мнемотехнику.
С помощью схем-моделей и мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов: у детей появляется желание пересказывать сказки – как на занятие, так и в повседневной жизни; у детей расширяется круг знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.