Елена Геннадьевна Хохлова
Формы работы с детьми по лего-конструированию
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для ребенка. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка. Оно способствует формированию образного мышления и чувства красоты, воображения и ловкости, внимания и целеустремленности. ЛЕГО-конструирование – это современное средство обучения детей.
Основными формами конструктивной деятельности являются:
• образовательная,
• индивидуальная,
• самостоятельная,
• досУговая,
• коррекционная
• сотворчество взрослых и детей
Публикация «Формы работы с детьми по лего-конструированию» размещена в разделах
Данные формы направлены на интеграцию образовательных областей и стимулируют развитие потенциального творчества ребенка.
Сегодня мы познакомимся с использованием различных форм работы с детьми, используя конструктор.
В образовательной деятельности Лего-конструкторы могут выступать в роли дополнительного материала — наглядного или практического.
Игровая форма выполнения дидактических заданий с использованием деталей лего развивает у детей познавательный интерес, избавляет их от излишнего дидактизма и переутомления. При соблюдении этих условий игровые приемы по обучению детей грамоте и формированию математических представлений становятся действительно развивающим, воспитывающим средством.
При ознакомлении детей с понятиями звук, слог, слово, предложение, как структурными единицами нашей речи, можно использовать различную величину деталей. Таким образом, детям легче усвоить эти абстрактные понятия с опорой на зрительные ориентиры. Вашему вниманию на экране представлен ряд дидактических и словесных игр по обучению грамоте.
«Сыщики»
Цель: закрепить умение проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные, соотносить слово с заданной схемой; развивать внимание, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук.
Материал: звуковые схемы слов из конструктора ЛЕГО, предметные картинки к сконструированным схемам.
Ход игры.
Ребенок должен подобрать предметную картинку к заданной звуковой схеме.
«Выложи схему»
Цель: совершенствовать навыки звукового анализа слов; развивать внимание, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук.
Материал: конструктор ЛЕГО, предметные картинки.
Ход игры.
Взрослый показывает ребенку картинку и предлагает выполнить звуковой анализ слова. Ребенок поочередно называет звуки слова и выкладывает из кирпичиков пирамидку.
«Построй букву»
Цель: закрепить графический образ букв; развивать внимание, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук.
Материал: конструктор ЛЕГО, картотека схем «ЛЕГО буквы».
Ход игры.
Дети конструируют из ЛЕГО- элементов графический образ пройденных букв.
Для развития речи можно поиграть в игру «Угадай сказку» .Игра для проверки сообразительности, которая также необходима любому инженеру. Нужно отгадать сказку и найти соответствующую картинку.
Лего-конструктор можно использовать на математике, с целью закрепления навыков прямого и обратного счета, сравнение чисел, знания состава числа, геометрических фигур, умения ориентироваться на плоскости, классифицировать по признакам, также при сравнении предметов по ширине, длине.
«Лабиринт»
Цель: развивать мышление, внимание, координацию движений.
Дети самостоятельно строят лабиринты, сложные и простые, на Лего-пластине. Или играют в готовый лабиринт, построенный воспитателем.
«Собираем и считаем»
Цель: закреплять счет и состав числа в пределах 9; развивать внимание, мышление.
1 вариант.
Дети называют число, изображенное в столбце. Считая кубики, собирают башенку из стольких кубиков, какое число изображено в данном столбце.
2 вариант.
Ребенок, выкладывая кубики на карточку, считает их и подбирает из карточек ту цифру, которая необходима.
«Запомни расположение»
Материал: набор конструктора Лего "Дакта", платы у всех игроков.
Цель: развитие внимание, памяти.
Правила: ведущий строит, какую-нибудь постройку не более восьми деталей. В течение небольшого времени дети запоминают конструкцию, потом постройка закрывается, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.
«Найди кирпичик, как у меня»
Цель: закреплять цвет, форму (квадрат, прямоугольник).
Оборудование: кирпичики LEGO «Дупло» красного, синего, зеленого, желтого цвета (2х2, 2х4 см).
В коробке лежат кирпичики LEGO. Педагог достает по очереди по одному кирпичику и просит назвать цвет и форму и найти такую же деталь среди предложенных трёх-четырёх деталей, лежащих перед ребенком.
Игры по «Социально-коммуникативному развитию»
«По грибы, по ягоды»
Цель: закрепить, какие грибы съедобные, а какие – нет; закрепить цвета
Оборудование: кирпичики LEGO.
В лес с ребятами пойдем, грибы ягоды найдем
Они спрятались от нас, мы отыщем их сейчас
Объясняем детям условия игры. Пусть, например, зеленые кирпичики съедобные грибы, красные мухоморы. Нужно собрать только съедобные грибы. Или желтые кирпичики грибы, красные ягоды. Одни детки собирают грибы, а другие – ягоды.
«Светофор»
Оборудование: конструктор LEGO
Цель: закреплять значение сигналов светофора; развивать внимание, память.
Правило: Педагог- «светофор», дети -«автомобили». Педагог показывает кирпичик красного цвета, «автомобили» останавливаются, желтый-приготавливаются, зеленый-едут.
«Художественно-эстетическое развитие».
«Выложи вторую половину узора»
Цель: научить соблюдать симметричность в постройках, выкладывании узора.
Оборудование: конструктор Лего
Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.
Можно использовать лего-детали в аппликации. Получаются объемные интересные работы. Детали лего используют вместо печатей.
«Физическое развитие»
«Собери кирпичики LEGO»
Цель: закреплять названия цветов; развивать внимательность, быстроту движений.
Оборудование: кирпичики LEGO четырех цветов.
Детей делим на группы по четыре человека, раскидываем на ковре кирпичики, ставим коробочки, распределяем, кто какой цвет будет собирать. По команде «Начали!» дети собирают кирпичики. Побеждает тот, кто быстрее соберет.
«Лего на голове»
Цель: совершенствовать пространственную ориентировку; формировать умения действовать по словесной установке
Оборудование: кирпичики LEGO
Ребенок кладет на голову кирпичик лего. Остальные дети дают ему задания, например, пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на одной ноге, покружиться. Если ребенок выполнил три задания и у него не упал кирпичик с головы, значит, он выиграл и получает приз.
Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия можно использовать коврики из лего — конструктора. Данные коврики будут массировать стопы ног за счет выпуклой формы деталей лего, а также будут привлекать детей своей яркостью за счет разнообразной цветовой гаммы.
Многие их представленных игр можно использовать не только в образовательной деятельности,но и на праздниках, развлечениях, соревнованиях.
Можно проводить различные мероприятия с использованием кирпичиков лего. Н-р,Лего-квест,лего-турнир (цель которого может быть выявление одаренных и талантливых детей дошкольного возраста в области лего-конструирования).
Можно провести тематический праздник или день рождение в стиле лего.
Огромный интерес для детей представляют развлечения различного характера: тематические, спортивные, которые можно проводить уже с раннего возраста.
Одной из форм работы с конструктором является проведение кружковой деятельности и КОП. Программа кружка нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Цель: создать благоприятные условия для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
Проведение КОПов с использованием Лего помогают знакомить детей в игровой форме с основными элементами конструктора ЛЕГО. Формируют умения у детей классифицировать по форме, размеру, цвету.
Проектная деятельность тоже является одной из форм работы. Цель: совершенствовать практические навыки конструирования. Установление и расширение творческой связи между юными изобретателями Чаще всего проводят краткосрочные. Тема может быть связана с каким-нибудь событием, для участия в конкурсе или для закрепления пройденного материала, н-р, «Космическая станция», «Гончарная мастерская», «Двойняшки-милашки».
Формой работы с конструктором является и совместная деятельность. Помимо уже знакомых нам игр, можно играть в ТРИЗ-игры с Лего.
Игры для развития образного мышления
Вариант 1
Первый игрок сооружает какую-либо абстрактную фигуру, передает ее второму игроку. Тот достраивает фигуру до узнаваемого образа какого-либо объекта.
Например, однотипную «горку» из кубиков можно превратить в елочку, собачку или человека.
Вариант 2
Понадобится много одинаковых по размеру и форме кубиков.
Берем 1 кубик. На что он может быть похож? Предлагаем варианты: на коробку, на кнопочку, на табурет и т. д. Берем 2 кубика, соединяем так, как хотим. На что теперь стало похоже? Дальше берем 3, 4, 5… кубиков, соединяем произвольно и фантазируем, дополняем образы!
Игры для развития функционального и ресурсного мышления
Соединим Lego и бумагу (если проколоть ее дыроколом, отверстия идеально подойдут для стыковки с кубиками) — получаем такие фигуры, которые сложно построить только из кубиков.
Творческие задания
Как еще можно использовать конструктор, помимо игр? Например, можно сказать, что детали конструктора прочно скрепляются друг с другом, они могут удерживать и другие предметы. Если деталей накопилось очень много, то, рассуждая по методу Робинзона Крузо, можно сделать полезные функциональные предметы и давать детям творческие задания.
Стаканчики для кухни и ванной,часы, подставка для ножа или для телефона, коробочка для подарка, рамка для зеркала или чего угодно, экологические знаки и т. д.
Созданные Лего-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребёнок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их постройки. И наоборот, Лего помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребёнка.
Организовывать тематические выставки из лего так же является одной из нетрадиционных форм работы. Выставки - это одна из форм взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников. Такие мероприятия сближают детей и взрослых, увлекая их совместным делом. Целью организации выставки из лего-моделей является привлечение внимания родителей и детей к играм с конструктором Лего, развитие детских способностей, творческого потенциала. На слайде выставка «Моя первая конструкция»
В детском саду очень важная роль отводится театрализованной деятельности. Здесь так же можно использовать конструктор. Дети с радостью делают постройки (домики, заборчики, деревья, которые потом могут использовать в качестве декораций в кукольном настольном театре.
Кроме этого, у ребёнка появляется возможность создать свой собственный образ сказочного героя (зайца или волка, наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет.
Игры-театрализации с созданными Лего-персонажами очень нравятся детям - это создает условия для развития речи, творчества, благоприятно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, помогает формировать у детей жизненный опыт, знания об окружающем мире, развивает воображение. Посредствам героев сказки, которые выполнены своими руками, ребёнку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.
Существует еще одна инновационная технология «Создание мультфильмов с использование Лего-конструктора». Цель: развитие творческой деятельности дошкольников в процессе создания собственного медиапродукта (мультфильма) средствами LEGO-конструирования. Создавать мультфильмы - это всегда здорово, весело и интересно! Особенно, если ребёнок умеет сам создавать их.
Мультипликация позволяет развить воображение, почувствовать свободу творчества, выдвинуть и реализовать свои идеи. Здесь нет строгих рамок. Здесь принимают ребёнка таким, какой он есть.
Участие в конкурсах по конструированию так же является одной из форм работы с детьми. Выполняя различные задания, дети показывают свои умения и навыки, дружно работая в команде. На время конкурса они превращаются в строителей, архитекторов и творцов, играя, они придумывают и воплощают в реальность свои идеи. Такие мероприятия по праву можно назвать праздничным, так как проходят в атмосфере здорового соперничества, всеобщей радости и доброжелательности. Наши ребята совместно с педагогами принимали участие в различных конкурсах: дистанционная командная онлайн - игра «LEGO TRAVEL»,» «Икаренок с пеленок», «Икаренок», конкурс разработок интегрированных занятий для воспитанников дошкольных образовательных организаций и учащихся «Кем быть? Профессии будущего с IT», «Турнир по моделированию и конструированию «Я-строю! Я –создаю!», «Каждый робот имеет шанс», конкурс профессионального самоопределения «Выбор».
Таким образом, можно сделать вывод, чем больше разнообразных форм при работе с конструктором педагог применяет своей работе, тем легче ему создавать образовательный процесс более интересным, увлекательным и запоминающимся.
Литература:
Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. – всерос. уч. -метод. центр образоват. Робототехники. -М. : Изд. -полиграф. центр «Маска» - 2013.
Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). - М. ; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
Лусс Т. С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего : пособие для педагогов-дефектологов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Фешина Е. В. «Леоконструирование в детском саду» : Пособие для пелегогов. М. : изд. Сфера, 2011.