Венгурова Елена
Формы и методы работы воспитателя с родителями и детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Для воспитателя необходимо знать о том, как и когда рационально в образовательном процессе применять формы и методы работы, чтобы получить положительный результат
Для начала разберемся в том, что называется методом.
Само слово "метод" происходит от греческого слова "methodos" и означает способ достижения чего - либо.
В педагогике не существует одного конкретного определения понятия "метод". Рассмотрим некоторые подходы к этому определению.
Метод - это :
- способы деятельности воспитателя;
Публикация «Формы и методы работы воспитателя с родителями и детьми» размещена в разделах
- совокупность приемов работы;
- путь, по которому воспитатель ведет учащихся и родителей от незнания к знанию;
- система действий воспитателя, воспитанников и их родителей.
В педагогическом словаре метод обучения означает способ организации учебно - познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.
И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин: "Метод обучения предполагает взаимодействие педагога и воспитанника, в ходе которого педагог организует деятельность воспитанника над объектом изучения; в итоге этой деятельности реализуется учение, учвоение воспитанником содержание образования".
К. Ю. Бабанский: "Способ упорядоченной деятельности педагога и обучаемого; деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения".
Таким образом, рассмотрев и проанализировав определения некоторых российских и советских педагогов можно сформулировать рабочее определение понятия "метод", на которое будем опираться в данной работе.
Методы - это способы взаимной деятельности педагогов, учащихся и их родителей по осуществлению формирования благоприятных взаимоотношений.
Формы.
Организационные формы обучения являются одним из элементов педагогической системы и представляет собой внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, кто, как обучается. Форма в переводе с латинского "forma" означает внешний вид, сочетание, устройство, структура чего - либо.
С. И. Ожегов: "Форма - внешнее очертание, наружный вид, конструкция чего - либо" .
Значит, форма - это внешнее выражение согласованной деятельности педагога, учащихся и их родителей, осуществляемое в определенном порядке, режиме.
Формы подразделяют на фронтальные, коллективно - групповые и индивидуальные. подбор формы производится в зависимости от направленности общеобразовательной программы, специфики занятий, от преобладания на занятии того или иного вида деятельности.
Индивидуальная форма подразумевает взаимодействие один на один педагога и воспитанника, педагога и родителя.
Коллективно - групповая форма обозначает то, что работа производится в группе.
Фронтальное обучение предполагает работу со всей сразу группой в одном для всех темпе и одинаковыми для всех заданиями.
Коллективно - групповая отличается от фронтальной тем, что учащиеся группы рассматриваются как целостный коллектив, который имеет своих лидеров и особенности взаимодействия.
Различие понятий "форма" и "метод".
методы дают суть взаимодействия воспитателя, детей и родителей, формы дают понять, каким образом организовать работу в конкретных условиях.
Виды форм : традиционные, нетрадиционные.
К традиционным коллективно - групповым относятся: занятия, семинары, конференции, конкурсы, открытые занятия, соревнования. Традиционные индивидуальные: репетиторство, консультации, семейное обучение, самообучение. Традиционные фронтальные: творческие недели, конкурсы, лекции, проекты.
К нетрадиционным коллективно - групповым методам относятся : КВН, уроки мудрости, турнир, эстафета, спектакль, концерт, урок - консультация, литературная прогулка. Нетрадиционные индивидуальная: вопросно - ответная форма. Нетрадиционные фронтальные: мозговой штурм, тренинги.
Ценность нетрадиционных форм обучения заключается в последовательной, частично - поисковой, экспериментальной, творческо - коллективной и изобразительной направленности занятий. Помимо того, что данные формы отличаются прежде всего своими содержательными особенностями, они учат взаимодействовать в группе, творчески подходить к решению задач, фиксировать ход обсуждения, отчитываться за работу своей группы, оценивать свою работу, оценивать работу окружающих, самостоятельно организовывать свою работу.
Формы и методы в педагогическом процессе связаны между собой:
- метод подчиняет себе форму;
- каждому из сложившихся методов адекватна определенная форма, т. е. реализация методов требует определенных форм;
- метод реализуется в различных формах, из - за чего давая разный эффект. Форма обладает по отношению к методу определенной автономностью и устойчивостью;
- метод, будучи "базисом" формы, более подвижен, изменчив и чувствителен по отношению к требованиям общественного производства, нежели форма.
Семья и детский сад тесно взаимосвязаны между собой, что дает ребенку определенный социальный опыт. Современные родители образованы, обладают широким доступом к научно - методической литературе. Однако, не смотря на это, испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных методов и приемов.
Для сотрудничества воспитателя с родителями существуют разные формы :
родительские собрания, мастер - классы, дни открытых дверей, праздники, досуги, конкурсы, организация совместной трудовой деятельности, наглядное оформление стендов, анкетирование, индивидуальные беседы и т. д.