Ирина Бекетова
Формирование здорового образа жизни в условиях ДОУ и семьи
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от условий, которые его окружают, поэтому важно, чтобы родители были педагогически грамотными и осознавали полноту ответственности, которая на них лежит. Здоровый образ жизни в данном опыте рассматривается как активная форма поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического здоровья, повышение возможностей организма. Это достигается через активное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи, повышением педагогической компетенцией родителей в вопросах формирования ЗОЖ, созданием благоприятного эмоционального климата в семье, отрицательным отношением к вредным привычкам. Лучший способ приобщить ребенка к ЗОЖ – это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.
Публикация «Формирование здорового образа жизни в условиях ДОУ и семьи» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Таким образом, здоровый образ жизни в данном опыте рассматривается как активная форма поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его максимальной дееспособности.
Решая проблему, я пыталась ответить на вопросы: «Как заинтересовать родителей?», «Как сделать работу с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни дошкольников эффективной?», «Какие новые формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей необходимо разработать?».
Планируя ту или иную форму работы, я исходила из представлений о современных родителях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. Сложность работы заключается в том, что в связи с тенденциями современного общества родители очень заняты и не успевают в полной мере осуществлять оздоровление ребенка в домашних условиях. А также в условиях пандемии мы, к сожалению, ограничены в организации проведения совместных спортивных праздников, дней открытых дверей, родительских собраний и посиделок. Известно, что ребенок будет подражать взрослым и брать с него пример, будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает. Поэтому необходимо заинтересовать в первую очередь родителей и научить их, как можно заинтересовать этим и ребенка.
В своей работе я проводила анкетирование, для получения объективной картины значимости физической культуры и спорта в семье; выясняла, занимаются ли родители спортом, интересуются ли они спортивными достижениями ребенка, а также стремятся ли они к привлечению детей к физической культуре.
Важной формой работы с родителями считаю проведение консультаций, а также, вывешивание в приемных групп папок с рекомендациями по обучению детей различным видам движений, комплексами О. Р. У., примерами игр. Папки пополняются в течение года, в зависимости от времени года и пожеланий родителей.
Из практики работы с дошкольниками и родителями наиболее эффективным по формированию основ здорового образа жизни является метод проектной деятельности. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей, родителей над определенной практической проблемой (темой).
При этом родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.
В процессе реализации информационно-познавательного проекта «Быть здоровым я хочу – пусть меня научат», очень заинтересовала родителей и такая форма работы, как Презентация семьи в форме семейной фотогазеты «Мы за здоровый образ жизни», «Мы – спортивная семья» ,
«Зимние игры и забавы».
Все эти мероприятия помогают не только приобщать взрослых и детей к спортивной жизни ДОУ, но и преодолевать барьер недоверия к детскому саду, лучше узнать своих малышей, а у детей вызывают положительные эмоции и чувство гордости за родителей.
Мероприятия по укреплению здоровья ребёнка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях с учётом индивидуальности ребёнка. Тем самым у детей формируется положительное отношение к занятиям физической культурой. Взаимодействие с родителями ведёт к единству. Такое сотрудничество улучшает взаимопонимание и повышает степень доверия родителей к ДОУ.
Совместная работа с родителями привела к значительному повышению уровня педагогических знаний родителей. Сформировалась активная родительская позиция. Улучшился эмоциональный климат. Отношения родителей к ребенку стали более адекватными его возрасту; родительская оценка возможностей ребенка изменилась в сторону большей объективности. Повысилась эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми, педагогами ДОУ. Стало реальностью готовность родителей к конструктивным партнерским взаимоотношениям с педагогами ДОУ в вопросах приобщения к здоровому образу жизни.
Повысился уровень профессиональной компетентности и педагогов ДОУ в вопросах здоровьесбережения воспитанников, приобщения к ЗОЖ, творческой работы с родителями.
Анализ уровня сформированности основ здорового образа жизни у детей на заключительном этапе опыта позволил выделить значительные изменения, произошедшие в сознании и поведении дошкольников. У детей сформировалось положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ. Отмечается снижение заболеваемости и повышение уровня физического развития воспитанников.
Таким образом, позитивная динамика сформированности представлений о здоровом образе жизни и навыков здорового образа жизни у дошкольников, показатели социального самочувствия, положительные тенденции в изменении уровня физического развития, позволили сделать вывод о том, что предложенная модель взаимодействия «ребенок – родитель - педагог» в приобщении детей к здоровому образу эффективна.
Взаимодействие семьи и детского сада по формированию здорового образа жизни у дошкольников - это длительный процесс и кропотливый труд, требующий терпения и творческого взаимопонимания.
Таким образом, я стремлюсь, чтобы у детей дружба с физкультурой осталась полезной и приятной привычкой, а здоровый образ жизни был насущной потребностью. Твердо убеждена, что именно в детском саду надо формировать у ребенка отношение к физкультуре, именно как к культуре, владение которой позволяет человеку иметь чувство собственного достоинства и свободы.
В дальнейшем буду продолжать взаимодействие с родителями по формированию у детей здоровьесберегающей компетентности, с целью формирования у родителей активной воспитательной позиции, а также искать и внедрять в практику новые формы работы с родителями.