Ольга Погожева
Проект «Формирование экологической культуры посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 5
муниципального образования Успенский район
Педагогический проект по теме :
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
Выполнила:
воспитатель первой квалификационной
категории Погожева Ольга Ионеловна
Публикация «Проект „Формирование экологической культуры посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Название проекта : «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
Номинация проекта : дошкольный возраст
Руководитель проекта : Погожева Ольга Ионеловна
Состав и возраст проектной группы : разновозрастная группа
Срок реализации: долгосрочный
Типология проекта : информационно-практико-ориентированный.
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях.
Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания.
А благодаря проектам у детей
-формируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельность;
-развивается умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению детей в школе.
В связи с этим и был разработан проект «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр».
Актуальность:
Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.
Началом формирования экологической направленности личности считается дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Бережное отношение к природе, необходимо воспитывать с ранних лет. Ребёнку необходимо внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал краше и богаче.
Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Актуальность обусловлена кризисным состоянием природы и снижением ценностных ориентиров в обществе. Кризисная ситуация в обществе привела к искажению взаимоотношений человека с природным окружением как средой его жизнедеятельности, что в конечном счете изменило природное социальное и культурное окружение.
Тема моего проекта является актуальной в условиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в которой появляется новая образовательная область «Познавательное развитие», которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Современные дети должны научиться жить и действовать безопасно даже в условиях воздействия экологических опасностей и рисков. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты.
Мы начинаем понимать, что современные дети – это дети, которые умеют управлять своими действиями, поведением в интересах собственного развития, здоровья, экологической безопасности окружающей среды.
Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров.
Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.
Экологическая культура ребенка, как условие валеологического развития - это осознанное отношение человека к окружающему его экологическому пространству, это экологическая компетентность, как готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с построением процесса взаимодействия с окружающей средой, а также поддерживанием, укреплением и сохранением своего здоровья в условиях среды (задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в природе, задачи, связанные со способностью ребенка проводить элементарные экологические исследования и на основании полученных данных строить наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности).
Таким образом, данная проблема позволила определить тему исследования- «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр».
Цель исследования: изучить влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия способствующие у детей дошкольного возраста формированию экологической культуры.
Задачи проекта :
сформировать систему элементарных экологических знаний;
развивать познавательный интерес дошкольников к миру природы; эстетические чувства (т. е. умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
воспитывать гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.
определить эффективность работы по применению дидактических игр как средства формирования экологической культуры.
формировать знаний об объектах живой и неживой природы, воспитание бережного отношения ко всему живому посредством дидактических игр.
укреплять связи детского сада и родителей.
Для реализации данных задач необходимо следовать следующим принципам:
• научности,
• доступности,
• гуманности,
• целостности,
• конструктивизма,
• регионализма,
• системности,
• сезонности,
• преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Новизна проекта - внедрение модели экологического воспитания дошкольников посредством использования дидактических игр.
Новизну проекта я проявляю в оригинальном построении образовательной деятельности, основанной на игровой мотивации, в удачно подобранных и необычных приёмах, связанных с ассоциативным мышлением детей.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр новое направление педагогики. Оно пришло на смену традиционной программе ознакомления детей с природой. Инновационные программы по экологическому воспитанию предлагают принципиально новый подход в ознакомлении детей с природой. Они направлены на становление нового мировоззрения у детей, нового взгляда на место человека в мире природы, на его место на земле. Для экологического образования важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и с окружающей средой. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, т. к. в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Человечество должно сохранить жизнь на земле.
Этапы:
I. организационно-подготовительный: сентябрь
- изучение специальной литературы.
-проведение первичного диагностического исследования с целью выявления сформированности игровой деятельности и формирования экологической культуры.
-создание плана мероприятий.
-включение игровых заданий и дидактических игр в ОД по формированию экологических представлений.
II. основной: октябрь- ноябрь
- использование дидактических игр в образовательной деятельности, в игровой деятельности.
-разработка картотеки дидактических игр.
-изготовление оборудования для дидактических игр.
III. заключительный: декабрь
-проведение контрольного диагностического исследования.
-анализ результатов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1. Организационно-подготовительный этап: я предполагаю, что использование дидактических игр в различных видах деятельности будет способствовать расширению представлений детей о живой и неживой природе, формированию знаний об окружающем мире, развитию и совершенствованию мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ); формированию экологической культуры у детей.
В процессе работы над проектом использовались :
Следующие методы исследования:
• изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
• наблюдение за детьми в ходе дидактических игр;
• качественный анализ полученных результатов.
Разнообразные методы обучения:
• практические
• наглядные
• словесные
Приоритетное место отводится практическим методам (дидактическая игра, игровое упражнение).
Реализация проекта построена на следующих принципах:
• учёт возрастных особенностей;
• индивидуальный подход;
В работе над проектом использовались следующие формы реализации
• обучение в повседневных бытовых ситуациях;
• коллективная деятельность (свободное участие детей в нем);
• фронтальная деятельность с четкими правилами, обязательное для всех;
• индивидуально-творческая деятельность,
• творческая деятельность в малой подгруппе (3-5 детей,
• учебно-игровая деятельность (познавательные игры,
2. Основной этап:
Очевидно, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. При этом материал для игр определяется с учё том возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, увлекать и развлекать детей, развивать ум, формировать основные экологические понятия, воспитывать правильное отношение к объектам и явлениям природы. Закреплять полученные знания и умения.
Основные направления работы:
* разработать картотеку дидактических игр.
* использовать дидактические игры в познавательно-исследовательской деятельности, на прогулках, в свободной деятельности детей;
*организовать развивающую, познавательную, предметно - пространственную среду;
* работа с родителями (консультации).
*проведение настольно-печатных, словесных игр и игр с предметами.
3. Заключительный этап:
В декабре было проведено итоговое диагностическое исследование с целью выявления динамики развития игровой деятельности в формировании экологических представлений у детей данной группы.
4. Ожидаемый результат:
При успешной реализации поставленной цели планировала получить следующие результаты:
* у детей развит устойчивый интерес к природе
* сформированы основы экологических знаний
* дети проявляют любовь к природе и бережное отношение к животным и растениям.
Для реализации проекта мною применялись различные формы работы с детьми :
• это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, экспериментирование.
• в систему работы включена разнообразная деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем создают к ним иллюстрации.
• включены игровая, трудовая, музыкальная, физическая деятельности детей дошкольного возраста.
• значительное место отведено творческим процессам: рисованию, конструированию, изобразительной деятельности.
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она подчеркивает, что усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, будут лучше восприняты, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.
Дидактические игры экологического содержания, уточняют, закрепляют, расширяют знание детей о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.
Методы, используемые для реализации работы над проектом по экологии :
1. Наглядные методы:
- целевые прогулки;
- наблюдения;
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
2. Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно –
ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
4. Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
-педагогом разработаны перспективные планы, дидактический и наглядный материал, стенды, консультации.
Большое значение при ознакомлении с природой, бытом и культурой родного края имеют экологические праздники и развлечения, особенно если в них принимают участие родители. Я стараюсь знакомить детей с народными приметами, загадками, пословицами и поговорками о природе, бережным отношением к ней, знакомить с экологическими сказками и произведениями детских поэтов и писателей природоведческой литературы.
Результативность опыта - заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников. Я, считаю, что в результате такой деятельности добиваюсь реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировываются трудовые навыки. Дети усваивают основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Осваивают нормы поведения в природном окружении. Учатся давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Эта работа также помогает мне наладить контакт с семьями воспитанников.
Вывод. В результате использования дидактических игр экологического содержания в работе с детьми дошкольного возраста намечаются положительные тенденции в экоразвитии:
дети усваивают элементарные знания об окружающей действительности.
формируются системные знания об окружающем мире.
дети бережно относятся к окружающему миру.
они понимают, что в природе все взаимосвязано и что человек не может существовать отдельно от природы.
Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта, вызывает у ребёнка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться (сфера нравственности).
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души.