МААМ-картинки

Опыт работы «Развитие познавательного интереса к природе посредством знакомства с миром цветов родного края»

Ольга Солодовникова
Опыт работы «Развитие познавательного интереса к природе посредством знакомства с миром цветов родного края»
▼ Скачать + Заказать документы

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, растения и животные, насекомые и птицы. Дошкольный возраст очень любопытный период, дети задают много вопросов. Самостоятельно ребёнок не может найти ответы на все интересующие вопросы, и в этом ему помогает взрослый.

Дошкольный возраст - это и первый этап в развитии экологической культуры (Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду).

Луга, леса с разнообразием цветов, трав, лекарственных растений - наше богатство. Его надо беречь и охранять.

Публикация «Опыт работы „Развитие познавательного интереса к природе посредством знакомства с миром цветов родного края“» размещена в разделах

Как сделать так, чтобы дети бережнее относились к природе, к растениям и животным, любовались цветами, любили свой край, переживали за него?

Поразмыслив, мы решили заниматься с детьми не просто изучением всех объектов природы, а именно цветами, тем самым способствуя развитию основ экологической грамотности, познавательной деятельности. Почему цветы?

Место нашей работы детский сад, должность - воспитатель. Сад - это место, где происходит воспитание и обучение маленьких детей. Интересна также и трактовка профессии воспитательницы. Издревле ее называли садовницей. Самих же обитателей этих садов принято называть цветами жизни.

А «труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий солнечный свет, другое - прохладную тень; одно предпочитает берег ручья, другое - высохшую горную вершину. И как неповторим и прекрасен маленький человек, так и уникален каждый растущий на нашей Земле цветок» (Из книги Н. Пезешкиан «Торговец и попугай»).

Цветы - это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

Возбуждать симпатии к цветам, раскрывая их особенности, их суть - один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребенок не только должен осознавать, что нельзя топтать и рвать цветы, в нем необходимо воспитывать любовь к колокольчику и зверобою, к розе и одуванчику - ко всему, что его окружает не только на красивой клумбе, но и за порогом собственного дома - величайшее умение, которому нужно научить с детства.

Поэтому уже сейчас важно воспитывать у наших детей ответственное отношение к природе. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.

Так возникла идея работы «Развитие познавательного интереса к природе у детей 5-6 лет посредством знакомства с «миром цветов родного края».

Проанализировав анкеты родителей, пришли к выводу, что родителям интересна и важна работа по экологическому воспитанию, в общем, и цветами в частности.

На основании полученных результатов определили цель работы : организация познавательной деятельности детей, направленной на усвоение знаний о цветах нашего города, их характерных особенностях; формирование умений узнавать и дифференцировать цветы на группы, в зависимости от их произрастания (луговые, садовые, лесные); способствовать воспитанию заботливого отношения к цветам, как представителям всего растительного мира.

Основными задачами этой работы можно считать :

расширение знаний детей о цветах, их видах; обогащение представлений о строении цветов, росте и развитии растений; закрепление в самостоятельной деятельности детей умений ухаживать за цветами;

развитие познавательного интереса, творческих способностей и любознательности;

воспитание ответственного отношения к природе в целом и цветам в частности.

Для реализации поставленных задач, был использован модульный принцип организации педагогического процесса.

Разработаны следующие модули :

«Солнце, воздух и вода - для роста цветов нужны всегда», модуль в котором дети знакомятся с условиями и факторами, необходимыми для роста и развития цветов, посредством экспериментальной деятельности и опытнической работы.

Модуль «День рождения цветка», позволяет узнать, откуда берутся цветы, последовательность их развития, как ухаживать за цветами.

В рамках модуля «Распускаются цветы небывалой красоты», закрепляются трудовые навыки детей, воспитываются взаимопомощь и взаимовыручка.

«Царство лекарственных растений», модуль, который знакомит детей с лекарственными растениями нашего города, их лекарственными свойствами и способами лечения.

По каждому модулю были составлены:

- перспективное планирование занятий;

- конспекты занятий непосредственно-образовательной деятельности;

- картотека дидактических игр;

- цветочные физкультминутки;

- картотека, включающая загадки, стихотворения, легенды о цветах;

- демонстрационный и наглядный материал для занятий, включающий гербарий по группам цветов : садовые, лекарственные, луговые, коллекцию семян цветочных культур, макет строения цветка.

- создана мини библиотека детской литературы, энциклопедий.

Системный подход, используемый в работе, предполагает взаимосвязь различных видов детской деятельности.

Посредством познавательно-исследовательской деятельности дети знакомятся с цветами, их строением, характерными особенностями и видами, игровой - закрепляют изученный материал, изобразительной - воплощают знания и наблюдения в собственном творчестве, музыкальной - учатся слушать и понимать музыку. Всё это обеспечивает более интересное прохождение занятий и успешное усвоение материала. Тема цветов интегрируется во все виды детской деятельности.

Ознакомление детей с цветами осуществляется в применении разнообразных форм: на непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы, а так же через праздники и развлечения.

Ни самый яркий рассказ, ни картинки мне могут заменить непосредственного общения с природой, с цветами. Поэтому основным средством познания, изучения цветов служит наблюдение.

Наблюдение за цветами - неотъемлемая часть экологического образования дошкольников. Яркие цветы привлекают внимание детей, радуют их, развивают фантазию и воображение. Во время прогулки дети не просто знакомятся с цветами, они учатся правильно вести себя в природе, видеть и чувствовать ее такой, какая она есть в действительности, а не на картинке.

Цветники служат живым пособием для знакомства с садовыми цветами. Уже с раннего детства дети учатся ценить и любить красоту живой природы, природы родного края.

На территории детского сада дети могли познакомиться с такими лекарственными растениями как мать-и-мачеха, подорожник, аптечная ромашка, зверобой, лопух, узнать об их пользе, о том, как и для чего они используются человеком.

Это метод лежит в основе и практической деятельности дошкольников. Дети имели возможность трудиться в цветнике и на огороде. Они сеяли семена цветочных культур, поливали землю, ухаживали за рассадой, пересаживали цветочные культуры на клумбы.

Наблюдение и трудовая деятельность тесно связаны с элементарным экспериментированием.

В опытно-экспериментальном уголке «Хочу всё знать» дети опытным путём смогли выяснить могут ли цветы жить без воды, света, тепла, как эти факторы влияют на развитие цветочных культур.

На протяжении всего учебного года дети участвовали в изготовление лэпбуков или «книжек на коленках» по таким темам как: «Цветочные лекарства», «Цветочная мозаика», «Рождение цветка».

На многих занятиях для стимулирования познавательного интереса использовали занимательный дидактический материал: головоломки, ребусы, кроссворды, познавательные задачки.

В работе также частично использовали направление, называемое ТРИЗ-педагогикой. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности. Развить изобретательскую смекалку, творческое воображение и мышление, а также закрепить пройденный материал помогали такие упражнения и игры: «Да-Нетки или Угадай, что я загадала», «Что было - чем стало», «Аукцион».

Грамотно организованная эколого-развивающая среда также способствует накоплению детьми знаний, повышения уровня экологического сознания, развитию познавательной активности и познавательного интереса.

В групповом помещении мы организовали мини музей цветов «В мире цветов». Он создан на основе цветочного гороскопа. То есть в музеи представлены не просто цветы, выбранные случайным порядком, а цветы по знаку гороскопа воспитанников.

Для оснащения экологической зоны группы разработали дидактические пособия и игры, которые стимулировали творческую активность, внесли разнообразие в игровую деятельность дошкольников и способствовали лучшему усвоению материала. Так с помощью авторского дидактического пособия «Как я появился» дети закрепляли представления об этапах роста и развития цветов.

Своеобразным средством познавательной активности детей стал «Огород на окошке», который позволил развить познавательный интерес к исследовательской деятельности, вести наблюдения за ростом и развитием цветов, вовлечь дошкольников в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений и цветочных культур.

Экологическое воспитание дошкольников осуществлялось в тесном сотрудничестве с семьёй. В работе с родителями мы использовали как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, тематические конкурсы и выставки, так и нетрадиционные.

«Клуб любителей цветов» привлёк родителей к участию в жизни детского сада, тем самым объединив усилия для развития и воспитания детей.

Опыт работы по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством знакомства с «миром цветов родного края» позволил достичь стабильных положительных результатов в развитии познавательного интереса к цветам родного края, формирования осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира - положительная динамика прослеживается у 85% детей.

Публикации по теме:

Инновационный педагогический опыт «Экологическое воспитание посредством развития познавательного интереса к родному краю» 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно–воспитательного процесса «Рыбе – вода, птице.

Консультация «Развитие познавательного интереса у ребенка посредством сказки» Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса у ребенка посредством сказки» Подготовила: Володина Е. С. учитель-дефектолог.

Опыт работы «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством» «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического.

Организация работы в дошкольном учреждении по формированию у старших дошкольников интереса к истории и культуре родного края Для чего людям знать историю своего города, региона, государства? Этот вопрос задается в наше время достаточно часто. История - это память.

Педагогический опыт «Формирование патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей родного края» Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Проблема патриотического.

Проект-исследование «Стимулирование интереса дошкольников к изучению родного края посредством ИКТ» 1. Актуальность темы. Большое внимание в образовании уделяется региональному компоненту. Одно из средств воспитания детей дошкольного возраста.

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством ознакомления с природой и проектной деятельности «Мир, окружающий ребенка- это прежде всего мир природы, с бесконечными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный.

Опыт работы «Детская журналистика как средство развития у дошкольников познавательного интереса»Опыт работы «Детская журналистика как средство развития у дошкольников познавательного интереса» Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас со своим опытом работы. Буду рада, если вас он заинтересует. Введение ФГОС.

Развитие познавательного интереса к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста путем несложного опыта Актуальность Важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность, а особый интерес представляет детское экспериментирование.

Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой родного края посредством игры Родительское собрание Тема: «Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой родного края через игровую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие познавательного интереса к природе посредством знакомства с миром цветов родного края»
Опубликовано: 14 мая 2018 в 00:31
+44Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие познавательного интереса к природе посредством знакомства с миром цветов родного края»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Солодовникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД