Приложение МААМ

Использование мнемотаблиц как средства развития связной речи дошкольников

Юля Швалева
Использование мнемотаблиц как средства развития связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. У детей с ОНР мы видим множество речевых проблем.

Темочки:

Поэтому необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, облегчающие запоминание и увеличивающие объём памяти. Таким образом, использование мнемотаблиц это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания.

Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово, или словосочетание или абзац придумывается картинка или графическое изображение; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать рассказ, его логическую последовательность, лексико-грамматическую наполняемость.

В своей работе мы используем мнемосхемы в различных видах деятельности.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному заданию.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Нами были разработаны дидактические пособия с использованием мнемотаблиц по развитию речи детей в разных видах деятельности:

- «Сказочная карусель» ( цель: формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки).

- «Расскажи-ка» ( цель: обучение составлению описательных рассказов).

- «Физкультурные сказки» ( цель: формирование необходимых двигательных умений и навыков ребёнка через включение в сказку)

- «Запомни времена года» (учить последовательности времен года; запоминать основные признаки времен года; развивать речь, память, мышление, внимание; воспитывать любови к природе)

- Картотека мнемотаблиц по запоминанию пословиц, поговорок, стихов, потешек, песенок.

- «Мнемодорожка» (Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей)

Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные пособия позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников с ОНР, способствует повышению интереса к данному виду деятельности, который развивает связную речь детей.

Н. В. Корниенко, воспитатель

Ю. Р. Швалева, воспитатель

Публикации по теме:

«Продуктовый магазин». Дидактическая настольная игра на липучках для развития связной речи старших дошкольников«Продуктовый магазин». Дидактическая настольная игра на липучках для развития связной речи старших дошкольников Игровое оборудование: Кубик, фишка, игровое поле с картинками на липучках и четыре продуктовые тележки-кармашки. Дидактическая задача:.

Внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольниковВнедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников Педагогический совет №2 Тема: «Эффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотаблиц как средства развития связной речи дошкольников
Опубликовано: 31 января 2025 в 11:09
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование мнемотаблиц как средства развития связной речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Юля Швалева (УИ 639782) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!
09 февраля 2025 воскресенье
Самолёт построим сами!
Бережем зубки с детства!
Играем в волейбол!
Готовим, играем и учимся с пиццей!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД