Юля Швалева
Использование мнемотаблиц как средства развития связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. У детей с ОНР мы видим множество речевых проблем.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Поэтому необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, облегчающие запоминание и увеличивающие объём памяти. Таким образом, использование мнемотаблиц это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания.
Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово, или словосочетание или абзац придумывается картинка или графическое изображение; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать рассказ, его логическую последовательность, лексико-грамматическую наполняемость.
В своей работе мы используем мнемосхемы в различных видах деятельности.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному заданию.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Нами были разработаны дидактические пособия с использованием мнемотаблиц по развитию речи детей в разных видах деятельности:
- «Сказочная карусель» ( цель: формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки).
- «Расскажи-ка» ( цель: обучение составлению описательных рассказов).
- «Физкультурные сказки» ( цель: формирование необходимых двигательных умений и навыков ребёнка через включение в сказку)
- «Запомни времена года» (учить последовательности времен года; запоминать основные признаки времен года; развивать речь, память, мышление, внимание; воспитывать любови к природе)
- Картотека мнемотаблиц по запоминанию пословиц, поговорок, стихов, потешек, песенок.
- «Мнемодорожка» (Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей)
Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные пособия позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников с ОНР, способствует повышению интереса к данному виду деятельности, который развивает связную речь детей.
Н. В. Корниенко, воспитатель
Ю. Р. Швалева, воспитатель