Елена Колесникова
План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры дошкольников посредством приобщения их к природе»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
На 2018-2019 год
ФИО: Колесникова Елена Владимировна
Должность: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 463 «Дубок» г. о. Самара
Тема: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе
Публикация «План работы по самообразованию „Формирование экологической культуры дошкольников посредством приобщения их к природе“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения
Задачи:
• Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
• Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.
• Учить понимать причинно-следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.
• Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.
• Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность.
• Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, к диким животным.
• Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
• Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы.
• Развивать интерес и любовь к родному краю.
Источники самообразования : СМИ, специализированная литература (научная, методическая, интернет, семинары, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, вебинары, курсы повышения квалификации с целью саморазвития и расширения кругозора, ФГОС ДО)
Формы самообразования :
Индивидуальная-индивидуальный план, групповая-через участие в деятельности дошкольного образовательного учреждения (педсоветы, семинары, консультации, работа во временных творческих группах, через сетевое взаимодействие с педагогами посредством сети Интернет)
Ожидаемый результат самообразования :
• Повышение компетенции в вопросах формирования экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе.
• Разработка и апробирование занятий по ознакомлению с окружающим миром, дидактических игр, создание электронного комплекта педагогических разработок.
• Выработка методических рекомендаций по применению личностно-деятельного подхода, проблемного обучения и принципов, их реализующих в работе с детьми по формированию экологической культуры.
• Разработка и проведение консультаций с родителями, обобщение опыта по исследуемой теме.
• Выступления на педагогическом совете.
• Продвижение персональной страницы в сети Интернет, размещение на ней методических материалов.
• Планируемые результаты самореализации :
• Разработка пакета материалов в электронном виде: комплекта дидактики (наглядные материалы для дошкольников)
• Ведение электронного портфолио воспитателя.
• Выступления на педсоветах, обмен опытом с воспитателями через Интернет.
• Исходя из индивидуальной темы по самообразованию, наметили основные разделы работы самообразования :
• Раздел 1. Изучение и анализ научно-методической литературы
• Обзор информации в сети Интернет по вопросу формирования экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе.
• Изучение научной и методической литературы по теме исследования, опыта педагогов ДОУ.
Раздел 2. Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
• Разработка календарно-тематического планирования
• Разработка методических рекомендаций для педагогов по формированию предметной пространственной развивающей среды в группах ДОУ по образовательной области «Познавательное развитие».
• Разработка электронных презентаций для детей.
• Разработка консультаций для родителей.
Раздел 3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
• Участие в педагогических советах, вебинарах.
• Продвижение методического материала в сати Интернет.
• Разработка пакета дидактического материала в электронном виде.
• Обобщение и оформление материалов в методическую копилку ДОУ.
• Изготовление пособий, макетов, коллекций.
• Подбор материала для работы с семьей.
Раздел 4. Участие в системе методической работы
• Сообщения на педагогических советах
• Участие в работе сетевых интернет сообществ.
Раздел 5. Повышение квалификации
• Прохождение мастер-классов, обсуждение проблемы исследования в сети Интернет
• Освоение компьютерных программ
• Курсы повышения квалификации
Раздел 6. Совершенствование профессионально значимых личностных качеств и черт характера
• Расширение педагогической эрудиции через анализ и обобщение опыта работы воспитателей других ДОУ
• Развитие педагогической рефлексии через самоанализ педагогической деятельности, самодиагностика
• Становление и развитие организаторских качеств личности при подготовке и проведении методических мероприятий
Список литературы:
1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх. – М. 1993.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. 1991.
3. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М. : Просвещение,1973.
4. Виноградова Т. А., Маркова Т. А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб. : Детство – Пресс, 2001.
5. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. СПб. :Детство – Пресс, 2003.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М. : Мозаика-Синтез, 2006, 208 с.
7. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
8. Дрязгунова В. И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
9. Гризик Т. И. «Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
10. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2002.
11. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М. ,Просвещение, 1988.
12. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2003.
13. Лучич М. В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
14. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. - М. : Академия, 2002.
15. Николаева С. Н. «Юный эколог». - М. : Мозаика-Синтез,
16. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М. : Новая школа, 1995.
17. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М. :Просвещение, 1978.