Боцманова Наталья
Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры.
В. И. Сухомлинский
Актуальность. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования их экологической грамотности и культуры.
Публикация «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» размещена в разделах
Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольников - это элементарные знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в разнообразной деятельности, в играх, труде, быту.
Актуальность данной работы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с природой родного края, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и помогать природе.
Использование проектной деятельности не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индивидуально-ориентированного подхода к обучению, намного расширяют диапазон применяемых способов действий, обеспечивает гибкость управления познавательным процессом.
Цель: формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Задачи.
• Формировать и совершенствовать у детей знания о природных объектах и явлениях, о закономерностях их развития и взаимодействия.
• Развивать познавательный интерес к миру природы детей старшего дошкольного возраста.
• Воспитывать эмоционально-ценностного отношение к природе, навык культуры поведения в окружающей природной среде.
• Повышать компетентности родителей, их экологической культуры.
• Привлекать родителей к активному участию в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
• Обогащать РППС в соответствии критериям ФГОС ДО, способствующей формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предполагаемый результат:
Использование метода проектов во всех видах детской деятельности будет способствовать формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста :
• Наличие представлений об объектах и явлениях живой и неживой природы.
• Наличие знаний о связях между объектами и явлениями природы.
• Накопление у детей чувственного опыта, сформированность элементарных экологических понятий.
• Проявление экологически бережного отношения к объектам природы, любви к природе; осознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности.
Этапы проекта :
1 этап -Организационно-аналитический
• Изучение методической литературы;
• Мониторинг экологической образованности старших дошкольников;
• Компетентности родителей;
• Соответствие РППС;
• Разработка модели формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности;
• План сотрудничества с родителями;
• Обогащение РППС.
2 этап -Деятельностный
Внедрение модели формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности в образовательный процесс среди всех участников образовательного процесса.
Реализация проекта «Земля наш общий дом»
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта : педагог, дети подготовительной группы и родители воспитанников.
• Чтение художественной литературы, экологические сказки : о воде, о грибах…
• Экологические игры. «Дерево, листок, плод», «Птицы, рыбы и звери», «Живое – неживое», «Отгадайте, что за растение»…
• Акции: «Посади цветок», «Сажаем плодово-ягодные культуры».
• Загадки о природных явлениях, перелетных птицах,о животных, о растениях.
• Слушание музыки: «Звуки природы», пение птиц, шум ручья, разучивание песен,потешек.
• Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.
• Художественное творчество: рисование деревьев, цветов, лепка птиц,животных.
•. Праздники: «День птиц», «День Земли».
• Организация выставок: «Поделки из бросового материала», «Мода из отходов».
• Экскурсия в детскую библиотеку «В гости к елочке».
• Интеллектуальная игра-викторина «Что? Где? Когда?» (с родителями)
• Реализация проекта «Волшебница Вода»
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный (одна неделя).
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
Методы и приемы исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, анализ и обобщение результатов.
-Беседа "Возможна ли жизнь без воды?»;
- ООД"Жизнь под водой" ;
- Опытно-экспериментальная деятельность : «Где содержится вода?", «Свойства воды»,«Разная вода» (три состояния воды) «Свойства льда», «Испарение воды», «Вулкан».
- Художественное творчество: лепка и рисование "Обитатели водоемов«, «Берегите воду».
-Чтение художественной литературы: рассказ «Как люди речку обидели»,экологическая сказка «Все живое нуждается в воде».
-Подвижные игры "Ерши и щука», «Удочка», «Ручеек».
-Презентация «Водоемы нашей планеты»
-Дидактическая игра "Хорошо-плохо»
-Экскурсии на пруд, на реку Пьяна.
Реализация проекта «Домашние животные»
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный (одна неделя).
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
• Просмотр презентации «Домашние животные».
• Беседы: «Животные, проживающие в деревне и в городе», «Во что одеты животные?», «Как животные приспосабливаются к окружающим условиям?», «Поведение человека с животными».
• Дидактические игры: «Узнай животных по описанию», «Кто какую пользу приносит?», «Чьи это детки?» «Помоги животным найти свой дом».
• Наблюдения на прогулке за собакой,кошкой, козой с козленком,теленком.
• Игра в настольное лото по тематике «Домашние животные».
• Сюжетно-ролевые игры: «Ветеринарная лечебница», «Доктор Айболит».
• Рассматривание альбома «Домашние животные»
• Чтение художественной литературы, рассматривание книг о животных Лепка: «Лошадка»,рисование «Бурёнка»,аппликация «Любимое животное».
• Беседы с родителями на тему «Есть ли в доме животное?».
• Семейный проект «Мой питомец»
• Консультация «Домашние животные в жизни ребенка»
• 3 этап -Аналитико-обобщающий
-Итоговое мероприятие ООД "Вода в жизни человека».
-Итоговое мероприятие – презентация «Мой питомец»
Партнерское взаимодействие с родителями
• Анкетирование: «Экологическое воспитание детей», «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье».
• Родительское собрание «Мы защитники природы».
• Оформление информационного стенда «Как я помогаю природе!».
• Участие в фотовыставках, конкурсах, в Эко -вернисаже «Рисуем вместе с мамой».
• Консультации: «Проектная деятельность в ДОУ», «Экологическое воспитание ребенка в семье».
• Акции: «Сдай батарейку – спаси ежа», «Сбор пластиковых крышек», «Подари цветок детскому саду» и др.
• Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности «Эко –акция».
• Кукольный театр «Как звери Весну встречали».
• Интеллектуальная игра-викторина «Что? Где? Когда?».
Результатом работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности стали следующие показатели:
• дошкольники поняли необходимость бережного и заботливого отношения к природе.
• освоили нормы поведения в природе в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
• У детей появился познавательный интерес,желание узнать что-то новое, научились самостоятельно принимать решения к поставленным задачам, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.
• У родителей наблюдается повышение компетентности по данной теме, активное участие в экологических проектах, акциях, совместных мероприятиях, в том числе в изготовлении игр и пособий.