Светлана Горбунова
Формирование у родителей гендерной компетентности
▼ Скачать + Заказать документы
"ФОРМИРОВАНИЕ У РОДИТЕЛЕЙ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ "
Горбунова С. Г.
В статье обоснована необходимость и важность формирования гендерной компетентности у родителей детей дошкольного возраста.
Представлены методики и технологии гендерного просвещения.
В современных условиях развития нашего общества ощущается особый
Публикация «Формирование у родителей гендерной компетентности» размещена в разделах
интерес к проблеме формирования гендерной компетентности у родителей.
Теоретическая и практическая значимость выбранной темы вряд ли нуждается в
обоснованиях. В общественном сознании распространены традиционные гендерные представления, стереотипы и предубеждения, которые, как правило, формируются в детстве в процессе первичной социализации, поэтому являются устойчивыми. Однако очень часто воспитание детей осуществляется без учета их гендерных особенностей, что в конечном итоге может привести к формированию феминного (женственного) мальчика и мускулинной (мужественной) девочки. Повзрослев такие мальчик и девочка не способны выполнять свои социальные роли, что приводит к затруднениям в общении. Личная жизнь у них также не складывается. Именно поэтому важно, чтобы родители были компетентны в гендерной тематике, так как родительские отношения и образцы воспитания передаются из поколения в поколение и играют важную роль в появлении и становлении у детей гендерной
идентичности.
В отечественной научной литературе понятие «гендер» впервые появилось в 1992 году в сборнике статей под названием «Женщины и социальная политика». Слово "гендер" обозначает социальные аспекты пола в отличие от биологических, соответственно пол понимается не как однозначная биологическая данность, а как сложный многомерный социальный конструкт.
Гендерная идентичность — это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя, как представителя определенного пола.
Формирование гендерной идентичности мальчиков и денечек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. При воспитании мальчиков следует усилить внимание к выработке у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности. ответственности, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать. При воспитании девочек особое внимание следует уделить воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.
При формировании гендерной идентичности важным условием является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек,
оформление прихожей, спальни и других помещений, в которых бывают дети). Но еще более важным условием формирования гендерной идентичности является тесное сотрудничество с родителями, которое включает в себя занятие позиции не «над» ребенком, а «рядом» с ребенком. Родители должны беседовать с детьми, рисовать, лепить и т. д.
Общеизвестно, что присущая ребенку-дошкольнику способность к подражанию позволяет ему рано выбрать среди окружающих его взрослых определенный образец поведения. При этом ребенок заимствует не только образцы некоторых действий и внешние отличительные признаки, но и такие сложные качества личности, как доброта, мягкость, отзывчивость или решительность, мужественность, стойкость.
В системе народного воспитания гендерная компетентность родителей формировалась естественным путем. Так, например, при рождении пуповину
девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали
ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение ее
качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали
ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником. Новорожденных девочек заворачивали в рубаху отца, а мальчиков - в рубашку матери с расчетом, что когда сын вырастит и жениться, то его жена воплотит в себе все то, что дорого, ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца.
Даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам.
Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие меньше чем матери, но начиная с 3 лет, они активно включались в воспитание ребенка. Так, например, в крестьянских семьях с 3-х лет дети принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а мальчика — отец. И с этого момента вся ответственность за воспитание детей ложилась на плечи родителей : за девочек отвечали матери, а за сыновей — отцы.
На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины: мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (учили охотиться, ловить
рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудия труда, а девочек
приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, хранению огня, собиранию растений).
В современном обществе наблюдается смещение социальных ролей, где на первый план выходят не типично «мужские» и типично «женские» качества (властность-подчинение, а такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание. Таким образом, задача родителей при формировании гендерной идентификации заключается не в формировании мужских и женских качеств, а в формировании качеств, свойственных обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.).
Очень часто в иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующую позицию. Такая ситуация характерна для неполных семей, где чаще всего родителем является «мать-одиночка» или бабушка. У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность. Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким.
Неоднозначно и влияние отцов. Например, напряжённые, плохие отношения с отцами сильнее влияют на формирование половых девиаций у мальчиков и девочек, чем взаимоотношения с матерью. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребёнок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Если мужчина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.
Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка дошкольного возраста с учетом его гендерных особенностей, родители должна
быть знающими, осведомленными в данном вопросе, те. компетентными.
Компетентность — это субъективная характеристика личности, представляющая
собой сплав знаний и умений, позволяющих личности быль эффективной в конкретном виде деятельности. И. С. Клёцина предлагает гендерную
компетентность рассматривать как такую характеристику, которая позволяет
личности не быть субъектом и объектом ситуаций гендерного неравенства. Другими словами, гендерная компетентность — это способность мужчин и женщин замечать ситуации гендерного неравенства в окружающей их жизни; противостоять сексистским, дискриминационным воздействиям и влияниям; самим не создавать ситуации гендерного неравенства. Анализ современной литературы гендерной направленности позволяет заключить, что, такая социально-психологическая характеристика — личности как гендерные предубеждения (предрассудки) является наиболее ярким свидетельством гендерной некомпетентности.
Важным инструментом формирования гендерной компетентности
родителей является гендерное просвещение, к задачам которого относятся:
1. содействовать переориентации с традиционных взглядов и представлений по поводу положения мужчин и женщин в обществе на более современные эгалитарные гендерные представления и модели;
2. помочь отказаться от жестких гендерных предубеждений;
3. помочь пересмотреть гендерные стереотипы и скорректировать их содержание;
4. способствовать выработке собственной позиции относительно,
гендерных проблем и умений ее отстаивать; формировать навыки публичной
дискуссии по гендерным вопросам.
При формировании гендерной идентичности детей очень важно, чтобы
родители, прежде всего, разобрались со своими представлениями, стереотипами, предубеждениями и моделями поведения. Для этих целей основной методикой является гендерный самоанализ, к основным технологиям которого относятся гендерная автобиография (техника ранних воспоминаний; анализ семейных сценариев) и социально-психологическая самодиагностика гендерных характеристик личности (различные анкеты и вопросники).
Эффективными являются технологии гендерного просвещения, которые имеют
практико-ориентированную направленность (выделение конкретных умений, позволяющих перевести гендерные знания на уровень практических действий, а также личностно-ориентированную направленность (помощь в решении личных проблем и сложностей в сфере межполового взаимодействия).
Таким образом, формирование у родителей гендерной компетентности является необходимым условием формирования и развития гендерной
идентичности их детей. Родители должны понимать, что во многом от них зависит, каким вырастит ребенок, как в будущем он будет моделировать свои отношения с противоположным полом, с окружающим его миром, требующим подчас принятия незамедлительного решения, соответствующего его социальной роли.
Список использованной литературы
1. Практикум по гендерной психологии/Под ред. И. С. Клециной. СПб. : Питер.
2003.
2. Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. /Под ред. И. С. Клециной. — СПб. :
Питер, 2009.
3. Кириченко Е. Е. Формирование гендерной идентичности детей дошкольного.
возраста в условиях дошкольного учреждения /
https://festival.1september.ru/articles/562016/