Приложение МААМ

Формирование у родителей гендерной компетентности

Светлана Горбунова
Формирование у родителей гендерной компетентности
▼ Скачать + Заказать документы

"ФОРМИРОВАНИЕ У РОДИТЕЛЕЙ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ "

Горбунова С. Г.

В статье обоснована необходимость и важность формирования гендерной компетентности у родителей детей дошкольного возраста.

Представлены методики и технологии гендерного просвещения.

В современных условиях развития нашего общества ощущается особый

Публикация «Формирование у родителей гендерной компетентности» размещена в разделах

интерес к проблеме формирования гендерной компетентности у родителей.

Теоретическая и практическая значимость выбранной темы вряд ли нуждается в

обоснованиях. В общественном сознании распространены традиционные гендерные представления, стереотипы и предубеждения, которые, как правило, формируются в детстве в процессе первичной социализации, поэтому являются устойчивыми. Однако очень часто воспитание детей осуществляется без учета их гендерных особенностей, что в конечном итоге может привести к формированию феминного (женственного) мальчика и мускулинной (мужественной) девочки. Повзрослев такие мальчик и девочка не способны выполнять свои социальные роли, что приводит к затруднениям в общении. Личная жизнь у них также не складывается. Именно поэтому важно, чтобы родители были компетентны в гендерной тематике, так как родительские отношения и образцы воспитания передаются из поколения в поколение и играют важную роль в появлении и становлении у детей гендерной

идентичности.

В отечественной научной литературе понятие «гендер» впервые появилось в 1992 году в сборнике статей под названием «Женщины и социальная политика». Слово "гендер" обозначает социальные аспекты пола в отличие от биологических, соответственно пол понимается не как однозначная биологическая данность, а как сложный многомерный социальный конструкт.

Гендерная идентичность — это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя, как представителя определенного пола.

Формирование гендерной идентичности мальчиков и денечек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. При воспитании мальчиков следует усилить внимание к выработке у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности. ответственности, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать. При воспитании девочек особое внимание следует уделить воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

При формировании гендерной идентичности важным условием является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек,

оформление прихожей, спальни и других помещений, в которых бывают дети). Но еще более важным условием формирования гендерной идентичности является тесное сотрудничество с родителями, которое включает в себя занятие позиции не «над» ребенком, а «рядом» с ребенком. Родители должны беседовать с детьми, рисовать, лепить и т. д.

Общеизвестно, что присущая ребенку-дошкольнику способность к подражанию позволяет ему рано выбрать среди окружающих его взрослых определенный образец поведения. При этом ребенок заимствует не только образцы некоторых действий и внешние отличительные признаки, но и такие сложные качества личности, как доброта, мягкость, отзывчивость или решительность, мужественность, стойкость.

В системе народного воспитания гендерная компетентность родителей формировалась естественным путем. Так, например, при рождении пуповину

девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали

ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение ее

качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали

ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником. Новорожденных девочек заворачивали в рубаху отца, а мальчиков - в рубашку матери с расчетом, что когда сын вырастит и жениться, то его жена воплотит в себе все то, что дорого, ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца.

Даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам.

Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие меньше чем матери, но начиная с 3 лет, они активно включались в воспитание ребенка. Так, например, в крестьянских семьях с 3-х лет дети принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а мальчика — отец. И с этого момента вся ответственность за воспитание детей ложилась на плечи родителей : за девочек отвечали матери, а за сыновей — отцы.

На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины: мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (учили охотиться, ловить

рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудия труда, а девочек

приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, хранению огня, собиранию растений).

В современном обществе наблюдается смещение социальных ролей, где на первый план выходят не типично «мужские» и типично «женские» качества (властность-подчинение, а такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание. Таким образом, задача родителей при формировании гендерной идентификации заключается не в формировании мужских и женских качеств, а в формировании качеств, свойственных обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.).

Очень часто в иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующую позицию. Такая ситуация характерна для неполных семей, где чаще всего родителем является «мать-одиночка» или бабушка. У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность. Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким.

Неоднозначно и влияние отцов. Например, напряжённые, плохие отношения с отцами сильнее влияют на формирование половых девиаций у мальчиков и девочек, чем взаимоотношения с матерью. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребёнок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Если мужчина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.

Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка дошкольного возраста с учетом его гендерных особенностей, родители должна

быть знающими, осведомленными в данном вопросе, те. компетентными.

Компетентность — это субъективная характеристика личности, представляющая

собой сплав знаний и умений, позволяющих личности быль эффективной в конкретном виде деятельности. И. С. Клёцина предлагает гендерную

компетентность рассматривать как такую характеристику, которая позволяет

личности не быть субъектом и объектом ситуаций гендерного неравенства. Другими словами, гендерная компетентность — это способность мужчин и женщин замечать ситуации гендерного неравенства в окружающей их жизни; противостоять сексистским, дискриминационным воздействиям и влияниям; самим не создавать ситуации гендерного неравенства. Анализ современной литературы гендерной направленности позволяет заключить, что, такая социально-психологическая характеристика — личности как гендерные предубеждения (предрассудки) является наиболее ярким свидетельством гендерной некомпетентности.

Важным инструментом формирования гендерной компетентности

родителей является гендерное просвещение, к задачам которого относятся:

1. содействовать переориентации с традиционных взглядов и представлений по поводу положения мужчин и женщин в обществе на более современные эгалитарные гендерные представления и модели;

2. помочь отказаться от жестких гендерных предубеждений;

3. помочь пересмотреть гендерные стереотипы и скорректировать их содержание;

4. способствовать выработке собственной позиции относительно,

гендерных проблем и умений ее отстаивать; формировать навыки публичной

дискуссии по гендерным вопросам.

При формировании гендерной идентичности детей очень важно, чтобы

родители, прежде всего, разобрались со своими представлениями, стереотипами, предубеждениями и моделями поведения. Для этих целей основной методикой является гендерный самоанализ, к основным технологиям которого относятся гендерная автобиография (техника ранних воспоминаний; анализ семейных сценариев) и социально-психологическая самодиагностика гендерных характеристик личности (различные анкеты и вопросники).

Эффективными являются технологии гендерного просвещения, которые имеют

практико-ориентированную направленность (выделение конкретных умений, позволяющих перевести гендерные знания на уровень практических действий, а также личностно-ориентированную направленность (помощь в решении личных проблем и сложностей в сфере межполового взаимодействия).

Таким образом, формирование у родителей гендерной компетентности является необходимым условием формирования и развития гендерной

идентичности их детей. Родители должны понимать, что во многом от них зависит, каким вырастит ребенок, как в будущем он будет моделировать свои отношения с противоположным полом, с окружающим его миром, требующим подчас принятия незамедлительного решения, соответствующего его социальной роли.

Список использованной литературы

1. Практикум по гендерной психологии/Под ред. И. С. Клециной. СПб. : Питер.

2003.

2. Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. /Под ред. И. С. Клециной. — СПб. :

Питер, 2009.

3. Кириченко Е. Е. Формирование гендерной идентичности детей дошкольного.

возраста в условиях дошкольного учреждения /

https://festival.1september.ru/articles/562016/

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование культуры еды» Консультативная помощь родителям в рамках семейной гостиной «Как растет мой малыш».Цель: привлечь внимание родителей к формированию у детей.

«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные.

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Фотоотчет проведения НОД по гендерной социализации «День рождения»Фотоотчет проведения НОД по гендерной социализации «День рождения» Задачи: Образовательные: • Формировать представление о собственной половой принадлежности. • Формировать нравственно-волевые качества и.

Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет» Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2-3 лет» Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым,.

Консультация для родителей «Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста» Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

НОД по обучению грамоте с учетом гендерной принадлежности детей в подготовительной группе «Веселые игры с Незнайкой» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30 «Улыбка» д. Кипень Ломоносовского р-на Ленинградской обл. Конспект.

Папка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителейПапка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителей Наглядную агитацию для родителей, которые мы с вами, уважаемые коллеги, выставляем в уголке для родителей, в соответствии с той или иной.

Родительское собрание «Семья — главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка» Цель. Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитании, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у родителей гендерной компетентности
Опубликовано: 16 октября 2022 в 12:37
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у родителей гендерной компетентности» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Горбунова (УИ 973399) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД