Елена Макаренко
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми и родителями.
На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей дошкольного возраста :
Публикация «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
1) развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;
2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;
3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.
3слайд
Для осуществления задачи по связной речи в условиях реализации ФГОС ДО необходимо :
- формировать речь детей через развитие познавательной деятельности (как самостоятельной, так и специально организованной.
- ежедневно организовывать разнообразную самостоятельную деятельность детей (игровую, художественно-речевую, продуктивную). Основная функция связной речи – коммуникативная.
Новые формы, технологии используемые при формировании связной речи являются средством мыслительных, умственных действий и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.
4слайд
Мы переходим на наиболее эффективные современные технологии это мнемотехника, методика коллаж, синквейн, проблемное обучение, триз, метод мозгового штурма, квест –технология, здоровье сберегающие, игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры, игры с дидактическими игрушками (вкладыши, башенки, словесные игры, интерактивные технологии и ИКТ и элементы логоритмики. Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование коммуникативных качеств личности дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты.
На данный момент наши педагоги представили НОД, вы обратили внимание, что перечисленные технологии используются в нашем детском саду и не только на этом семинаре, но и в повседневных проводимых занятиях по развитию связной речи.
5 слайд
Проводятся занятия: по ознакомлению с художественной литературой – это НОД чтение по рассказу М. Горького «Воробьишко», рассказывание русской народной сказки, «Путешествие по сказкам», с элементами театрализации с использованием информационно-коммуникативной технологии.
Рассматривание картин, составление рассказов по картине с использованием элементов технологии триз и элементы технологии вхождение в картину такие занятия как: на тему составление творческого рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору», составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Большая вода».
6 слайд
В детском саду ведётся работа с долгосрочными проектами, в которых раскрываются задачи по развитию связной речи детей в двух направлениях – это «Использование исследовательской деятельности в познавательно – речевом развитии дошкольников в условиях ДОУ» и «Познавательно-речевое развитие детей посредством творческой деятельности –
«Волшебная страна».
7слайд
В рамках проводимой работы согласно с требованиями ФГОС по осуществлению новых подходов в обучении детей дошкольного возраста связной речи с использованием творческих технологий, педагогами ДОУ были разработаны и внедрены проекты для каждой возрастной группы – «Неделя книги». В ходе, которой были организованы выставки книг на тему: «Мои любимые сказки», «Книги наши друзья». Дети старшего дошкольного возраста посетили с экскурсией районную детскую библиотеку, прошли итоговые мероприятия по проекту: викторина по литературным произведениям, НОД «Книга – лучший друг», с использованием интерактивных технологий, информационно - коммуникативных технологий.
Сайт БЕБИ НЬЮС рекомендован для пользования воспитателями детского сада, где можно взять для развития связной речи диафильмы по русским народным сказкам, писателей мира.
Включение родителей в педагогический процесс, является одним из важнейших условий речевого развития ребёнка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Работа по взаимодействию с родителями показала, что в результате применения современных форм сотрудничества, позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности их использования в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) родителей убеждаем в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Понятие «взаимодействие с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть не навязчивым и тактичным.
8 слайд
Основными формами работы с родителями являются:
• общее родительское собрание;
• консультации (индивидуальные и групповые);
• семинары-практикумы;
• педагогические беседы (индивидуальные и групповые);
• открытые показы занятий (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных);
• папки - передвижки;
• подбор методической литературы в помощь родителям и т. д.
Все эти формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей - дошкольников.
Например: на стендах размещаем консультации для родителей «развитие фонематического слуха в старшем дошкольном возрасте», «Играем – речь развиваем», «Игры на кухне»
Обогащение словаря ребенка в домашних условиях
Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их - сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть.
9 слайд
В беседах освещаются вопросы влияния художественной литературы на развитие связной речи. Одной из форм работы – это родительские собрания, на которых развитию речи, формированию словарного запаса, обучению грамоте, чтению художественной литературы уделяется особенное внимание: педагоги в своей работе используют такие формы как : мастер класс по мнемотехнике, использованию в домашних условиях синквейна, коллаж.
В форме деловой игры родителей знакомим с различными речевыми играми (игры на развитие грамматического строя, игры на развитие слоговой и речевой культуры. Партнёрское взаимодействие вопитатель- родитель- ребёнок, проявляется так же в познавательно речевом развитии путём совместного изготовления лепбуков на различную тематику.
10 слайд
Семейное чтение, проведение конкурса чтецов, который стал ежегодной традицией нашего детского сада, в этом году прошла выставка - конкурс «Книжка малышка».
11 слайд
Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями по речевому развитию — это театрализованный праздник. Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей. Поэтому мы не могли не использовать в своей работе эту форму взаимодействия ДОУ и семьи.
Родителей в разных формах убеждали в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Им рассказывали о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости. А вот узнать о том, как родители распорядились этой информацией, педагоги могут из материалов выставки «Как умелые ручки язычку помогали» На выставке демонстрируются только те экспонаты (поделки, которые были сделаны детьми дома.
Речевые праздники. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (воспитатель берет на себя организационные моменты и роль ведущего).
12 слайд
Таким образом, можно сделать вывод, что взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста будет более эффективной, если учитываются педагогические условия рационального подбора форм работы с родителями, а также, если данная работа проводится систематически и целенаправленно.
В заключении хотелось подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института для развития ребенка.