Елена Кашина
Обобщение опыта работы по теме «Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников через сюжетно-ролевую игру»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы на тему:
«Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников через сюжетно - ролевую игру»
Калашниковой Екатерины Александровны
Слайд 1.
«У ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но надо пропитать игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра!».
Антон Семенович Макаренко
Слайд 2.
Публикация «Обобщение опыта работы по теме „Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников через сюжетно-ролевую игру“» размещена в разделах
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые уроки коллективного мышления. Это обстоятельство имеет важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого – совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели. Известный психолог Лев Семенович Рубинштейн говорил, что «в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение». Исследования отечественных психологов (Лев Семенович Выготский, Алексей Николаевич Леонтьев, Александр Владимирович Запорожец, Валерия Сергеевна Мухина) доказывают, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребёнка настолько существенны, что в психологии утвердилось мнение об игре как ведущем виде деятельности в дошкольный период.
Сюжетно-ролевая игра является наиболее важным средством для развития коммуникативных способностей дошкольников. В этой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще организуется игра, тем больше возникает желание поиграть еще и еще.
Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность.
В настоящее время коммуникативное развитие дошкольников вызывает тревогу. Из наблюдения за детьми своей группы заметила, что им трудно уступать или договариваться. Некоторые ребята отмечались повышенной конфликтность в общении друг с другом и испытывали трудности в усвоении нравственных норм.
Слайд 3.
Исходя из этого, я поставила перед собой цель: формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников через сюжетно - ролевую игру.
Для ее реализации определила задачи:
- учить детей принимать игровые задачи поставленные сверстниками, договариваться по поводу игрового взаимодействия;
- учить детей анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать;
- обучать детей позитивным приёмам общения;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Слайд 4.
На первом этапе своей работы изучила:
Задачи, методические и практические подходы к сюжетно-ролевой игре по программе «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы;
опыт работы коллег в периодической печати, в сети интернет.
Создала игровой центр:
- в младших группах - сюжетные игры расположены, открыто в игровой среде;
- старших группах - сюжетные игры находятся в коробках, для того, чтобы развивать у детей умение самим планировать свою деятельность.
Слайд 5.
Подобрала:
- предметы заместители,
- литературу по теме.
Слайд 6.
Составила:
- перспективный план сюжетных игр на год.
- составила картотеку игр.
Слайд 7.
Как показала практика, игра будет насыщенно яркой, продолжительной, если спланировать работу по всем четырем компонентам, предложенных комплексным методом руководства игрой, разработанный группой авторов под руководством Светланы Леонидовны Новоселовой:
1. Ознакомление с окружающим в активной жизни.
2. Изменение предметно - ролевой среды.
3. Обогащение и передача игрового опыта - обучающие игры.
4. Активизируюшее общение взрослого и детей.
На месяц планирую одну сюжетно - ролевую игру. В ходе обучения детей игре в течение 4 недель прорабатываем все компоненты. На неделе обучение сюжетной игре по циклограмме планируется два раза.
Слайд 8.
На начальном этапе разучивания игры старюсь расширить представления детей об окружающем мире. Использую методы и приемы: беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок, наблюдение, целевые прогулки, экскурсии, встреча с интересными людьми.
Работа на этом этапе проводится со всей группой.
Слайд 9.
Например, сюжетно - ролевая игра «Цирк», первая неделя обучения
(1 компонент)
Для расширения представлений детей использовала:
- беседы «О животных, выступающих в цирке», «Цирковые профессии»;
- чтение художественной литературы: Самуил Яковливич Маршак «Цирк», Виктор Юзефович Драгунский «Девочка на шаре», Эдуард Николаевич Успенский «Школа клоунов»;
- рассматривание иллюстраций на тему «Животные, живущие в цирке», цирковых афиш.
- просмотр выступлений артистов цирка;
- прослушивание песен («Цирк Шапито», «Куда уехал цирк»)
- проведение «Школы безопасности».
Задача, которую ставлю пред собой по социально - коммуникативному развитию детей на этом этапе: обратить внимание детей на деятельность людей, результаты их труда, на позитивным приёмы общения между ними.
Слайд 10.
После расширения представлений об окружающем мире работаем над изменением предметно - игровой среды (2 компонент, вместе с детьми и родителями изготавливаем ролевые атрибуты; необходимое игровое оборудование; игрушки – самоделки с участием детей, игрушки заместители.
Слайд 11.Обращение к предметам-заместителям ставит детей перед необходимостью переименовать данный предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Например, сюжетно - ролевая игра «Цирк», спланировала коллективную творческую работу «Цирк», изготовление шапочек, масок…
Работа с детьми на данном этапе проводится подгруппами и индивидуально с учетом детских интересов.
Слайд 12.
На третьей неделе работаю над обогащением и передачей игрового опыта, применяю в работе: сюжетно - дидактические игры, (сюжетно - дидактическая игра отличается от сюжетно - ролевой тем, что в ней принимает участие воспитатель, он учит играть, подвижные с сюжетным содержание, игры имитационного характера, игры – инсценировки, коллективные и индивидуальные игры воспитателя с детьми.
Слайд 13.
Например, сюжетно - ролевая игра «Цирк», третья неделя обучения (3 компонент):
- сюжетно - дидактические игры «На арене», «Антракт»;
-подвижные с сюжетным содержанием «Акробаты», «Гимнасты»;
-игры имитационного характера «Дети крутят обруч», «Ходьба по гимнастической доске»;
-игра – инсценировка «В гости к клоуну».
Слайд 14.
В совместных играх с детьми на этом этапе воспитатель решает задачи социально-коммуникативного развития: формирование знаний норм и правил в общении с другими людьми, обучение детей позитивным приёмам общения.
Это способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми, они учатся ориентироваться на партнеров-сверстников, прислушиваться к их мнению (ведь они могут предложить другие события).
Слайд 15.
Иногда сюжетно - дидактическая игра предполагает включение игр
с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей», «Столовая»,
«Кафе»- эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Включаясь в игру вместе с детьми показываю пример приветливой встречи гостей, посетителей, умения их угостить.
В процессе своей работы уделяю большое внимание формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу.
Слайд 16.
На четвертой неделе, когда дети уже самостоятельно играют в сюжетную игру, для поддержания интереса ребят к игре, использую: проблемные ситуации, поощрения, вопросы, подсказки, советы.
Например, в игре «Цирк» предложила проблемную ситуацию «Клоун заболел»
Слайд 17.
Предоставление свободы в организации игровой деятельности способствует налаживанию дружеских отношений между детьми. В таких условиях дети меньше конфликтуют друг с другом, более того, начинают участвовать в решении общих проблем.
Слайд 18.
На заключительном этапе прорабатываю задачи по социально- коммуникативному развитию: упражнять детей принимать игровые задачи поставленные сверстниками, договариваться по поводу игрового взаимодействия; упражнять детей в умении анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.
Слайд 19.
Своим опытом поделилась с коллегами:
Проведены консультации:
- «Комплексное руководство игрой»;
- «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры современных дошкольников»;
- Сообщение «Игры с куклами».
Приняла участие в районном конкурсе «Мини-музей в детском саду»
Слайд 20.
Работа с родителями:
Оформлены консультации: «Игра не пустая забава», «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте», «Взрослый, ребенок, игра», «Учить или играть?», «Игра – это серьезно!», «Роль игрушки в жизни ребенка».
Организована выставка совместных рисунков и игрушек: «Моя любимая игрушка», фотовыставка «Я играю».
Слайд 21.
Проведен смотр - выставка атрибутов к сюжетным играм, который был организован при помощи родителей.
Слайд 22.
В условиях обучения и руководства сюжетно-ролевыми играми постепенно возрастает самостоятельность детей в формировании замыслов игры, постановке её задач, выборе игровых способов сюжетно-ролевого взаимодействия, а также реализации его речевого оформления. Дети постепенно осваивают игровые умения и навыки, испытывают эмоциональный комфорт, реализуя свои игровые замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и взрослыми. Большой прогресс происходит в развитии диалогического общения.
Проведение диагностики (методика Надежда Федоровна Комарова) по одному из критериев показателя игры (важной для данного опыта) – оценивается взаимодействие детей в игре : вступает ли он во взаимодействие со взрослыми, сверстниками; принимает ли игровые задачи взрослого, сверстников, длительность взаимодействия. Диагностика проводится с использованием метода наблюдения за детьми. Проведение диагностики в системе показало, что развитие игры происходит к концу года в любом возрастном периоде, при создании определенных условий.
Слайд 23.
Перспективы работы:
- создать условия для организации сюжетно - отобразительных игр,
- оформить альбом совместно с родителями «Игры нашего детства»,
-включить родителей в совместную проектную деятельность по теме.
Слайд 24.
Дайте детству наиграться
Вдоволь, досыта, не вкратце,
Дайте дождиком умыться,
Дайте, как цветку, раскрыться.
Не травите детство спором,
Не нудите разговором,
Не давите злом и страхом,
Не бросайте слов с размаху.
Душу детскую щадите,
Пуще глаза берегите,
Зря за шалость не корите –
Ни родитель, ни учитель.
Развивая детский разум,
Не влезайте в дебри сразу.
Детства дни не торопите,
Детству солнце подарите.
Дайте детству наиграться,
Насмеяться, наскакаться
Дайте радостно проснуться,
Дайте в ласку окунуться.
Дайте детству удержаться,
Дайте верой надышаться,
Дайте в рост ему подняться,
Дайте детству состояться!