Папки-передвижки

Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Мария Тулупова
Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (задержкой психоречевого развития)»

Способность общаться - это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспечивают эффективность общения и совместимость с окружающими людьми: сверстниками, взрослыми.

Публикация «Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах

При социализации ребенка дошкольного возраста с задержкой психического развития трудно разрешимыми проблемами являются недостаточное развитие навыков межличностного общения в среде окружающих, отсутствие средств общения, непонимание жизненных ситуаций, ведут к тому, что у детей с нарушением познавательной деятельности возникают трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Поэтому встает необходимость осуществления учителем-логопедом направленной коррекционно-развивающей помощи воспитанникам.

Цель работы по формированию коммуникативных способностей : создать оптимальные условия для реализации индивидуального потенциала воспитанника с ОВЗ в коррекции недостатков вербального, невербального общения (формирования коммуникативных способностей) с окружающими взрослым и сверстниками, в усилении речевой активности, самостоятельности.

Задачи:

• расширение сферы представлений о ближнем и дальнем окружении, развитие познавательной и речевой активности, любознательности, стремления к самостоятельному поиску и размышлению;

• коррекция недостатков речевого развития (всех компонентов речи);

формирование коммуникативных способностей по выбранным критериям:

- формирование способности воспринимать и понимать речь окружающих;

-формирование способности реагировать на речь окружающих;

-формирование способности соблюдать очередность в разговоре;

-совершенствование способности при помощи общения удовлетворять целый ряд своих потребностей - социальных, эмоциональных и материальных;

-формирование способности выражать свои желания - сначала жестами, позже отдельными словами, затем словосочетаниями;

-формирование способности завязывать и поддерживать разговор, ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова; (Л. М. Шипицына)

• социальная адаптация воспитанников с ЗПР;

• подготовка к школьному обучению и интеграция детей в общество окружающих сверстников и взрослых,

• взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения;

В направлении формирования коммуникативных способностей личности можно использовать:

- рекомендации Л. С. Марковой, Н. Ю. Боряковой, Л. С. Сековец, С. Я. Забрамной, Н. Д. Коненковой, А. В. Цвынтарного и др. ;

-технологии: Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой «Поэтапное формирование устной речи при её недоразвитии», Л. М. Шипицыной, О. В. Защиринской «Азбука общения»;

-методики: Т. В. Пятницы, Т. В. Башинсткой «Система коррекционного воздействия при моторной алалии», Г. В. Дедюхиной, Е. В. Кирилловой «Учимся говорить», Т. Н. Тищенко «Учим говорить особого ребенка», Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной. «Работа с пикограммами» и др.

Система игровых упражнений на формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста состоит из 4 блоков :

1. Развиваем умение сотрудничать

2. Развиваем умение активно слушать

3. Развиваем умение высказываться (самостоятельная речь детей)

4. Развиваем умение правильно перерабатывать информацию.

Развиваем умение сотрудничать

1. Формируем умение слышать, понимать и подчиняться правилам игры

Игровое упражнение «Травинка»

Цель: научить выражать свои эмоции невербальными способами. Совершенствовать уровень понимания речевых инструкций и действий в соответствии с ней. Выбирается из детей –«наблюдатель», остальные дети – «травинки».

Задания к упражнению: поднимите руки вверх через стороны; потянитесь, как травинка тянется к солнышку; глазками нарисуем солнышко; покачайтесь как травинка на ветру из стороны в стороны; покажите движениями: ветер усиливается все сильнее и сильнее, затем ветер стихает и травинки замирают.

2. Формируем умение контролировать движения и работать по инструкции

упражнение «Горячо-холодно»

Цель: научить детей ориентироваться в пространстве сначала по словесным инструкциям, потом по плану-схеме.

Педагог прячет условный предмет – игрушку, а затем с помощью направляющих команд ведет игрока к цели.

3. Воспитываем доверие друг к другу, чувство ответственности

Игровое упражнение «Связующая нить»

Цель: научить детей соблюдать права каждого на индивидуальность.

Дети сидят в кругу и передают клубок ниток, так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети чувствуют, что они ходят пожелать себе и друг другу. Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, и представляют что они составляют одно целое, что каждый важен и значим в этом мире.

Развиваем умение активно слушать

1. Формируем умение общаться на вербальном и невербальном уровне, определять эмоциональное состояние других, выражать свои чувства

Цель: развивать слуховое восприятие, учить задавать открытые и закрытые вопросы.

Пантомимические этюды

Детям предлагается изобразить животных…

Игра без слов.

Два варианта проведения:

- «Попробуй изобрази» Дети разбиваются по парам и выполняют следующие задания: приветствие, радость при встрече, знакомство.

- «Изобрази с помощью мимики» радость, грусть, печаль…

2. Развиваем слуховое восприятие

игра «Телефон»

С помощью считалки выбирается телефонист. Он задумывает слово и передает его другому игроку (шепотом, тот по цепочке следующему и тд.

3. Формируем умение задавать открытые и закрытые вопросы

игра «Почему и потому»

Из группы детей выбирается «Почему»- он задает вопрос, «Потому»- отвечает на него.

4. Формируем умение перефразировать сказанное, сохранив главный смысл

игровое задание «Скажи по-другому»

Взрослый говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать? Какой мальчик? (печальный, грустный)»

5. Формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог.

игровое упражнение «Кем (чем) был, будет?»

Детям предлагается подобрать пары картинок, отражающих прошлое –будущее объекта (семечко-подсолнух)

6. Формируем умение использовать прием активного слушания- развитие мыслей собеседника

Игровое упражнение «Пропущенные слова»

Педагог произносит предложение, а дети вставляют пропущенное слово.

Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала…»

Развиваем умение высказываться

игровое упражнение «Ролевые диалоги»

Детям предлагается выбрать одну из набора карточек с изображением различных сказочных персонажей. В соответствии с карточкой ребенок выступает в дальнейшем от имени определенного лица.

Развиваем умение правильно перерабатывать информацию

игровое упражнение «Магазин игрушек»

Педагог разделяет детей на две команды. Первая команда – «покупатели», вторая – «игрушки»

«Покупатель» подходит к какой – либо «игрушке» и спрашивает: «Кто ты?»

После этого вопроса участник второй команды начинает имитировать действия, характерные для загаданной им игрушки. «Покупателю» нужно отгадать и назвать игрушку, которую ему показывают.

Список литературы

1. Ельцова О. М., Горбачевская Н. Н., Терехова А. Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду. - СПб. - ДЕТСТВО ПРЕСС, 2005-192с.

2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : Кн. для логопеда. Екатеринбург: из-во ЛИ-ТУР, 2003.-230с.

3. Колкер Я. М., Устинова Е. С. Речевые способности : как их формировать? // Воспитание в детском саду, 2000. - № 4. С. 30-33, 54.

4. Тищенко Т. Н. Учим говорить особого ребенка. -М. -102с

5. ШипищынаЛ. М., Защиринская О. В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми сверстниками. -СПБ. :Детство-пресс,2010.-520с.

Учитель-логопед Тулупова М. И.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой Доклад из опыта работы на тему: «Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой». Общение - одна.

Формирование коммуникативных навыков и умений детей дошкольного возраста через LEGO-конструирование Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познаёт мир, но и выражает к нему свое отношение. Задача педагога - сделать.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся.

Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Одну из основных задач, которую на сегодняшний день пытаются решить коррекционные педагоги – это оптимизация коррекционно-развивающей работы.

Мастер-класс «Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» Нашу встречу я хочу начать с притчи. «Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался:.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности Печенкина Эльвира Загитовна Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. От того, как.

Развитие коммуникативных   способностей  у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Речь на защиту презентации Орловой (Гариной) Ю. В. 1 слайд. Вашему вниманию предлагаю компьютерную презентацию практических достижений.

Развитие творческих способностей и формирование культурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театра. Бояркина Елена Васильевна воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ №26 «Кораблик» г. Бердск, Новосибирская область «Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Опубликовано: 2 октября 2017 в 15:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Мария Тулупова (УИ 716982) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД