Татьяна Максачук
Консультация педагога-психолога для педагогов «Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация педагога-психолога по формированию социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с ЗПР для педагогов ДОУ.
Как показывает анализ программ, реализующихся в дошкольных учреждениях для детей 5-6 лет с ЗПР, задачами коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей данной категории в период подготовки их к школе являются формирование диалогической и монологической форм речи, а также формирование социально-коммуникативной компетентности [1]. Формирование социально-коммуникативной компетентности происходит на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, пронизывает все виды деятельности дошкольников : игровую, конструктивную, учебную, изобразительную и др. Задача формирования социально-коммуникативной компетентности частично решается на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на индивидуальных и групповых занятиях с психологом, учителем-дефектологом, воспитателем. Однако в режиме дня не выделено время для формирования социально-коммуникативной компетентности (специальные занятия, тренинги, театрально-игровая деятельность) [12].
Публикация «Консультация педагога-психолога для педагогов „Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Таким образом, анализ программ воспитания и обучения дошкольников с ЗПР показывает, что в них не предусмотрена организация специальной коррекционно-педагогической-развивающей работы по формированию социально-коммуникативной компетентности в дошкольном учреждении компенсирующего и комбинированного видов.
В то же время результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что самостоятельно, без целенаправленного обучения, социально-коммуникативная компетентность у данной категории детей не формируется в нужном для успешной социализации объеме. Следовательно, необходимо создание в дошкольном учреждении специальных психолого-педагогических условий для формирования социально-коммуникативной компетентности у детей с ЗПР [13].
В работах ряда исследователей - Н. В. Бабкиной, Н. Ю. Боряковой, О. В. Защиринской, Е. А. Завалко, Е. В. Локтевой, Е. С. Слепович, У. В. Ульенковой и др. [13], отмечается, что у дошкольников с ЗПР наблюдаются следующие особенности социально-коммуникативной компетентности :
снижена потребность в общении, наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения; с задержкой происходит смена возрастных форм общения со взрослым. Общей характеристикой социально-коммуникативного развития этих детей является незрелость мотивационно-потребностной сферы. В дальнейшем это оказывает негативное влияние на становление системы социальных отношений ребенка. Кроме того, социально-коммуникативное развитие детей с ЗПР, протекает в условиях сниженной познавательной активности и ограниченном представлении об окружающем мире, что еще больше препятствует их благоприятной социализации, становлению личности [5]. В этой связи социально-коммуникативное развитие дошкольников с ЗПР предполагает : усвоение системы ценностей и норм, принятых в обществе; развитие навыков общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения к окружающим людям [1]. Данные требования обуславливают необходимость формирования социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, которая рассматривается как ресурс для успешной социализации и является важнейшей частью подготовки к школьному обучению.
Таким образом, на основании изучения психолого-педагогической литературы по специфике формирования социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ЗПР, мы видим, что такие дети значительно отстают от своих сверстников по всем показателям. Для повышения эффективности работы по развитию социально-коммуникативной компетентности у детей с ЗПР, необходимо специально организованное, целенаправленное коррекционно-развивающее воздействие и психолого-педагогическое сопровождение (далее ППС) этого процесса.
Опираясь на наиболее продуктивные теоретико-методологические подходы - системный, личностно-деятельностный, онтогенетический, нами был разработан алгоритм психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по вопросам формирования социально-коммуникативной компетентности в условиях дошкольной образовательной организации.
Мы рассматриваем социально-коммуникативную компетентность как совокупность характеристик личности и умений, позволяющих гармонично взаимодействовать с окружающими людьми, посредством установления контактов и организации коммуникации, обуславливающих готовность человека получать необходимую информацию в процессе общения, представлять свою точку зрения, уважительно относясь к ценностям и интересам окружающих, продуктивно взаимодействовать с социумом при решении различных задач. Социально-коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений: умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нём; умение получать необходимую информацию в общении; умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; умение спокойно отстаивать своё мнение; умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.); умение уважительно относиться к окружающим людям; умение принимать и оказывать помощь; умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях [3].
Структуру социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников можно рассмотреть наиболее полно при выделении нескольких компонентов, включающих в себя совокупность умений, определяющих степень сформированности данного вида компетентности.
1. Интеллектуально-социальный компонент. Показателем данного компонента служит познание элементов поведения, как способность предвидеть его последствия в каких-либо ситуациях, понимать последовательность развития событий, определять значения поступков людей в различных ситуациях. Интеллектуально-социальный компонент включает в себя : умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нём; умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
2. Мотивационно-эмоциональный компонент содержит сведения о степени включённости дошкольника в взаимодействие со сверстниками, в том числе и игровое, а так же социально-эмоциональной области общения детей. Включает в себя: умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.); умение принимать и оказывать помощь; умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
3. Деятельностно-практический компонент определяется через умение сотрудничать и взаимодействовать со сверстниками в ходе игровой деятельности. Включает в себя: умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.); умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; умение спокойно отстаивать своё мнение.
Одним из основных факторов формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников является социально-педагогическая среда дошкольного образовательного учреждения, являющаяся условием реализации потребностей ребенка, гармонизирующей его как личность. Т. Н. Гущина выделяет ключевые функции среды:
– развития: реализация потенциала каждого субъекта среды и учреждения в целом, содействие личностному развитию, помощь обучающемуся быть субъектом своего развития;
– выбора ценностей: среда предоставляет личности возможность выбора ценностей, содействуя выработке общего ценностно-смыслового контекста восприятия действительности;
– регуляции: возможность регулировать деятельность субъектов на основе выработанных норм и правил организации жизнедеятельности;
– безопасности: среда создаёт благоприятные условия для существования ребёнка в образовательном пространстве, является механизмом защиты субъектов от деструктивных тенденций;
– фасилитирующего взаимодействия – ведёт к согласованию интересов и ценностей субъектов, облегчает процесс взаимодействия между ними внутри учреждения и вне его [6].
Социально-педагогическая среда образовательного учреждения включает в себя:
1. Материально-техническое оснащение (предметное содержание) – организация пространства, способствующая социально-коммуникативному развитию старших дошкольников; организация временного режима; технические средства развития детей; дидактические материалы. Содержание среды должно соответствовать интересам детей, направлено на обеспечения «зоны ближайшего развития», на индивидуальные возможности детей.
2. Специально организованные социально-педагогические условия – разработка педагогами различных средств и методов, позволяющих дошкольнику оказаться в условиях, предполагающих активное взаимодействие с сверстниками и взрослыми, усвоение моральных норм, становление личности ребёнка, через его личностное восприятие.
3. Межличностные отношения, как источник развития – развитию межличностных отношений способствует благоприятная обстановка, созданная в образовательном учреждении, которая позволит ребёнку с удовольствием общаться, обучаться и развиваться. Активному взаимодействию детей способствует совместное участие дошкольников в разнообразных видах деятельности, организованных с учётом их интересов (кружки, участие в конкурсах, концертах. Развитие талантов воспитанников формирует у них активную жизненную позицию и уверенность в себе, что необходимо для социального развития ребёнка [5]. Данные критерии реализованы в основных показателях в нашем ДОО и составили те условия. которые успешно позволили реализовать программы социально-коммуникативного развития дошкольников. Организация социально-педагогической среды дошкольного образовательного учреждения, с учётом ФГОС ДО, должна быть построена на основе создания условий наиболее эффективного развития личности каждого ребёнка [6]. Необходимо обогащение среды элементами, которые интересны ребёнку, побуждающими его к активным действиям. Педагоги, активно используя возможности социально-педагогической среды, могут способствовать формированию социальных и нравственных норм (уважительное отношение к окружающим, поведение в группе, отношения со сверстниками и взрослыми). В процессе освоения социального пространства формируется личность ребёнка, закладывается отношение к жизни и обществу. Каждый из компонентов среды дошкольной образовательной организации, оказывает особое влияние на формирование социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников.
В нашем ДОУ была составлена и принята на ПМПк (консилиуме) всеми специалистами коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в рамках психолого-педагогического сопровождения, на основе рассмотренных и изученных программ по данной проблематике и с учетом использования ее в условиях психолого-педагогического сопровождения.
Внедрение программы комплексной работы по формированию социально- коммуникативной компетентности "Смотрю, понимаю, воспроизвожу" в систему коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с задержкой психического развития, способствовало формированию у выпускников коррекционных групп необходимые предпосылки коммуникативных универсальных учебных действий, которые станут залогом дальнейшего успешного обучения в школе.
Программа комплексной работы по социально-коммуникативной компетентности детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста "Смотрю, понимаю, воспроизвожу" предполагает следующие направления деятельности:
Диагностическое направление: опирается на один из главных принципов специального образования – принцип единства диагностики и коррекции.
Коррекционно-развивающее направление: предполагает комплекс специально организованных занятий, направленных на формирование, развитие и совершенствование социально-коммуникативной компетентности и ее показателей, социально-коммуникативных умений, максимальную коррекцию имеющихся недостатков социально- коммуникативного развития в целом.
Консультативное направление предполагает педагогическое просвещение родителей и методическое консультирование воспитателей старших групп для детей с задержкой психического развития по вопросам социально-коммуникативной компетентности дошкольников в условиях домашней коммуникативной среды, непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов.
Сроки реализации программы комплексной работы по социально- коммуникативной компетентности детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста "Смотрю, понимаю, воспроизвожу" в течение учебного года, продолжительностью 32 учебные недели, из которых 6 недель занимает диагностика.
Формирование социально-коммуникативной компетентности у заявленной категории воспитанников ДОУ в рамках внедрения данной программы в систему коррекционно-развивающего процесса, осуществлялось в следующих формах социально-коммуникативной деятельности :
- диалоги со сверстниками по заданной теме, сюжетной картине, личному опыту;
- свободные диалоги со сверстниками;
- диалоги со сверстниками по проблемной теме;
- беседы со взрослым;
- сюжетные игры;
- использование элементов игротерапии и сказкотерапии в различных видах деятельности ребенка;
- пересказ [9].
При работе по формированию социально-коммуникативной компетентности мы считаем особенно важным неукоснительное соблюдение одного из общепедагогических принципов - принципа наглядности, что особенно значимо и актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно с детьми с ЗПР. Для достижения этой цели в структуру образовательной деятельности включено обязательное использование наглядного материала, как раздаточного, так и демонстрационного (пиктограммы настроений, схемы составления рассказов, шаблоны с вопросительными словами и др.).
Благодаря этому дети получают возможность контролировать собственную диалогическую и монологическую речь, логично структурировать последовательность высказывания, давать объективную оценку сверстникам, учатся сопереживать своим сверстникам, понимать и быть понятым со стороны своего собеседника.
В основу коррекционно-развивающей работы по программе легли комплексы коррекционно-развивающих занятий М. А. Панфиловой [5], Л. М. Шипицыной [6], О. В. Хухлаевой [14].
В ходе реализации программы комплексной работы по социально- коммуникативной компетентности детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста в рамках психолого-педагогического сопровождения "Смотрю, понимаю, воспроизвожу" удалось успешно решить ряд задач отдельных образовательных областей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования :
- Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" : старшие дошкольники коррекционных групп усваивают нормы и ценности, принятых в обществе, формируют социально-коммуникативную компетентность, развивают навыки общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, их собственные действия становятся более самостоятельными, целенаправленными, осознанными. Стимулируя формирование социально-коммуникативной компетентности, удаётся сформировать у детей эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание работать сообща в коллективе сверстников.
- Образовательная область "Речевое развитие" : в ходе решения задач программы наши воспитанники овладевают речью как средством общения и культуры, значительно обогащают активный лексический запас, совершенствуют связную диалогическую и монологическую речь, развивают речевое творчество, звуковую и интонационную культуру речи, знакомятся с книжной культурой, произведениями художественной литературы, понимают на слух произведения различных жанров детской литературы.
В ходе реализации программы комплексной работы по социально- коммуникативной компетентности детей с задержкой психического развития старшей группы "Смотрю, понимаю, воспроизвожу", мы предполагаем следующие образовательные результаты в области формирования социально-коммуникативной компетентности и умений у старших дошкольников с ЗПР :
- старший дошкольник умеет сотрудничать, инициировать общение и совместную со взрослым и сверстниками деятельность;
- участвует в коллективной деятельности и проявляет положительные эмоции от сотрудничества с педагогом и сверстниками в совместной деятельности;
- положительно реагирует на своих друзей и других сверстников в группе;
- реализует партнерские отношения «ребенок среди сверстников»;
- может участвовать в диалогах по лексической теме и о правилах поведения;
- задает познавательные вопросы об окружающей природе и социальной жизни («Что это такое?», «Что с этим можно делать?», «Зачем это нужно?»);
- высказывается о своих игровых и познавательных предпочтениях, интересах.
Таким образом, реализованная нами коррекционно-развивающая программа направлена на формирование социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ЗПР, на развитие такой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, как общение и коммуникативное взаимодействие, которые являются неотъемлемым компонентом показателей всесторонней и полноценной личности дошкольника. Данная программа так же способствует профилактике вторичных дефектов в области социально-коммуникативной компетентности и социально-нравственного развития