Анна Пушенкова
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Публикация «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
К 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. К сожалению в наше время наблюдается то, что у многих детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Пятилетние дети держат ложку в кулаке, неправильно берут кисточку, карандаш, иногда не могут справится с замками, пуговицами. Наблюдается моторное отставание. Если раньше родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать, то сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах связанных с координацией движений и мелкой моторикой рук большинство родителей узнают только перед школой. Это приводит к усиленной нагрузке на ребенка. Детям, кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики мы ведем работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями, специалистами детского сада.
Чтобы привлечь родителей к работе с детьми проводим консультации, мастер-классы, выставки совместных работ.
В настоящее время в магазине можно купить различные игрушки, которые предназначены для совершенствования тонких движений пальчиков ребё нка: пирамидки, мозаики, вкладыши, кубики, трафареты и т. д.
Родители легко могут подобрать материал для развития мелкой моторики из подручных средств (нитки, крупа, бумага, тесто и т. д.) Дети с удовольствием играют с сыпучими материалами, с пуговицами, с пластиковыми пробками, прищепками. Виды работы, выполняемые в домашних условиях:
• перемотка ниток;
• завязывание и развязывание узелков;
• водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья);
• разбор круп
• «танцы пальчиками», «хлопанье в ладоши»
• запускание волчков
• рисование красками пальцами рук
• складывание матрёшек
• «Письмо на крупе»
• вырезание по контуру
• раскатывание блинчика из теста
• игра «Чудесный мешочек». Дети с удовольствием ощупывают предметы, угадывают их
• Игра «Золушка»
Перед детьми лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, они должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.
• Игра «Шагаем в пробках»
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
• Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»
Для этого понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой, поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:
«Рано утром встал гусенок.
Пальцы щиплет он спросонок»
Смена рук
«Скорее корма дайте мне.
Мне и всей моей семье!»
Родители с удовольствием включаются в эту работу. Стоит только удивляться фантазии родителей при выполнении поделок с детьми на конкурс «Умелые ручки» : это и «макаронная» ёлочка, и цветы из салфеток, и вязанные мягкие игрушки.
Только совместная работа педагогов и родителей приведёт к положительному результату.
При подборе игровых упражнений следует учитывать, что
игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка должны строиться на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности.
Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковая гимнастика, которая сопровождаются весёлыми стихами. Такая гимнастика проводится на фронтальных занятиях, в индивидуальной работе с детьми, в режимные моменты.
«Карандаш» Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик Быть послушным научу.
«Орехи» Научился два ореха Между пальцами держать Это в школе мне поможет Буквы ровные писать.
«Стул» Спинка и сиденье, стул на удивленье. (К вертикально поднятой правой ладошке приставить кулачок левой руки, затем поменять руки)
«Кулачок – ладошка» Кулачок – ладошка, Я иду, как кошка. (Руки лежат на столе попеременно сжимать и разжимать пальцы.)
«Двор» Мы построили забор, Это наш с тобою двор. Вот калитка для друзей, заходи сюда скорей! И калитку – на замок, Чтобы волк войти не смог!
Пальчиковая гимнастика «Пальцы – дружная семья»
Прежде, чем выполнять упражнение, можно повторить с ребёнком название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальцами другой, называя их: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.
«Пальцы – дружная семья, Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.) Вот большой! А это - средний. Безымянный и последний – Наш мизинец, малышок! У-у-у! Указательный забыли. Чтобы пальцы дружно жили, (Поочерёдно поднимаем пальцы обеих рук кверху.) Будем их соединять И движенья выполнять… (Каждый палец руки присоединяем поочерёдно к большому.) Мы рога козы покажем (Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперёд, загибая остальные пальцы: затем поднимаем рога к голове.) И рога оленя даже… (Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки поднимаем ветвистые рога к голове.)
Мы про зайку не забудем – ушками водить мы будем. (Выдвигаем вперёд указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперёд, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.) Чтобы чётко говорить, Надо с пальцами дружить! (Каждый палец руки поочерёдно присоединяем к большому.)
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.
Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.