Нина Савина
Формирование речевых навыков детей посредством применения дидактических игр в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование речевых навыков детей посредством применения
дидактических игр в соответствии с ФГОС ДО»
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Март
1 неделя
Дидактическая игра «Медведь, что ешь?»
Цель социально-коммуникативного развития:научить детей выражать свои замыслы доходчиво для окружающих. Помочь осознать свои желания, научить прогнозировать дальнейшие действия, говорить о них вслух
Публикация «Формирование речевых навыков детей посредством применения дидактических игр в соответствии с ФГОС » размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Цель речевого развития :способствовать обогащению словарного запаса. Обратить внимание детей на слова, обозначающие обобщенные понятия (например, животные).
Ход:
Выбирается «медведь» все остальные - «пчелы». Определяется, где у пчел «домик» - черта, за которой «медведь» не имеет права их ловить.
По сигналу ведущего «пчелы» подходят к «медведю» и спрашивают: «Медведь, что ешь?» Медведь отвечает: «Малину», «шишку», «рыбу». Но как только медведь скажет: «Мёд!» - то бросается на пчел и начинает их ловить. Те, спасаясь, бегут в «домик»,те, кого «медведь» коснулся рукой, считаются пойманными. Каждый раз водящие - «медведи» - меняются.
Побеждают те участники, кто за время игры поймал пчел больше других.
Дидактическая игра «Медведь»
Цель социально-коммуникативного развития: сформировать доброжелательное и заботливое отношение к окружающим. Научить детей реагировать на затруднения сверстника, его огорчения и оказывать помощь Помочь детям идентифицировать свои действия с действиями других ребят. (Мы с Колей умеем ходить, как медведь.)
Цель речевого развития : способствовать развитию координации сложных движений.
Ход:
Ходьба на внешней стороне стопы.
Стоять со слегка расставленными ногами с упором на внешнюю сторону стопы, при этом носки ног сжать и направить к стопе. Руки, согнутые в локтях, поднять на уровне плеч, ладони прислонить к груди. (Знакомство с образом медведя и попытка имитационного движения с передачей образа мимикой и движением.) Из исходного положения выполнить наклоны туловища из стороны в сторону, при этом одну ногу приподнять от пола. Сохраняя наклонное положение туловища в стороны, попытаться передвигаться вперед на внешней стороне стопы. Попытаться приподнятую от пола ногу чуть согнуть в коленном суставе, сохраняя положение носка в сжатом состоянии; согнутые руки у груди приложить ладонями вовнутрь. (Творческая передача образа через точные имитационные движения.) Выполнять различные повороты, прыжки, танцевальные упражнения, приседания, кувырки.
Дидактическая игра «Фонарик»
Цель социально-коммуникативного развития: развить стремление к знаниям (например, о мире животных).
Цель речевого развития : научить детей активно использовать конструкции с предлогами: в, на, под. Обогатить словарный запас существительных.
Ход:
Включив фонарик, и погасив в комнате свет, вы можете показать, как движется по стене и потолку луч света. Направляйте световое пятно на разные предметы и называйте их. Предложите малышу самому поводить фонариком. Пусть он попробует по вашей просьбе осветить свою кроватку и другие знакомые ему предметы.
2неделя
Дидактическая игра «Пенек»
Цель социально-коммуникативного развития: помочь детям осознать свои умения. (Умею интересно играть пальчиками.)
Цель речевого развития :научить эмоционально и выразительно читать стихи, регулируя ритм речи. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Ход:
Педагог. Помните сказку «Маша и медведь»? Соедините ладони обеих рук. Сейчас будем делать скользящие движения кистью правой руки вниз по кисти левой руки.
Идет медведь по лесу, устал, говорит: Пальцы правой руки зафиксировать на
уровне ладони левой руки.
«Сяду на пенек, съем пирожок».На слове «сяду» пальцами правой
руки надавить на ладонь левой, приводя
последнюю в горизонтальное
положение, а пальцы левой руки
оставить в вертикальном положении.
То же самое повторить с кистью левой руки.
Экскурсия «Столовая»
Цель социально-коммуникативного развития: развить стремление к знаниям (например, о мире животных).
Цель речевого развития : научить детей активно использовать конструкции с предлогами: в, на, под. Обогатить словарный запас. Обратить внимание детей на слова, обозначающие обобщенные понятия (например, посуда).
Ход:
Педагогу следует создать предметно-развивающую среду выполнив следующие рекомендации.
Кухня - самое интересное место для малыша потому, что там находитесь вы и не просто находитесь, а делаете массу удивительных вещей: что-то режете, льете, перекладываете. Вокруг вас творятся чудеса: идет пар, появляются и исчезают запахи. У вас есть два пути: бесконечные запреты или продуманное безопасное развивающее окружение.
Мы надеемся, что вы выбрали второе, и тогда наши советы помогут вам. Итак, что из имеющегося в столовой можно дать ребенку?
Кухонная посуда и утварь. Покажите малышу, как можно играть с этими предметами: прячьте мелкие предметы в крупные. Постучите крышкой о крышку или ложкой о дно кастрюли. Покажите ребенку, что кастрюли разные по величине, и помогитеправильно подобрать к ним крышки.
Яркая небьющаяся посуда. Она может быть из пластика или дерева. Ребенок может вкладывать одну тарелочку в другую и снова вынимать. Это поможет ему на практике познакомиться с размером. Если вы не боитесь, что малыш промокнет, налейте в таз воды, дайте чашку и ситечко, покажите разницу между ними.
Пустые пластиковые бутылки и коробки. Большое количество продуктов теперь продается в пластиковой посуде. Не выбрасывайте ее. Малышу будет интересно играть и экспериментировать с ней, а ее большое количество позволит разнообразить игру ребенка. Если в одну бутылку насыпать горох, в другую - налить воду, а в третью - поместить металлические детали, получится набор музыкальных игрушек с разным звучанием. Обклейте горлышки клейкой лентой или пластырем для безопасности и дайтемалышу.
Коробочки для масла или маргарина. Можно провести с ребенком игру «Угадай, что внутри».
В коробочку прячут разные предметы, чтобы ребенок по звучанию угадал, что там. Есть другой вариант игры, когда прячут продукты с сильным запахом, чтобы малыш мог по запаху узнать, что в коробочке.
Яркие жестяные коробочки из-под чая, конфет. Многим детям нравится прятать разные предметы в сундучки и шкатулки. Как можно играть с ними? Например, в «Прятки».
На глазах у малыша спрячьте игрушку в одну из коробочек и попросите найти ее. Игра поможет развить память и наблюдательность ребенка. Если спрятать игрушку незаметно для ребенка, то у него начнет развиваться стремление к поиску.
Пакеты из-под сока, молока. В них также прячут игрушки. Сначала малыш будет искать в одной из двух коробочек, потом количество их можно увеличить. Если коробочки разного цвета, ребенок будет запоминать цвет, если разной величины, - то величину, а если они разной формы, в фокусе внимания малышаокажется форма. Игра разовьет память, внимание, наблюдательность.
Никогда не предлагайте ребенку трогать горячий предмет, даже если вы знаете, что это безопасно. Такая провокация подорвет его доверие к вам. Вы можете позволить малышу дотронуться до относительно горячего, но безопасного предмета, если он сам потянется к нему.
3 неделя
Дидактическая игра «Ежик»
Цель социально-коммуникативного развития: воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к окружающим. Научить детей по побуждению воспитателя или самостоятельно замечать затруднения сверстника, его огорчения и оказывать помощь. Сформировать у ребенка умение идентифицировать свои действия с действиями других детей (Мы с Колей умеем ползать, как ежик.)
Цель речевого развития : способствовать обогащению словарного запаса. Обратить внимание детей на слова, обозначающие обобщенные понятия (например, люди). Помочь в развитии правильного речевого дыхания.
Ход:
И. п. - сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке: «ф-ф-ф-ф-ф». Выпрямить ноги - вдох (4- 5 раз).
Дидактическая игра «За высоким, за низким»
Цель социально-коммуникативного развития: научить детей самостоятельно разрешать проблемную ситуацию. Привить стремление к согласованным действиям.
Цель речевого развития : способствовать развитию координации сложных движений.
Ход:
Дети вдут или бегут в колонне друг за другом. По сигналу «За низкими быстро поворачиваются и бегут в противоположную сторону.
Правила: поворачиваться быстро, не наталкиваться на впереди идущего; каждому уметь быть ведущим.
4 неделя
Дидактическая игра «Заяц»
Цель социально-коммуникативного развития: выработать навыки в разрешении проблемно-игровых ситуаций гуманистического характера, создаваемых педагогом. (Как вытащить зайчика из болота) Помогать детям обсуждать проблему, высказывать свои предложения, а также помогать «попавшим в беду» персонажам.
Цель речевого развития :способствовать обогащению словарного запаса. Ориентировать детей на слова, обозначающие обобщенные понятия (например, животные).
Вариант игры:дети обыгрывают знакомый сюжет сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка».
Ход:
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Стоять с руками, согнутыми в локтях, а ладони соединить перед грудью и опустить вниз. (Знакомство с образом зайца и попыткой имитационного движения с передачей образа мимикой лицаи движением туловища.) Произвести прыжки на двух ногах с продвижением вперед, с сохранением положения рук перед грудью и выпрямленной спиной. Двигаться, выполняя в повороте прыжки, в стороны, вперед-назад, кругом на 180°; изменяя высоту и длину прыжка. (Творческая передача образа зайца через точные имитационные движения.)
Экскурсия «Групповая комната»
Цель социально-коммуникативного развития: развить стремление к новым знаниям (например, о мире предметов, сверстниках). Различать и сравнивать свои игрушки, предметы пользования с игрушками и занятиями младших детей.
Цель речевого развития : научить детей активно использовать конструкции с предлогами: в, на, под. Обратить внимание детей на слова, обозначающие обобщенные понятия (например, лес).
Вариант экскурсии: экскурсия в младшую группу. Задача - найти предметы, которых нет в нашей групповой комнате, и в дальнейшем играть с ними. Спросить детей о местонахождении предметов, составить на основе их ответов предложения.
Продолжение следует