Вероника Васильева
Формирование мыслительных операций у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: статья посвящена проблеме развития умственных способностей детей среднего дошкольного возраста. Авторы установили влияние си-
стемы дидактических игр на формирование мыслительных операций детей
среднего дошкольного возраста.
Ключевые слова: мыслительные операции, дидактические игры, педагогические условия, мышление.
Публикация «Формирование мыслительных операций у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Современное общество оказало влияние на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинуло новое требование к
системе образования. Сегодняшние изменения в систему дошкольного образования ставят основным принципом развития детей познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности. Развивать и совершенствовать мышление очень важно, так как мышление выражается в точном решении поставленных задач. При наличии мышления мыслительные операции протекают быстрее и правильнее.
Однако основным видом деятельности дошкольного возраста является игра.
Использование дидактических игр как метода обучения повышает интерес к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее освоение программного материала.
Объектом нашего исследования является процесс формирования мысли-
тельных операций у детей среднего дошкольного возраста.
Предметом исследования является педагогические условия, направленные
на формирование мыслительных операций у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Основными методами исследования являются теоретический анализ педагогической и методической литературы, диагностические методики, педагогический эксперимент, анализ и обобщение полученных данных, методы сбора и об-
работка информации.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях : находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы обобщения. Активность детского мышления является главной
предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.
Особенность дидактических игр-занятий состоит в том, что усвоение
детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии
непроизвольного внимания и запоминания. Воспитатель использует дидактические игры на занятиях и в самостоятельной деятельности.
На констатирующем этапе, для того, чтобы изучить уровень развития мыслительных операций детей среднего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп, нами индивидуально с каждым ребенком были проведены
диагностики «Что к чему подходит», «Найди лишнее», «Что здесь лишнее».
По итогам результатов, проведенных трех диагностик, мы пришли к следующему выводу, что у детей экспериментальной и контрольной групп различные
показатели. У детей экспериментальной группы высокий уровень выявлен у
20%, в то время как у контрольной группы он составляет 60%. Средний уровень
развития экспериментальной группы – 20%, а у контрольной группы не выявлен.
Детей с низким уровнем развития экспериментальной группы – 60%, а у контрольной группы – 40%. Наибольшую трудность дети испытывали при выполнении диагностики «Найди лишнее». Из этого следует вывод о том, что у детей
данного возраста недостаточно развит процесс обобщения, а также уровень процесса классификации и образно-логического мышления, и вмести с ним мысли-
тельные операции – анализ и синтез. При проведении трех диагностик у детей
выявлена несформированность умения полно и связно излагать свои мысли, т. е
не достаточно развита связная речь. А речь, как мы знаем, непрерывно связано с
мышлением.
Нами предложена система дидактических игр, состоящая из 3 блоков рас-
считанная на полгода. Первые 2 блока разделены на 2 темы – флора и фауна,
3 блок комбинированный следующими темами, как флора, фауна и деятельность
ребенка. В специально организованных дидактических играх стимулируется познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные знания на дидактических играх.
Каждый блок рассчитан на 2 месяца. В каждом блоке включены дидактические игры и предварительная работа. Основная цель предлагаемой нами си-
стемы – развитие мыслительных операций у детей среднего дошкольного возраста, при этом каждый блок решает свою подзадачу.
I блок – направлен на развитие у ребенка умений сравнивать и обобщать. В
сентябре месяце половина первого блока у нас посвящена фауне. В этой поло-
вине проводятся игры «Найди два одинаковых цветка» в трех вариантах, «Под-
бери пару», «Съедобный – несъедобный» и другие. В октябре месяце мы включили игры по изучению флоры. Во второй половине первого блока проводятся
игры «Кто как кричит» в трех вариантах, «Летает – не летает» и др.
II блок – дети учатся анализировать. Проводятся игры «Где, что зреет?»,
«Кому, что подойдет», «Птицы моей республики» и др.
Ш блок – направлено на развитие у ребенка умения конкретизировать и
устанавливать причинно-следственную связь. Проводятся игры «Найди тень»,
«Лабиринт», «Утро, день, вечер, ночь» и другие. В конце III блока в оставшиеся
три недели проводятся игры «Мой распорядок дня» и «Я сам» рассчитанные на
одну неделю. Специфичностью III блока является формирование у ребенка умения делать причинно-следственную связь. После всей проведенной работы про-
водятся повторные диагностики для выявления динамики развития мышления.
Из количественного и качественного анализа проведенных трех диагностик
на контрольном этапе мы видим, что у детей экспериментальной и контрольной
групп высокий уровень развития мыслительных операций остался на том же
уровне. У экспериментальной группы – 20%, у контрольной группы – 60%.
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапа показал, что
если на констатирующем этапе в экспериментальной группе средний уровень
развития был отмечен у одного ребенка – 20%, а у контрольной группы не выявлено, то после проведенной нами работы средний уровень развития в экспериментальной группе имеют трое детей, что составляет 60%. Если детей с низким
уровнем развития в начале эксперимента было трое – 60%, то в конце эксперимента отмечается у одного ребенка, что составляет 20%. А в контрольной группе
изменений не наблюдается
Таким образом, система работы по развитию мышления посредством дидактических игр детей среднего дошкольного возраста дает положительный результат. Использование дидактических игр в повседневной жизни детей доступна,
интересна и проста для усвоения задания. Играя, дети с помощью дидактических
игр овладевают необходимыми знаниями.
Список литературы
1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошколь-
ников / Под ред. Л. А. Венгера. – М., 1978. – 56 с.