Папки-передвижки

Формирование основ экологической культуры младших школьников через проектную деятельность

Татьяна Чуркина
Формирование основ экологической культуры младших школьников через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию обобщение опыта работы по теме «Формирование основ экологической культуры младших школьников через проектную деятельность» Данная работа выполнена в рамках муниципального конкурса «Методический семинар».

1. Современное мировое сообщество приходит к пониманию того, что одной из главных причин развивающегося экологического кризиса является низкий уровень экологической культуры. В связи с этим необходимо пересмотреть системы ценностных ориентаций человечества, актуализировать экологическое воспитание подрастающего поколения, повысить эффективность воспитательной работы в системе образования.

Публикация «Формирование основ экологической культуры младших школьников через проектную деятельность» размещена в разделах

В концепции Модернизации российского образования отмечено: «Воспитание должно стать составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития». Этому способствует решение в единстве следующих задач: • образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; • воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; • развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций, эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Экологическое воспитание имеет составляющие компоненты: экологическую образованность, экологическое сознание, мышление, мировоззрение, экологические отношения, систему ценностей, культуру чувств, культуру экологически оправданного поведения, природоохранную деятельность. Актуальность данного вопроса нашла отражение в Федеральном государственном образовательном Стандарте, в котором рассмотрены основные понятия, ценности, актуальные типовые потребности, приоритетные виды деятельности, воспитательные ситуации, оптимальные методы, приемы, формы, средства, продуктивные технологии, специфические особенности.

С целью выявления уровня экологической культуры провела диагностику с использованием методики, описанной Калюковой Е. А. «Диагностика уровня экологической культуры у младших школьников», которая позволила определить знания детей о природе и их отношение к ней.

Результаты проведенной диагностики показали очевидное противоречие между приоритетностью экологического воспитания и низким уровнем экологической культуры детей, что свидетельствует о необходимости применения новейших технологий, создания условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

2. Как показывает практика, разовые занятия, акции, беседы не дают положительных результатов. Для эффективной работы нужна хорошо отлаженная система совместной деятельности взрослых и детей, детей друг с другом. При этом воспитание должно охватывать и пронизывать собой все виды учебной (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочной деятельности.

Организовать подобную деятельность позволяет проектная деятельность. Проекты открывают новые возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Исходя из выше изложенного, в дополнение активно используемых технологий, в практику моей работы был внесен вопрос о значении проектной деятельности в формировании основ экологической культуры младших школьников. Определена тема, сформулирована цель, поставлены задачи.

Практическая значимость моего опыта состоит в том, чтобы в условиях классно- урочной и внеурочной деятельности средствами проектной деятельности в сопровождении различных форм и методов работы по формированию экологической культуры школьников, можно повысить эффективность нравственного и экологического воспитания. достичь высокого уровня экологической культуры, помочь детям в саморазвитии и самореализации.

3. Изучение теоретической и практической стороны этого вопроса, позволило отметить, что проектная деятельность является важным элементом экологического образования и воспитания.

Методологической основой изучаемого вопроса послужили работы Т. А. Бобылевой, Л. Д. Бобылевой, рассматривающих особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе; И. Д. Зверева, Б. Т. Лихачева, Л. П. Салеевой, И. Т., изучавших проблемы экологического воспитания; Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, давших психолого-педагогическое обоснование озвученной проблемы; известные педагоги О. С. Богданова, В. И. Петрова, А. А. Плешаков раскрыли цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания; в работах Н. А. Жестковой, Л. Р. Болотиной, А. С. Белкина представлена характеристика средств, форм и методов экологического воспитания. Особого внимания заслуживают труды известных педагогов К. Д. Ушинского и В. А. Сухомлинского.

Глубокий анализ журналов «Начальная школа» позволил составить картотеку передового опыта учителей по интересующемуся вопросу. Приведу некоторые из них; статьи Е. В. Поповой «Проектная деятельность в экологическом образовании и воспитании», Т. Л. Быковой «Организация исследовательской деятельности младших школьников», Т. В. Гавриловой «Метод проектов как средство коммуникативного развития».

Все учебные предметы методического комплекса «Школа России» имеют потенциальные предпосылки для формирования личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных действий. В творческих заданиях по курсу «Окружающий мир» (автор А. А. Плешаков) заложены темы, которые могут быть также разработаны как проекты и реализованы через различные образовательные области и внеурочную деятельность, что позволяет не нарушать целостное восприятие мира.

4. Углубленное изучение темы «Формирование основ экологической культуры младших школьников через проектную деятельность» и ее реализацию на практике начала в 2013-2014 учебном году в 1 классе и подвела итоги своей работы в 2016-2017 учебном году в 4 классе.

За основу была взята воспитательная программа, внеурочная программа «Земля-наш дом», проанализированы учебники методического комплекса «Школа России», составлен примерный «банк учебных проектов» по курсу «Окружающий мир», план проектной деятельности на первый год обучения, который пополнялся постепенно по годам с учетом интересов детей.

С целью привлечения к сотрудничеству родителей, провела анкетирование о значимости изучаемого вопроса.

Работа в сдвоенных классах в условиях малокомплектной школы обусловлена определенными трудностями: это возраст детей, психолого-педагогические особенности и т. д. Таким образом организация совместной деятельности вызывала определенные трудности. На классном собрании решили организовать работу клуба любителей природы. Выбрали название «Радуга» (по числу детей в 1 классе 7 человек, в 3 классе-7 человек, девиз «Любить природу дело чести- беречь природу будем вместе!». Создали три группы, которые оказывали помощь детям на каждом этапе работы над проектом.

Так на первом этапе (погружение в проект) группой «Инициаторов», в состав которой вошли родители (2 чел.) и учащиеся (3 чел.) были разработаны «Правила участия в проектной деятельности, согласно которым каждый ребёнок имел право не участвовать ни в одном из проектов; участвовать одновременно в разных проектах; выйти в любой момент из любого проекта; попробовать свои силы и в индивидуальной работе, и в паре, и в групповой деятельности. Участники группы предлагали актуальные проблемы, которые можно решить, определяли пути решения, вид проекта, рассматривали требования к проекту, технологию выполнения и оценивания.

Второй этап - организация деятельности (разбивка на группы, на пары распределение ролей, планирование, выбор формы и способа презентации). На этом этапе использовали информационную поддержку группы «Информаторов», которую представляли библиотекари школьной и сельской библиотек Максунова М. А и Никандрова Н. В, родители Катаева Е. Н. и Богатова А. В, двое учащихся Ефимова Ксения и Овчаренко Иван. Они рекомендовали детям книги, журналы, справочники, компьютерные продукты, демонстрировали готовые проекты, интернет ресурсы и другие источники.

Третий этап - осуществление деятельности, направлен на непосредственное выполнение работы. Ученики работали с информацией, выполняли и оформляли проект. Обращались за помощью к взрослым, применяли творческий подход, что в целом уже определяло их уровень компетенции. Учитель наблюдал, консультировал, советовал (по просьбе детей).

Четвертый этап – презентация (предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности). Готовые проекты рассматривала группа «Экспертов» и допускала к защите. На защиту приглашали родителей обучающихся и группу поддержки по желанию детей. В процессе защиты, дети представляли выступления, компьютерные презентации, выставки, книжки-раскладушки и др., отвечали на вопросы товарищей, давали самооценку представленных проектов.

Рефлексия проводилась с помощью вопросов: «Какова твоя роль в проекте, «Что особенно запомнилось?», «Что могла бы сказать природа?» и др.

В процессе осуществления проектной деятельности были выполнены следующие виды проектов :

Информационные проекты. Это работа с детской книгой, словарём, детскими журналами. Поиск стихотворений, пословиц на заданную тему. Подбор информации о домашних животных, используя интернет. Данный вид проектов был направлен на развитие умения анализировать тексты, сопоставлять и проверять сведения из различных источников. Исследовательские проекты развивают логическое и критическое мышление, способствуют освоению логических способов восприятия и обработки информации. Для осуществления данных проектов проводились эксперименты, исследования. Дети учились анализировать, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, делать выводы, обосновывая свою точку зрения. Для работы над исследовательским проектом необходима помощь родителей, их поддержка и помощь.

В результате могут создавались статьи, буклеты, брошюры, макеты, компьютерные презентации, экскурсии, доклады, сообщения и др.

Творческие проекты оказались самыми востребованными в нашей совместной деятельности. Данный вид проекта предполагает свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов : театрализации, спортивные игры, творческие выставки и др.

Даже самые застенчивые дети с огромным удовольствием проявляли себя. Данные проекты способствовали изменению представления окружающих об авторе проекта, помогали снизить тревожность, повысить самооценку. Игровые проекты. Данный проект способствовал вовлечению детей и взрослых в решение проблемы проекта, для решения которой нужно было не просто искать информацию, а нужно организовать деятельность других людей, вовлечь их в работу, сделать её интересной для всех. Момент проектирования игр, подготовка к ним, изготовление самими учениками принадлежностей, наглядностей. Игровые и ролевые проекты были реализованы в проведении мероприятий, которые и являлись проектным продуктом.

В ходе работы над проектами применяли различные формы работы через образовательные области и внеурочную деятельность. Так, например, в проекте «Растения Иркутской области» были использованы следующие формы. Анкета входная (позволяет выявить уровень знаний детей по данному вопросу)

Знакомство с группами растений, ярусами.

Знакомство с каждой группой растений. Просмотр презентаций.

Экскурсия в лес и на школьную территорию.

Экскурсия в лес с родителями в выходные дни. Знакомство с растениями.

Знакомство с деревьями Иркутской области. Просмотр презентаций.

Рисуем дерево (урок изобразительного искусства)

Выполнение заданий и отгадывание кроссвордов, ребусов. (творческие задания)

Знакомство с кустарниками Иркутской области. Просмотр презентаций.

Рисуем листья деревьев и кустарников (ИЗО)

Сбор книг о растениях, стихов, загадок, пословиц и поговорок, разыгрывание сценок.

Познавательные странички (на чтении, русском языке и окружающем мире)

Викторина о деревьях.

Исследовательская деятельность «Если б я был деревом». Конкурс рисунков.

Исследовательская деятельность. Как деревья помогают людям. Сочинение- миниатюра «Подарок дерева мне».

Исследовательская деятельность. Охрана деревьев. Сочинение-миниатюра «Просьба дерева»

Викторина «Растения Иркутской области».

Сообщения о растениях Иркутской области. Выступление детей. Обработка информации, обсуждение в группах результатов поиска.

Правила поведения в парке, в лесу. Составления правил поведения в природе.

Презентация проекта : Итоговая игра «Растения Иркутской области». Выставка работ. Итоговая анкета по проекту (с целью выявления результативности).

5. Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Для более углубленной работы по данному вопросу инициативной группой были разработаны дополнительные формы организации проектной деятельности по экологическому воспитанию. Это расширение экологического пространства школьников в каникулярное время. В связи с этим, работа в летнем оздоровительном лагере была так скажем «эголизирована». Каждый день планировались акции, занятия, викторины, конкурсы, игры, прогулки в лес, на речку, марафоны. Ребята представляли экологические проекты, тематика которых определялась по интересам. Ярко и увлекательно были представлены проекты «Цветы моей Родины», «Березка- символ родины моей», «Река моего детства».

6. В процессе формирования экологической культуры младшего школьника можно выделить три этапа (ступени). Каждая ступень развития связана с личным опытом ребенка, который обогащается содержанием по принципу: от простого к сложному, от теории к практике, от наблюдений к анализу, от созерцания к действенной заботе об окружающей среде. На каждом этапе проводила входную, промежуточную, итоговую диагностику детей, с целью выявления уровня сформированности экологической культуры школьников.

Вводная диагностика показала, что у детей недостаточно знаний в вопросах экологической культуры. Промежуточная диагностика подтвердила, что систематическая работа приносит видимый результат. Итоговая диагностика подтвердила эффективность экологических проектов в формировании основ экологической культуры младших школьников на данном этапе 85% детей справились с предложенными заданиями. Распространение опыта по данной теме прошло через открытые мероприятия, выступления на школьном методическом объединении учителей начальной школы и классных руководителей, участие в школьных семинарах, публикация проектов на сайте. Опыт представлен реализованными проектами «Времена года», «Моя малая родина», «Растительный мир Иркутской области», «Наш зеленый друг - хлорофитум», «Синичкин день», «Цветущая клумба», «Красавица елочка» и др.

Литература:

С. В. Алексеев, Н. В. Груздева, Л. В. Симонова «Экологическое образование в базовой школе»

О. М. Барковская «Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания», журнал «Начальная школа» № 2, 1994 г.

В. А. Иванов, Н. Е. Сиденкова «Простейшие экологические исследования и наблюдения», 2005 г.

Н. А. Китаева «Земля наш дом родной», журнал «Начальная школа» № 5, 1991г.

Н. А. Решетникова «Объекты культуры в экологическом воспитании на факультете начальных классов», журнал «Начальная школа. Плюс до и после» № 9, 2003г.

И. В. Цветкова «Экология для начальной школы»

«Экологический аспект естественно - научного образования», журнал «Начальная школа. Плюс до и после» № 6, 2007г.

«Педагогический совет» журнал для педагогов школы

«Охрана природы» журнал «Начальная школа» № 12, 1987 г.

«Экскурсии по лесной тропинке» журналы «Начальная школа» № 5, 1989 г., № 1, 1992, № 3. 1992, № 5, 1990г., № 6 1991г

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьников Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьниковВ общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ экологической культуры младших школьников через проектную деятельность
Опубликовано: 27 февраля 2020 в 19:58
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ экологической культуры младших школьников через проектную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Чуркина (УИ 402020) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД