Светлана Кириченко
Отчёт по самообразованию «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по самообразованию
Тема: «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста».
Кириченко Светланы Викторовны
воспитателя высшей квалификационной категории
МБДОУ№4 с. Овсянка
на 2017 - 2018 учебный год.
Публикация «Отчёт по самообразованию „Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну, по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи: пополнить педагогическую копилку новой информацией.
Изготовить картотеку дидактических игр.
Форма отчетности : Сделать консультацию для воспитателей по экологическому воспитанию.
Провести анкетирование родителей.
Изготовить экологические игры (картотека).
В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.
Пути реализации:
• Создание условий, развивающей среды, программное обеспечение.
• Повышение экологической грамотности педагога, его профессионализм в области экологического воспитания.
• Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами.
• Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
• Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
Предполагаемый результат :
- повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;
- воспитание защитников природы;
- творческая активность воспитанников;
- внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.
В результате проделанной работы:
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
• сформированы начала экологической культуры детей;
• дети получают практические знания по охране природы;
• развиваются речевые навыки детей;
• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Основные направления моей работы – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.
Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, стремлюсь сделать её максимально насыщенной, полуфункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, проводятся наблюдения за погодой и многое другое.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования «Почемучки» - с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок. В дошкольном возрасте основной формой организации исследовательской деятельности являются опыты. Опыт – это специфическое, организованное педагогом, но осуществляемое самими детьми наблюдение за теми специфическими изменениями, которые происходят с объектами природы под влиянием определённых, искусственно созданных условий.
С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и не живой природы. Специально организованные опытные ситуации, в отличии, от простых наблюдений, позволяют более отчётливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, их жизнедеятельности. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление.
Детское экспериментирование нацеливает наших детей на добывание знаний как самостоятельно, так и с помощью взрослых. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности - прием пищи, когда дети играют, когда занимаются на занятиях, гуляют, спят.
При взаимодействии с детьми мною используются различные формы работы : наблюдения, беседы, исследовательская деятельность, чтение, проекты, презентации. Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Были проведены конкурсы детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка - зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.
Также была проведена следующая работа:
1. Выставка поделок из природного материала «Сундучок осени»
2. НОД по теме: "Природа нашего края"; «Её величество вода»; "Животный мир нашего края; "Деревья и кустарники, цветы нашего детского сада", «Камень магнит».
3. Конкурс в ДОУ «Налетай-ка» (изготовление кормушек силами родителей)
4. Акция: «Мы за чистое село», «Чистое село начинается с тебя», «Посади дерево или цветок», «Мусор земле не к лицу» (экологический субботник - май)
5. Детско-родительский проект: «Чистое село начинается с тебя!»
6. Городской конкурс «Зеркало природы» -2 место («Осенний миг», «3-место «Осенняя лира»)
7. Экологическая игра «Загадки природы»
8. Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»
9. Проекты: «Чудо камни», «Моя семья», «Огород на окне».
10. Краевой конкурс Государственный Заповедник «Столбы» «Закрученная осень» - 1 место, «Солнечный зайчик» - 2 место, «Арт - Ель» 2-место.
Работа с родителями.
Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).
Работу с родителями веду непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.
Так же родители вовлечены и в проектную деятельность. Через разработанные памятки, рекомендации, книжки - малышки они узнавали о проводимых в группе мероприятиях и в домашних условиях закрепляли полученные детьми в ДОУ знания.
Большую помощь в работе мне оказывает: государственный заповедник «Столбы» г. Красноярск, «Детская Эколого-Биологическая станция» г. Дивногорск, библиотека В. П. Астафьева село Овсянка. Литература: сказки В. Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки, М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Е. Чарушина, В. Пермяка, а также Г. Скребицкого. Помогают в работе демонстрационный материал Светланы Николаевны Вохринцевой, Людмилы Борисовны Фесюковой, Натальи Николаевны Кондратьевой, конспекты Ольги Алексеевны Воронкевич и других авторов.
Анализируя результаты проведенной деятельности, можно сделать вывод: знания детей расширились, дети стали лучше ориентироваться в окружающей среде; повысился интерес к познавательной деятельности. У детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного творческого мышления.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.