Тюкаева Гузялия Гарифулловна(Иксанова)
Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний
Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста, предлагается решение данной проблемы путем использования в экологическом образовании различного рода игр.
Публикация «Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний» размещена в разделах
Ключевые слова: экологическое образование, экологические знания, игра.
Экологические проблемы на сегодняшний день довольно актуальны не только в рамках одной страны, но и во всем мире. К сожалению, человек, создавая новые технологии, разрабатывая современные тактики покорения природы, наносит вред собственному существованию на планете. Казалось бы, что люди знают многое о безопасном проживании на Земле, знают экологические законы, но как уберечь планету от антропогенного влияния до сих пор не могут придумать. Каждый год выходят новые требования к охране окружающей среды, издаются законы в области экологии, а 2017 год, указом президента РФ, был объявлен годом экологии в России. Основная задача мероприятия — пролить свет на проблемы загрязнения окружающей среды и сохранения природы в целом, а также улучшить состояние экологической безопасности страны. Ситуация с охраной природных ресурсов в РФ становится с каждым годом всё сложнее, а возникшее проблемы — всё более глобальными.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. Это породило новое направление в образовании - экологическое. С принятием законов РФ "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.
Первая ступень экологического образования граждан реализуется в программах дошкольных организаций. ФГОС ДО регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и выделяет основные задачи в области экологического образования дошкольников : формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Задача педагогов и родителей сводится к тому, чтобы донести до детей ценность природы, ее уникальность и, в то же время, уязвимость, показать, что человек своими действиями может уничтожить все живое на планете, погибнуть сам, а может сделать так, что окружающий мир станет богаче и ярче.
Формирование экологических знаний является одной из задач образовательной программы дошкольных учреждений. В понятие «экологические знания» исследователи включают сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания; о человеке как части природы; об использовании природных богатств; загрязнении окружающей среды. Т. И. Тарасова отмечает, что в систему экологических знаний входят два блока. в первый блок автор включает чисто экологические знания о предметах и явлениях природы, о биологических системах (лес, луг, водоём и другие, о взаимоотношениях организмов со средой их обитания, о приспособлениях к ней, взаимоотношениях организмов друг с другом и человеком и т. д. Во втором блоке дети должны получать знания из области охраны природы – природоохранные знания : о законах и постановлениях в области охраны природы, знания о рациональном использовании природных богатств в трудовой и хозяйственной деятельности человека [4].
Суравегина И. Т. в содержании экологических знаний дошкольников выделяет несколько содержательных линий. Первая содержательная линия решает одну из задач, выделенных во ФГОС ДО о том, что планета Земля - наш общий дом, что в этом доме есть все необходимое для жизнедеятельности организмов. Вторая линия раскрывает понятие об экосистемах: о жизнедеятельности, многообразии и взаимодействии живых организмов в естественной природе, в конкретных местах их обитания. По третьей содержательной линии «Человек и человечество в экосистемах Земли» старший дошкольник должен знакомится с биосоциальной сущностью человека; связи человека с окружающей природной и социокультурной средой; условиями, влияющими на сохранение здоровья и жизни человека [3].
Формирование экологических знаний сложный процесс. Как правило, в работе по экологическому образованию старших дошкольников используются разные формы и методы. Наиболее эффективным методом является игра. Игровая деятельность широко применяется на занятиях и во время прогулок.
«Экологические игры рассматриваются как форма экологического образования, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности» [2]. Игры, используемые для решения задач экологического образования, очень разнообразны, например: дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры - соревнования, имитационные и другие. Во время экологической игры дети быстрее усваивают экологические знания, применяют эти знания в игровой деятельности.
Игра, по мнению А. В. Запорожца - это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности [1].
К проведению экологических игр с правилами методисты, педагоги – практики предъявляют определенные требования: игра должна быть занимательной, побуждать ребенка к тому, чтобы он думал и применял в игре такие элементы как как сговор, считалочки, разыгрывание фантов, соревнование. В игру надо вовлекать всех детей группы или подгруппы, дети не должны просто так сидеть и смотреть на других играющих.
Игры надо использовать с определенной последовательностью и постепенным усложнением, часто повторяющиеся однотипные игры надоедают детям и они отказываются в них играть.
Как можно использовать дидактические игры в практике экологического образования детей дошкольного возраста :
1. Например, при изучении в старшей группе темы «Во саду ли в огороде» на этапе закрепления полученных знаний детям предлагалась дидактическая настольно-печатная игра «Что где растет». Суть игры состоит в том, что детям надо было правильно рассадить объекты в сад или в огород.
2. В процессе непосредственной образовательной деятельности детей можно использовать игры с природным материалом. Так, например, для закрепления материала по теме «Пернатые друзья» мы использовали дидактическую игру «Птичка-зимовка» с природным материалом: смастерили птичку: для туловища взяли шишку, голову сделали из небольшого желудя соответствующей формы, шею — из ветки, лапки — из мелких веточек, а хвостом послужило яркое пушистое перо.
4. При изучении темы: «Берегите животных» детям предложим игру «Умелые ручки» - необходимо выполнить аппликацию из осенних листьев. При выполнении работы дети узнают строение животных, а также их особенности. На занятии развиваются представления ребят о значении животных в жизни человека и всей природе; воспитывается познавательный интерес к природе, бережное отношение к животным.
5. На занятиях по теме «Зимой в лесу» у детей расширялись представления о приспособлении растительного мира к зиме, внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой. С ребятами проводилась подвижная игра «Лиса и зайцы», а также дидактические игры «Кто, чем питается?». В этих играх у детей развиваются представления об образе жизни и питании животных, птиц. Игра «Подбери шубку» закрепляет знания детей о том, как животные приспосабливаются к зимнему периоду.
6. Игра «Закончи предложение» пополняет словарный запас ребят новыми словами. Также проводилась дидактическая игра «Назови правильно», в которой детям были предоставлены иллюстрации картин времен года, в которых ребята должны были угадать времена года и дать названия зимним, весенним, летним и осенним месяцам.
7. При знакомстве с новым материалом по теме «Волшебные цепи» мы использовали игру «Экологическая башня – Лес», цель которой познакомить детей с понятием «пищевая цепь» и дать представление о цепях питания в лесу.
Таким образом, в процессе подобной организации образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста можно использовать разные экологические игры : словесные, настольно-печатные, с природным материалом, подвижные, которые помогут педагогу формировать у дошкольников экологические знания. В игровой форме дети знакомятся с многообразием мира природы, её законами, с взаимосвязями между растениями и животными и средой их обитания; между людьми, животными и растениями, а также способами использования природных ресурсов.
Литература:
1. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. М. : Педагогика, 1986.
2. Николаева С. М. Место игры в экологическом воспитании дошкольников : Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. М. : Новая школа, 1996.
3. Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. Как учить экологии. М. : Просвещение, 1995.
4. Тарасова Т. И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе // Начальная школа - №10. – 2000.