Лучший педагог года

Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний

Тюкаева Гузялия Гарифулловна(Иксанова)
Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний
▼ Скачать + Заказать документы

Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста, предлагается решение данной проблемы путем использования в экологическом образовании различного рода игр.

Публикация «Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний» размещена в разделах

Ключевые слова: экологическое образование, экологические знания, игра.

Экологические проблемы на сегодняшний день довольно актуальны не только в рамках одной страны, но и во всем мире. К сожалению, человек, создавая новые технологии, разрабатывая современные тактики покорения природы, наносит вред собственному существованию на планете. Казалось бы, что люди знают многое о безопасном проживании на Земле, знают экологические законы, но как уберечь планету от антропогенного влияния до сих пор не могут придумать. Каждый год выходят новые требования к охране окружающей среды, издаются законы в области экологии, а 2017 год, указом президента РФ, был объявлен годом экологии в России. Основная задача мероприятия — пролить свет на проблемы загрязнения окружающей среды и сохранения природы в целом, а также улучшить состояние экологической безопасности страны. Ситуация с охраной природных ресурсов в РФ становится с каждым годом всё сложнее, а возникшее проблемы — всё более глобальными.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. Это породило новое направление в образовании - экологическое. С принятием законов РФ "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.

Первая ступень экологического образования граждан реализуется в программах дошкольных организаций. ФГОС ДО регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и выделяет основные задачи в области экологического образования дошкольников : формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Задача педагогов и родителей сводится к тому, чтобы донести до детей ценность природы, ее уникальность и, в то же время, уязвимость, показать, что человек своими действиями может уничтожить все живое на планете, погибнуть сам, а может сделать так, что окружающий мир станет богаче и ярче.

Формирование экологических знаний является одной из задач образовательной программы дошкольных учреждений. В понятие «экологические знания» исследователи включают сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания; о человеке как части природы; об использовании природных богатств; загрязнении окружающей среды. Т. И. Тарасова отмечает, что в систему экологических знаний входят два блока. в первый блок автор включает чисто экологические знания о предметах и явлениях природы, о биологических системах (лес, луг, водоём и другие, о взаимоотношениях организмов со средой их обитания, о приспособлениях к ней, взаимоотношениях организмов друг с другом и человеком и т. д. Во втором блоке дети должны получать знания из области охраны природы – природоохранные знания : о законах и постановлениях в области охраны природы, знания о рациональном использовании природных богатств в трудовой и хозяйственной деятельности человека [4].

Суравегина И. Т. в содержании экологических знаний дошкольников выделяет несколько содержательных линий. Первая содержательная линия решает одну из задач, выделенных во ФГОС ДО о том, что планета Земля - наш общий дом, что в этом доме есть все необходимое для жизнедеятельности организмов. Вторая линия раскрывает понятие об экосистемах: о жизнедеятельности, многообразии и взаимодействии живых организмов в естественной природе, в конкретных местах их обитания. По третьей содержательной линии «Человек и человечество в экосистемах Земли» старший дошкольник должен знакомится с биосоциальной сущностью человека; связи человека с окружающей природной и социокультурной средой; условиями, влияющими на сохранение здоровья и жизни человека [3].

Формирование экологических знаний сложный процесс. Как правило, в работе по экологическому образованию старших дошкольников используются разные формы и методы. Наиболее эффективным методом является игра. Игровая деятельность широко применяется на занятиях и во время прогулок.

«Экологические игры рассматриваются как форма экологического образования, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности» [2]. Игры, используемые для решения задач экологического образования, очень разнообразны, например: дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры - соревнования, имитационные и другие. Во время экологической игры дети быстрее усваивают экологические знания, применяют эти знания в игровой деятельности.

Игра, по мнению А. В. Запорожца - это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности [1].

К проведению экологических игр с правилами методисты, педагоги – практики предъявляют определенные требования: игра должна быть занимательной, побуждать ребенка к тому, чтобы он думал и применял в игре такие элементы как как сговор, считалочки, разыгрывание фантов, соревнование. В игру надо вовлекать всех детей группы или подгруппы, дети не должны просто так сидеть и смотреть на других играющих.

Игры надо использовать с определенной последовательностью и постепенным усложнением, часто повторяющиеся однотипные игры надоедают детям и они отказываются в них играть.

Как можно использовать дидактические игры в практике экологического образования детей дошкольного возраста :

1. Например, при изучении в старшей группе темы «Во саду ли в огороде» на этапе закрепления полученных знаний детям предлагалась дидактическая настольно-печатная игра «Что где растет». Суть игры состоит в том, что детям надо было правильно рассадить объекты в сад или в огород.

2. В процессе непосредственной образовательной деятельности детей можно использовать игры с природным материалом. Так, например, для закрепления материала по теме «Пернатые друзья» мы использовали дидактическую игру «Птичка-зимовка» с природным материалом: смастерили птичку: для туловища взяли шишку, голову сделали из небольшого желудя соответствующей формы, шею — из ветки, лапки — из мелких веточек, а хвостом послужило яркое пушистое перо.

4. При изучении темы: «Берегите животных» детям предложим игру «Умелые ручки» - необходимо выполнить аппликацию из осенних листьев. При выполнении работы дети узнают строение животных, а также их особенности. На занятии развиваются представления ребят о значении животных в жизни человека и всей природе; воспитывается познавательный интерес к природе, бережное отношение к животным.

5. На занятиях по теме «Зимой в лесу» у детей расширялись представления о приспособлении растительного мира к зиме, внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой. С ребятами проводилась подвижная игра «Лиса и зайцы», а также дидактические игры «Кто, чем питается?». В этих играх у детей развиваются представления об образе жизни и питании животных, птиц. Игра «Подбери шубку» закрепляет знания детей о том, как животные приспосабливаются к зимнему периоду.

6. Игра «Закончи предложение» пополняет словарный запас ребят новыми словами. Также проводилась дидактическая игра «Назови правильно», в которой детям были предоставлены иллюстрации картин времен года, в которых ребята должны были угадать времена года и дать названия зимним, весенним, летним и осенним месяцам.

7. При знакомстве с новым материалом по теме «Волшебные цепи» мы использовали игру «Экологическая башня – Лес», цель которой познакомить детей с понятием «пищевая цепь» и дать представление о цепях питания в лесу.

Таким образом, в процессе подобной организации образовательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста можно использовать разные экологические игры : словесные, настольно-печатные, с природным материалом, подвижные, которые помогут педагогу формировать у дошкольников экологические знания. В игровой форме дети знакомятся с многообразием мира природы, её законами, с взаимосвязями между растениями и животными и средой их обитания; между людьми, животными и растениями, а также способами использования природных ресурсов.

Литература:

1. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. М. : Педагогика, 1986.

2. Николаева С. М. Место игры в экологическом воспитании дошкольников : Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. М. : Новая школа, 1996.

3. Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. Как учить экологии. М. : Просвещение, 1995.

4. Тарасова Т. И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе // Начальная школа - №10. – 2000.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Дидактическая игра, как средство формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.» Так сложилось, что мы с вами.

Дидактическая игра как средство формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Так сложилось, что мы с вами живем в эпоху глобального развития новейших компьютерных технологий. Поэтому в современном мире возникает необходимость.

Теоретические основы экологического экспериментирования как средство формирования экологических знаний детей 6–7 лет Статья «Теоретические основы экологического экспериментирования, как средства формирования экологических знаний детей 6-7 лет» Хамамова.

Детская художественная литература как средство формирования природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста Актуальность работы: Необходимыми условиями становления современного подрастающего человека являются духовность, нравственность, экологическое.

Дидактическая игра как средство формирования у детей дошкольного возраста представлений о животных Введение Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период.

Художественная литература как средство формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста Молокова Н. И Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Ласточка» Дошкольное детство.

Мульттерапия как средство формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста Сегодня как для педагогов, так и для родителей становится очевидным, что дошкольники все чаще сталкиваются с трудностями в отношениях с.

Особенности формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ технологий Особенности формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимедийных технологий Экологическое.

Произведения Н. Н. Носова как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста Колодезная А. А Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Ласточка» Проблема воспитания.

Экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста «Экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» «….дети любят искать, сами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний
Опубликовано: 21 февраля 2018 в 19:27
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний» (включая файлы) размещена пользователем Тюкаева Гузялия Гарифулловна(Иксанова) в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД