Светлана Григорьева
Использование метода моделирования в систематизации экологических знаний детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Отношение между человеком и миром природы – острый и тревожный вопрос современности. В настоящее время эти отношения становятся «кризисными» из-за отсутствия у человека экологической культуры. Формирование элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде и здоровью, следование экологическим правилам в доступных для ребенка формах – одна из важнейших задач дошкольного учреждения в настоящее время.
Публикация «Использование метода моделирования в систематизации экологических знаний детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Процесс работы с детьми старшего дошкольного возраста мы направили на решение следующих задач:
Провести диагностику уровня экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста;
Апробировать методику совершенствования работы по экологическому воспитанию с использованием моделей;
Выявить динамику уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
На первом этапе мы провели диагностику освоения детьми программы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева «Детство» по разделу «Ребенок открывает мир природы» (Н. Н. Кондратьева, Л. М. Манефцова). Для выявления уровня экологической воспитанности детей группы был проведен констатирующий эксперимент.
Задачи:
- выявить уровень знаний детей о мире животных и растений, о неживой природе и временах года;
- определить морально-ценностное отношение к природе;
- выявить практические навыки бережного отношения к объектам природы.
Данные эксперимента позволили сделать следующие выводы об уровне освоения детьми программы по разделу «Ребенок открывает мир природы» :
Представления:
- низкий уровень: 33%,
- средний уровень: 56%,
- высокий уровень: 11%.
2. Отношение к природе:
- низкий уровень: 25%,
- средний уровень: 75%,
- высокий уровень: 0%.
3. Практическая деятельность:
- низкий уровень: 35%,
- средний уровень: 65%,
- высокий уровень: 0%.
Выводы: дети, в целом, проявляют к природе положительное отношение; они проявляют заботу о конкретных живых объектах, которые имеют непосредственное к ним отношение, привлекательны для них. Но в некоторых случаях, проявляют неприязненное и даже негативное отношение к внешне непривлекательным живым существам (пауки, черви). У детей сложились некоторые существенные представления о живом. К живому они относят, преимущественно, животных. У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (у животных – в основном, движение, питание; у растений – рост). Большая часть детей замечает нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов (практической пользой, красотой, обеспечением собственной безопасности). Лишь у некоторых, мотивом бережного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни. Часто наблюдается несовпадение суждений ребенка и его реального поведения в природе. У детей сформированы некоторые умения по уходу за живыми существами. Дети охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому.
Исходя из уровня освоения детьми образовательной программы, были поставлены задачи:
- подобрать цикл обучающих занятий с использованием моделей;
- создать благоприятные условия для использования детьми моделирования на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Для реализации поставленных задач, мы проанализировали программно- методическое обеспечение, отобрали методики и технологии по использованию моделирования в экологическом воспитании дошкольников.
Следующим шагом было пополнение предметно - развивающей среды для успешного решения поставленных задач. Особое внимание было уделено организации специального места, обеспечении свободного доступа детей. В уголок природы мы поместили:
- наборное полотно;
- предметно – схематические модели, графические модели, предметные модели;
- динамические модели;
- модели биоценозов («аквариум», «лес», «зимний лес»);
- модели времен года;
- «экологическое дерево»,
- схемы для составления рассказа.
Одним из важнейших условий успешного усвоения знаний детьми является разнообразие работы с детьми на занятиях.
Тематика занятий.
- Живое/неживое.
- Лес.
- Растения в уголке природы.
- Растение – живое существо.
- Знакомство с волком.
- В гости к птицам.
- Жизнь хомяка в природе.
- Зимой в лесу.
Большое значение придавалось наблюдениям. Проводилась работа с календарем природы, календарем наблюдения за птицами, где фиксировались результаты наблюдений. Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников – игре. Проводились игры природоведческого содержания с использованием моделирования («Кто во что одет», «Угадай и назови», «Кто где живет», подвижные игры, имитационно-подражательные игры, игры – превращения. Использовались экологические сказки («Как люди речку обидели»).
Игра «Кто во что одет».
Цель игры: закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела, формировать навык пользования моделями.
Игра «Живое – неживое».
Цель игры: закреплять умение детей различать живые и неживые объекты на основе существенных признаков.
Игра «Кто где живет».
Цель игры: закреплять умение детей систематизировать животных и растения по проживанию в определенной климатической зоне.
Игра «Я загадаю, вы отгадаете».
Цель игры: закреплять умения детей классифицировать животных с помощью моделей.
Игра «Собери модель».
Цель игры: формировать навык пользования моделями, составлять модели животных, учить описывать животных по модели.
Чаще модели использовались на занятиях (подгрупповых, фронтальных) и специально организованных видах деятельности. В то же время модели использовались и в самостоятельной природоведческой деятельности детей. На основе имеющихся знаний дети создавали модели «охраны». Было отмечено, что использование моделей позволяло легче усвоить материал. Дети активно включались в деятельность, сохранялась высокая активность, работоспособность на протяжении всего занятия.
Была организована деятельность детей по созданию моделей биоценозов : «Лес», «Аквариум», и т. д. Использовались различные материалы : бумага, пластилин, ткань, природный материал.
Важнейшим аспектом в системе экологического образования является работа с родителями. Поэтому свою работу по экологическому воспитанию детей мы строили во взаимодействии с семьями воспитанников. Мы привлекали родителей к участию в образовательном процессе через:
- конкурсы совместного творчества (выставка поделок из природного материала, изготовленных родителями совместно с детьми);
- праздники;
- родительские собрания;
- анкетирование;
- письменные и устные консультации для родителей;
- совместное озеленение территории детского сада;
- сбор природного материала для занятия с детьми.
Проводимая работа с семьями воспитанников дала положительные результаты:
Родители активно изготавливали поделки вместе с детьми, работы для пополнения среды группы, приносили интересный природный материал, собранный вместе с детьми.
В ходе третьего этапа была проделана повторная работа по определению уровня освоения программы детьми по разделу «Ребенок открывает мир природы». В ходе сравнительного анализа было выявлено, что использование метода моделирования дало положительные результаты в освоении детьми программы по разделу:
Представления:
- низкий уровень: 5%, (в начале года – 33%);
- средний уровень: 67%, (в начале года – 56%);
- высокий уровень: 28%, (в начале года – 11%).
2. Отношение к природе:
- низкий уровень: 5%, (в начале года – 25%);
- средний уровень: 70%, (в начале года – 75%);
- высокий уровень: 25%, (в начале года – 0%).
3. Практическая деятельность:
- низкий уровень: 5%, (в начале года – 35%);
- средний уровень: 70%, (в начале года – 65%);
- высокий уровень: 25%, (в начале года – 0%).
Данные эксперимента позволили сделать следующие выводы:
Уровень сформированности экологических знаний повысился.
Заметно изменилось отношение детей к объектам природы.
Повысился познавательный интерес к объектам и явлениям природы.
Дети научились высказывать собственное мнение, доказывать свою точку зрения.
Таким образом, результаты работы показывают, что применение метода моделирования при систематизации экологических знаний дошкольников дает ощутимые положительные результаты, а именно:
- позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
- положительно влияет на развитие речи, обогащает словарный запас;
- улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;
- повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;
- формирует цельное представление об экосистемах и временах года.
Результаты свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по экологическому воспитанию детей проходит успешнее, если в процессе обучения используются разнообразные модели.
Данная работа будет продолжена в следующих возрастных группах.