ольга архипова
Формирование основ связной речи дошкольников через все виды деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь - специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Публикация «Формирование основ связной речи дошкольников через все виды деятельности» размещена в разделах
В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи.
Развитие речи детей дошкольного возраста проходит в несколько этапов, на каждом из них ребенок приобретает новые умения и становится на ступеньку выше в использовании слова.
Задачи:
- Продолжать развивать речь, как средство общения;
- Учить составлять по образцу простые и сложные предложения;
- Совершенствовать диалогическую форму речи;
- Развивать монологическую форму речи;
- Учить связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие сказки, рассказы;
- Учить по плану рассказывать о предмете;
- Составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими действиями.
«Лучше говорить меньше, но выбирать такие слова, в которых много смысла, чем произносить длинные, но пустые речи, которые столь же бесполезны, сколь легко произносятся.» Винсент Виллем Ван Гог.
На занятии по составлению описательного рассказа на тему "Бытовая техника" я использовала мнемотаблицу. С помощью такой техники обогащается словарный запас детей, формируется связная речь. Так же мнемотехника развивает ассоциативное мышление и воображение, повышает внимательность.
Изобразительная деятельность дошкольников- это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. По своим рисункам, после занятия по изобразительной деятельности, дети устанавливали причинно-следственные связи, придумывая сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
В пересказе небольших литературных произведений мы учимся связно, последовательно излагать содержание близко к тексту, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц, используя авторские слова и выражения.
Ещё мы учимся составлять рассказ по последовательной сюжетной серии картинок, логически их связывая, тренируемся употреблять в речи слова в соответствии со смыслом.
С помощью артикуляционной гимнастики укрепляем мышцы органов речи для правильного и отчетливого произношения звуков, что так же позволяет детям красиво и безпрепятственно строить предложения.
В своей работе по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста я использовала различные игры: сюжетно – ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные игры со словами и логоритмические.
Большое значение в речевом развитии детей придается игре. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка. Слово в сюжетно - ролевой игре помогает ребенку выявить свои чувства и мысли, понять переживания партнера, согласовывать с ним свои действия.
В играх инсценировках дети берут на себя слова автора, монолог героев, а так же вступают в диалог с другими героями, проявляя при этом свои чувства и эмоции.
В дидактических играх часто используем предмет, при передачи которого, дети выполняют задачи игры. Так же в дидактических играх используем конструктор. Дети называют и описывают детали, вносят предложения по изменению постройки, отвечают чего не стало.
В дидактических играх с картинками решаем такие задачи как:
1. Развиваем словесно-логическое мышление, творческое воображение;
2. Учим формулировать и правильно строить сложное предложение;
3. Развиваем монологическую речь;
4. Учим устанавливать причинно-следственную связь;
5. Развиваем объяснительную речь;
6. Совершенствуем умение изменять и образовывать слова;
7. Обогащаем, уточняем, активизируем словарь.
И конечно развитие связной речи происходит в свободной деятельности детей, где нет правильных образцов, ничто не сковывает ребенка.
В процессе трудовой деятельности необходимо создавать условия, способствующие проявлению самостоятельности в речевом развитии детей! Прежде чем записать изменения в дневник наблюдений, ребенок рассказывает о изменениях растений и о их состоянии. В дальнейшем этот дневник является моделью для составления рассказа - «Как мы выращивали горох» и другие.
Любимое мероприятие детей - это празднование дней рождений, где они могут проявить свое речевое творчество в пожелании друг другу.
Спасибо за внимание.