Сизякина Ирина
Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста посредством использования игровых приемов обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование на тему:
«Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного
возраста, через использование игровых приемов обучения».
Автор опыта :
Сизякина И. А. воспитатель
Новозолотовского филиала
МБДОУ Д/с «Теремок»
Ст. Новозолотовская
2021г
Публикация «Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста посредством использования игровых приемов обучения» размещена в разделах
. Содержание 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. 2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. 3. Теоретическая база опыта. 4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения. 5. Анализ результативности. 6. Адресные рекомендации по использованию опыта. 7. Наглядное приложение
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Я осуществляю свою педагогическую деятельность в Новозолотовском филиале МБДОУ Д/с «Теремок». Последнее время я стала часто замечать безнравственное поведение молодых родителей, которые курят в присутствии детей, разрешают использовать в качестве игрушки зажигалки, спички, не задумываясь о том, к каким трагическим последствиям это может привести. В беседах с детьми выяснилось, что эти предметы всегда находятся в доступных для них местах и они, играют с ними не только в присутствии родителей, а так же, когда их нет. Насторожило и то, что большинство детей самостоятельно включают телевизор, магнитофон, микроволновую печь, обогреватели и др. В ответах детей прозвучала тревожная нотка о том, что они любят прятаться в шкафах, под кроватью не только в игровой деятельности, но и в случаях избегания наказания от родителей за какую- либо провинность. Выяснилось, что дети имеют минимум знаний о действиях в случае возникновения пожара. Именно эти, вышеизложенные обстоятельства привели меня к выбору мной темы: «Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста».
«Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал Н. А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превратности нашего бытия. С первой минуты появления ребенка на свет родители начинают заботиться о его здоровье. Это естественно и заслуживает всяческого одобрения. Но есть еще один вид воспитания, о котором часто забывают, хотя от него в значительной степени тоже зависит здоровье ребенка– это обучение правилам безопасности. Главная цель обучения – сформировать у детей дошкольного возраста чувство опасности огня, привить навыки безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара. С каждым годом возрастает число пострадавших детей от пожара, причиной гибели детей становится незнание элементарных правил поведения на пожаре, отсутствие навыков обращения с огнем и огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. Малышей во время пожара отличает пассивно-оборонительная позиция: ребенок от страха в пылающем доме прячется под кровать, шкаф или другое укромное место, вместо того, чтобы уйти или позвать на помощь. Страх парализует ребенка, и он не может самостоятельно спастись… Вместе с тем детям дошкольного возраста свойственна тяга к огню, огонь притягивает и завораживает детей. Они, зачарованные картиной яркого пламени, тянутся к огню… И сталкиваются с его коварством и жестокостью. И порой, это знакомство заканчивается трагически. Запреты тут не помогут. Дошкольники во многом подражают взрослым, которых они любят и ценят. Взрослые так прекрасно справляются со своими бытовыми приборами: с газовыми плитами и электроплитами, с разного рода электроприборами, которых сейчас большое количество в доме, с созданием уютной атмосферы со свечами и т. д. и дети пытаются повторить тоже самое, чаще втайне от взрослых, в одиночестве или со сверстниками, братьями, сестрами, потому что для них – это игра, но увы, игра очень опасная. Проблема пожарной безопасности человека в современных условиях– одна из самых актуальных. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.
Базой исследования явился Новозолотовский филиал МБДОУ Д/с «Теремок» 2018г по 2020г. В опыте работы принимали участие 18 детей старшего дошкольного возраста. Данный опыт накапливался в течении 3-х лет.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Ведущей педагогической идеей является– все то, чему учат детей в детском саду и дома, чтобы они могли применить в реальной жизни, на практике при встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и основам пожарной безопасности важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам пожарной безопасности невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций. Главная цель моей работы было это – в доступной и занимательной форме формирование у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Весь мой опыт был целенаправлен на реализацию следующих задач:
1. Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного. Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом. Формировать умение детей видеть, когда огонь друг, а когда враг. Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара. Формировать знания о элементарных действиях по тушению очага возгорания.
2. Формировать умение реально оценивать возможную опасность. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности. Развивать творческие способности дошкольников.
3. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения. Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем. Воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях. Я на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к данной проблеме. Дети вначале были лишь пассивными слушателями, а уже впоследствии стали стремиться самостоятельно, находить ответы на возникающие вопросы. Сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнения. Кроме того, тема работы позволяет развивать игровые, художественные, познавательные способности детей.
Теоретическая база опыта.
В своей деятельности руководствовалась Федеральным Законом Российской Федерации «О пожарной безопасности». Работа с детьми по формированию навыков пожарной безопасности началась с изучения имеющихся методических разработок по данной проблеме. Были изучены:
1. Программа Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой. Р. В. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
2. Программа формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста «Азбука безопасности» : сборник материалов в помощь воспитателям ДОУ/ Р. А. Должикова, О. А. Ботникова, С. Г. Скокова; ГАОУ ДПО ИРОСТ,-Курган,2016.-76с.
Дополнительно использовала следующие материалы и пособия :
1 .Потапова Т. В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» // Т. В. Потапова Т. Ц. Москва «Просвещение -2005-62.(электронная версия)
2. Шорыгина Т. Л. «Беседы о пожарной безопасности»(электронная версия)
В толковом словаре Д. Н. Ушакова понятие безопасность определяется как «отсутствие опасности, предупреждение опасности, условия при которых не угрожает опасность».
«Пожарная безопасность – это состояние защищенности имущества, общества и государства от пожара».
Вопросы безопасности и жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (А. С. Вернадский, М. В. Ломоносов, И. М. Сеченов, огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, Б. Паскаля, З. Фрейда.
По утверждению данных авторов, обучение детей действием в экстремальных ситуациях – сложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками учебников и методических разработок по ОБЖ и сводиться лишь к подаче общественных правил. Дети на занятиях должны быть не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса. Занятия только тогда дадут положительные результаты и оставят след в сознании ребенка, когда будут интересными, творческими и эмоционально окрашенными.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Формирование основ пожарной безопасности детей в нашем дошкольном учреждении осуществляется в разных направлениях. Основные – работа с детьми, родителями. Работая над опытом по теме «Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» я старалась создать стройную систему, обеспечивающую систематичность и последовательность. Для реализации опыта мною были приложены большие усилия. Я старалась как на занятиях, так и вне, постоянно беседовать с детьми, читать литературные произведения, заучивать стихи, пословицы, играть в дидактические и подвижные игры противопожарной направленности. Дети с удовольствием слушали произведения художественной литературы, участвовали в изготовлении макетов и игрушек, имитирующих пожарную технику и пожарно – техническое оборудование. Работу по изучению правил пожарной безопасности я проводила по двум направлениям:
1. Профилактическая работа с детьми.
2. Разъяснительная работа с родителями.
Основные методы работы с детьми:
Моделирование игровых ситуаций;
Проектирование;
Игра;
Экспериментирование;
Общение и рефлексия.
В своей практике я использовала следующие формы работы с детьми :
1. 1Занятия по темам:
«Тайны огня»
«Что делать, если возник пожар?»
«Средства пожаротушения»
«Я б в пожарные пошел».
«Спички не тронь, в спичках - огонь»
«А у нас в квартире газ».
«Электрические приборы»
«Что делать, если загорелась одежда»
«Что необходимо сделать при ожоге»
«Не шути с огнем»
«Главное самообладание. Практические занятия по эвакуации детей»
«Труд пожарных»
«Спички детям не игрушки»
1.2 Встреча с работниками пожарной охраны.
1.3 Показ видеофильмов, презентаций на пожарную тему.
1. 4 Творческие занятия: «Закончи рассказ на противопожарную тему»
1.5 Изучение с детьми произведений, связанных с пожарами : С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Е. Новичихин «Спички»; Г. Цыферов «Жил на свете слоненок»; Е. Хоринская «Спичка-невиличка»; Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял»; Б. Жидков «Пожар», «Дым»; Т. Фетисов «Куда спешат красные машины»; А. Шевченко «Как ловили уголька»; Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; О. Полякова «Я пожарный»; Б. Фонин «Огонь опасная игра»; К. Чуковский «Путаница»; П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»; И. Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела» и др.
1.6 Детское творчество на противопожарную тему :
«Огонь друг – огонь враг» (рисование)
«Береги свой дом от пожара» (рисование)
«Кошкин дом» - изготовление масок
«Пожарный автомобиль» (конструирование из бумаги)
«Не забудьте отключить» (аппликация)
1.7 Викторины на противопожарную тему :
«Пожарным можешь ты не быть…»
«Что можно – что нельзя»
1.8 Загадки, стихи, пословицы о пожарах.
1. 9 Спортивные праздники:
«Веселые старты» «Юные пожарные»
1.10 Развлечений на противопожарные темы :
«Огонь друг – огонь враг»
«К славному подвигу каждый готов»
«Красный огонек»
«Спички в руки не бери»
«Осторожно, огонь»
1.11 Ознакомление с первичными средствами пожаротушения.
1. 12 Беседы:
«Профессия – пожарный»
1. 13 Дидактические игры и подвижные игры:
«Огнеопасные предметы»
«Что пригодиться на пожаре»
«Горит – не горит»
«На пожар»
«Смелые пожарные»
1. 14 Инсценировки:
«Кошкин дом»
1. 15 Опытническая деятельность:
«Чем можно тушить огонь»
«Водой масло не затушишь»
«Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию»
«Пожары загрязняют воздух»
Работу с детьми проводила не от случая к случаю, а регулярно, по заранее разработанному плану, потому что дети должны овладеть навыками сознательного поведения в любой пожарной ситуации, а это произойдет только в том случае, если умело, организованные занятия будут проходить систематически. Беседы строила в форме рассказа о пожарах, причиной которых стала детская шалость с огнем. Каждый случай я излагала используя законченный сюжет, совместно с детьми мы давали оценку и делали вывод. Я старалась, чтобы дети сами становились участниками беседы (проводимого мероприятия, не только слушали, но и рассказывали о пожарах, которые они видели, а, может и произошли или могли бы произойти по их вине. Дети при этом становятся активными участниками беседы. Оживлению разговора способствуют вопросы, фрагменты из детских песен и стихов, загадки, пословицы. Осуществляла правило, что ребенок лучше усваивает материал в наглядно – действенной форме с опорой на непосредственное (практическое) или игровое действие с предметами, отражающее реальную ситуацию, активно использовала наглядные средства и пособия, необходимые для лучшего восприятия программы обучения, применяла предварительно разработанные сценарии игр, утренников и т. п, на пожарные темы, обеспечивая тем самым, их вхождение в детское сознание. Использовала в процессе занятий макеты и игрушки имитирующую пожарную технику и пожарно – техническое вооружение (пожарные щиты, каски, рукава и т. д., изготовленную с привлечением детей. При обучении детей, использовала, прежде всего, игровые приемы и формы, способствующие привлечению внимания детей к поставленной задаче и в значительной степени, облегчающее ее решение. В каждом конкретном случае я тщательно продумывала форму взаимодействия с детьми: с группой, подгруппой или индивидуально.
Большое значение в группе придается предметно-развивающей среде. Поэтому я оформила информационно– познавательный центр по пожарной безопасности.
В нем представлены:
- макет пожарного щита; - атрибуты для сюжетно – ролевых игр; - наглядный плакат «Правила поведения при пожаре»; - папки передвижки; - ширмы «Огонь – друг, огонь – враг»; - дидактические карточки по «Основам пожарной безопасности»; - «Азбука безопасности»; - литература ; - огнетушитель; - пожарная машина.
Для того чтобы ближе познакомиться с правилами пожарной безопасности. дети имеют свободный доступ к играм, наглядному материалу, альбомам для рассматривания, к атрибутам сюжетно – ролевых игр. Знакомство детей с работой пожарных начинали с рассматривания иллюстраций, проведением бесед.
С детьми 6-летнего возраста использовала более сложные игры, которые носят обучающий характер, а именно - более разнообразные образцы техники для имитации действий по тушению пожаров, пожарное лото, электровикторины с вопросами по правилам пожарной безопасности, настольные игры противопожарной тематики, игрушечные экипировки пожарных, компьютерные игры.
В каждом конкретном случае я тщательно продумывала форму взаимодействия с детьми: с группой, подгруппой или индивидуально. Новые знания лучше давались на общих занятиях со всей группой детей, а закрепление проводила с небольшими подгруппами. При этом учитывала индивидуальные особенности детей конкретной группы, степень усвоения ими необходимых знаний и навыков.
Работа детского учреждения по усвоению детьми правил пожарнобезопасного поведения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. С ними проводились беседы на тему детской шалости с огнем, действий при возникновении пожара и опасности нахождения детей без присмотра. Давала советы по оказании медицинской помощи при ожогах и отравлениях угарным газом.
Используемые формы работы с родителями :
1 .Анкетирование.. «О правилах пожарной безопасности» 2. Консультации «Расскажите детям о пожарной безопасности»
3 .Папки – передвижки. «Пожарная безопасность в быту» 4. Беседы по противопожарной тематике. «Осторожно – электроприборы!»,
«Кухня – не место для игр!» ,«Пожар в квартире», «Детские шалости с огнём», «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт».
Дошкольное учреждение, объединяя воспитанников, воспитателей и родителей, придавая обучению систематизированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое влияние на детей. Поэтому привитие детям навыков пожаробезопасной жизнедеятельности должно стать нормой дошкольной жизни и раздел «Пожарная безопасность» должен изучаться со всей серьезностью, ведь те азы, которые впитывают дошкольники, остаются у них на всю жизнь, а это значит, мы выполнили главную задачу– охрану жизни детей.
Анализ результативности.
Проанализировав опыт работы по формированию у дошкольников знаний по пожарной безопасности, я пришла к такому выводу, что нередко причиной гибели детей становится, незнание элементарных правил поведения при пожаре, отсутствие навыков обращения с огнем и проблемы в знании опасных свойств различных материалов и предметов, которые могут явиться источником пожара. Таким образом, можно сделать вывод, что учить детей свойствам огня и умению эвакуироваться в случае пожара необходимо с дошкольного возраста. В ходе работы по формированию основ пожарной безопасности дети познакомились с причинами и правилами противопожарной безопасности, сформировали навыки безопасного поведения при пожаре и сознательное отношение к соблюдению этих правил. Так же умению реально оценивать возможную опасность, выучили элементарные действия по тушению очага возгорания. Дети испытывают благодарность к людям, которые помогают им в трудных ситуациях. Родители проявили заинтересованность и готовность к сотрудничеству с педагогами детского сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения при пожаре.
Начало периода Процентное
соотношение Конец периода Процентное
соотношение
Высокий уровень 30% Высокий уровень 70%
Средний уровень 45% Средний уровень 25%
Низкий уровень 25% Низкий уровень 5%
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный материал будет полезен для молодых специалистов, а так же для воспитателей средних, старших и подготовительных групп, так как эта работа направлена на ознакомление детей с правилами пожарной безопасности, развитие у них самостоятельности, внимательности, осмотрительности, осторожности при соприкосновении с огнем. Воспитания навыков личной безопасности, что особенно актуально для старших дошкольников, которым скоро идти в школу и оставаться одним дома, разогревать обеды, ходить в походы и т. д. и метод проекта является, одним из действенных и эффективных в работе с дошкольниками и их родителями. Забота о сохранности детской жизни- важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. В заключении следует подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры поведения безопасности с огнем является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты. Пожар-это страшное несчастье. Его последствия измеряются не только деньгами, но и человеческими жизнями. Но если полностью следовать всем правилам противопожарной безопасности, этого можно избежать.
Наглядное приложение: конспект занятия, игры, работа с родителями