Получи документы

Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста посредством использования игровых приемов обучения

Сизякина Ирина
Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста посредством использования игровых приемов обучения
▼ Скачать + Заказать документы

Самообразование на тему:

«Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного

возраста, через использование игровых приемов обучения».

Автор опыта :

Сизякина И. А. воспитатель

Новозолотовского филиала

МБДОУ Д/с «Теремок»

Ст. Новозолотовская

2021г

Публикация «Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста посредством использования игровых приемов обучения» размещена в разделах

. Содержание 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. 2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. 3. Теоретическая база опыта. 4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения. 5. Анализ результативности. 6. Адресные рекомендации по использованию опыта. 7. Наглядное приложение

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Я осуществляю свою педагогическую деятельность в Новозолотовском филиале МБДОУ Д/с «Теремок». Последнее время я стала часто замечать безнравственное поведение молодых родителей, которые курят в присутствии детей, разрешают использовать в качестве игрушки зажигалки, спички, не задумываясь о том, к каким трагическим последствиям это может привести. В беседах с детьми выяснилось, что эти предметы всегда находятся в доступных для них местах и они, играют с ними не только в присутствии родителей, а так же, когда их нет. Насторожило и то, что большинство детей самостоятельно включают телевизор, магнитофон, микроволновую печь, обогреватели и др. В ответах детей прозвучала тревожная нотка о том, что они любят прятаться в шкафах, под кроватью не только в игровой деятельности, но и в случаях избегания наказания от родителей за какую- либо провинность. Выяснилось, что дети имеют минимум знаний о действиях в случае возникновения пожара. Именно эти, вышеизложенные обстоятельства привели меня к выбору мной темы: «Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста».

«Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал Н. А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превратности нашего бытия. С первой минуты появления ребенка на свет родители начинают заботиться о его здоровье. Это естественно и заслуживает всяческого одобрения. Но есть еще один вид воспитания, о котором часто забывают, хотя от него в значительной степени тоже зависит здоровье ребенка– это обучение правилам безопасности. Главная цель обучения – сформировать у детей дошкольного возраста чувство опасности огня, привить навыки безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара. С каждым годом возрастает число пострадавших детей от пожара, причиной гибели детей становится незнание элементарных правил поведения на пожаре, отсутствие навыков обращения с огнем и огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться источником загорания. Малышей во время пожара отличает пассивно-оборонительная позиция: ребенок от страха в пылающем доме прячется под кровать, шкаф или другое укромное место, вместо того, чтобы уйти или позвать на помощь. Страх парализует ребенка, и он не может самостоятельно спастись… Вместе с тем детям дошкольного возраста свойственна тяга к огню, огонь притягивает и завораживает детей. Они, зачарованные картиной яркого пламени, тянутся к огню… И сталкиваются с его коварством и жестокостью. И порой, это знакомство заканчивается трагически. Запреты тут не помогут. Дошкольники во многом подражают взрослым, которых они любят и ценят. Взрослые так прекрасно справляются со своими бытовыми приборами: с газовыми плитами и электроплитами, с разного рода электроприборами, которых сейчас большое количество в доме, с созданием уютной атмосферы со свечами и т. д. и дети пытаются повторить тоже самое, чаще втайне от взрослых, в одиночестве или со сверстниками, братьями, сестрами, потому что для них – это игра, но увы, игра очень опасная. Проблема пожарной безопасности человека в современных условиях– одна из самых актуальных. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

Базой исследования явился Новозолотовский филиал МБДОУ Д/с «Теремок» 2018г по 2020г. В опыте работы принимали участие 18 детей старшего дошкольного возраста. Данный опыт накапливался в течении 3-х лет.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Ведущей педагогической идеей является– все то, чему учат детей в детском саду и дома, чтобы они могли применить в реальной жизни, на практике при встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и основам пожарной безопасности важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам пожарной безопасности невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций. Главная цель моей работы было это – в доступной и занимательной форме формирование у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Весь мой опыт был целенаправлен на реализацию следующих задач:

1. Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного. Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом. Формировать умение детей видеть, когда огонь друг, а когда враг. Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара. Формировать знания о элементарных действиях по тушению очага возгорания.

2. Формировать умение реально оценивать возможную опасность. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности. Развивать творческие способности дошкольников.

3. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения. Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем. Воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях. Я на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к данной проблеме. Дети вначале были лишь пассивными слушателями, а уже впоследствии стали стремиться самостоятельно, находить ответы на возникающие вопросы. Сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнения. Кроме того, тема работы позволяет развивать игровые, художественные, познавательные способности детей.

Теоретическая база опыта.

В своей деятельности руководствовалась Федеральным Законом Российской Федерации «О пожарной безопасности». Работа с детьми по формированию навыков пожарной безопасности началась с изучения имеющихся методических разработок по данной проблеме. Были изучены:

1. Программа Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой. Р. В. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

2. Программа формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста «Азбука безопасности» : сборник материалов в помощь воспитателям ДОУ/ Р. А. Должикова, О. А. Ботникова, С. Г. Скокова; ГАОУ ДПО ИРОСТ,-Курган,2016.-76с.

Дополнительно использовала следующие материалы и пособия :

1 .Потапова Т. В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» // Т. В. Потапова Т. Ц. Москва «Просвещение -2005-62.(электронная версия)

2. Шорыгина Т. Л. «Беседы о пожарной безопасности»(электронная версия)

В толковом словаре Д. Н. Ушакова понятие безопасность определяется как «отсутствие опасности, предупреждение опасности, условия при которых не угрожает опасность».

«Пожарная безопасность – это состояние защищенности имущества, общества и государства от пожара».

Вопросы безопасности и жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (А. С. Вернадский, М. В. Ломоносов, И. М. Сеченов, огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, Б. Паскаля, З. Фрейда.

По утверждению данных авторов, обучение детей действием в экстремальных ситуациях – сложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками учебников и методических разработок по ОБЖ и сводиться лишь к подаче общественных правил. Дети на занятиях должны быть не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса. Занятия только тогда дадут положительные результаты и оставят след в сознании ребенка, когда будут интересными, творческими и эмоционально окрашенными.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Формирование основ пожарной безопасности детей в нашем дошкольном учреждении осуществляется в разных направлениях. Основные – работа с детьми, родителями. Работая над опытом по теме «Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» я старалась создать стройную систему, обеспечивающую систематичность и последовательность. Для реализации опыта мною были приложены большие усилия. Я старалась как на занятиях, так и вне, постоянно беседовать с детьми, читать литературные произведения, заучивать стихи, пословицы, играть в дидактические и подвижные игры противопожарной направленности. Дети с удовольствием слушали произведения художественной литературы, участвовали в изготовлении макетов и игрушек, имитирующих пожарную технику и пожарно – техническое оборудование. Работу по изучению правил пожарной безопасности я проводила по двум направлениям:

1. Профилактическая работа с детьми.

2. Разъяснительная работа с родителями.

Основные методы работы с детьми:

Моделирование игровых ситуаций;

Проектирование;

Игра;

Экспериментирование;

Общение и рефлексия.

В своей практике я использовала следующие формы работы с детьми :

1. 1Занятия по темам:

«Тайны огня»

«Что делать, если возник пожар

«Средства пожаротушения»

«Я б в пожарные пошел».

«Спички не тронь, в спичках - огонь»

«А у нас в квартире газ».

«Электрические приборы»

«Что делать, если загорелась одежда»

«Что необходимо сделать при ожоге»

«Не шути с огнем»

«Главное самообладание. Практические занятия по эвакуации детей»

«Труд пожарных»

«Спички детям не игрушки»

1.2 Встреча с работниками пожарной охраны.

1.3 Показ видеофильмов, презентаций на пожарную тему.

1. 4 Творческие занятия: «Закончи рассказ на противопожарную тему»

1.5 Изучение с детьми произведений, связанных с пожарами : С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Е. Новичихин «Спички»; Г. Цыферов «Жил на свете слоненок»; Е. Хоринская «Спичка-невиличка»; Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял»; Б. Жидков «Пожар», «Дым»; Т. Фетисов «Куда спешат красные машины»; А. Шевченко «Как ловили уголька»; Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; О. Полякова «Я пожарный»; Б. Фонин «Огонь опасная игра»; К. Чуковский «Путаница»; П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»; И. Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела» и др.

1.6 Детское творчество на противопожарную тему :

«Огонь друг – огонь враг» (рисование)

«Береги свой дом от пожара» (рисование)

«Кошкин дом» - изготовление масок

«Пожарный автомобиль» (конструирование из бумаги)

«Не забудьте отключить» (аппликация)

1.7 Викторины на противопожарную тему :

«Пожарным можешь ты не быть…»

«Что можно – что нельзя»

1.8 Загадки, стихи, пословицы о пожарах.

1. 9 Спортивные праздники:

«Веселые старты» «Юные пожарные»

1.10 Развлечений на противопожарные темы :

«Огонь друг – огонь враг»

«К славному подвигу каждый готов»

«Красный огонек»

«Спички в руки не бери»

«Осторожно, огонь»

1.11 Ознакомление с первичными средствами пожаротушения.

1. 12 Беседы:

«Профессия – пожарный»

1. 13 Дидактические игры и подвижные игры:

«Огнеопасные предметы»

«Что пригодиться на пожаре»

«Горит – не горит»

«На пожар»

«Смелые пожарные»

1. 14 Инсценировки:

«Кошкин дом»

1. 15 Опытническая деятельность:

«Чем можно тушить огонь»

«Водой масло не затушишь»

«Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию»

«Пожары загрязняют воздух»

Работу с детьми проводила не от случая к случаю, а регулярно, по заранее разработанному плану, потому что дети должны овладеть навыками сознательного поведения в любой пожарной ситуации, а это произойдет только в том случае, если умело, организованные занятия будут проходить систематически. Беседы строила в форме рассказа о пожарах, причиной которых стала детская шалость с огнем. Каждый случай я излагала используя законченный сюжет, совместно с детьми мы давали оценку и делали вывод. Я старалась, чтобы дети сами становились участниками беседы (проводимого мероприятия, не только слушали, но и рассказывали о пожарах, которые они видели, а, может и произошли или могли бы произойти по их вине. Дети при этом становятся активными участниками беседы. Оживлению разговора способствуют вопросы, фрагменты из детских песен и стихов, загадки, пословицы. Осуществляла правило, что ребенок лучше усваивает материал в наглядно – действенной форме с опорой на непосредственное (практическое) или игровое действие с предметами, отражающее реальную ситуацию, активно использовала наглядные средства и пособия, необходимые для лучшего восприятия программы обучения, применяла предварительно разработанные сценарии игр, утренников и т. п, на пожарные темы, обеспечивая тем самым, их вхождение в детское сознание. Использовала в процессе занятий макеты и игрушки имитирующую пожарную технику и пожарно – техническое вооружение (пожарные щиты, каски, рукава и т. д., изготовленную с привлечением детей. При обучении детей, использовала, прежде всего, игровые приемы и формы, способствующие привлечению внимания детей к поставленной задаче и в значительной степени, облегчающее ее решение. В каждом конкретном случае я тщательно продумывала форму взаимодействия с детьми: с группой, подгруппой или индивидуально.

Большое значение в группе придается предметно-развивающей среде. Поэтому я оформила информационно– познавательный центр по пожарной безопасности.

В нем представлены:

- макет пожарного щита; - атрибуты для сюжетно – ролевых игр; - наглядный плакат «Правила поведения при пожаре»; - папки передвижки; - ширмы «Огонь – друг, огонь – враг»; - дидактические карточки по «Основам пожарной безопасности»; - «Азбука безопасности»; - литература ; - огнетушитель; - пожарная машина.

Для того чтобы ближе познакомиться с правилами пожарной безопасности. дети имеют свободный доступ к играм, наглядному материалу, альбомам для рассматривания, к атрибутам сюжетно – ролевых игр. Знакомство детей с работой пожарных начинали с рассматривания иллюстраций, проведением бесед.

С детьми 6-летнего возраста использовала более сложные игры, которые носят обучающий характер, а именно - более разнообразные образцы техники для имитации действий по тушению пожаров, пожарное лото, электровикторины с вопросами по правилам пожарной безопасности, настольные игры противопожарной тематики, игрушечные экипировки пожарных, компьютерные игры.

В каждом конкретном случае я тщательно продумывала форму взаимодействия с детьми: с группой, подгруппой или индивидуально. Новые знания лучше давались на общих занятиях со всей группой детей, а закрепление проводила с небольшими подгруппами. При этом учитывала индивидуальные особенности детей конкретной группы, степень усвоения ими необходимых знаний и навыков.

Работа детского учреждения по усвоению детьми правил пожарнобезопасного поведения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. С ними проводились беседы на тему детской шалости с огнем, действий при возникновении пожара и опасности нахождения детей без присмотра. Давала советы по оказании медицинской помощи при ожогах и отравлениях угарным газом.

Используемые формы работы с родителями :

1 .Анкетирование.. «О правилах пожарной безопасности» 2. Консультации «Расскажите детям о пожарной безопасности»

3 .Папки – передвижки. «Пожарная безопасность в быту» 4. Беседы по противопожарной тематике. «Осторожно – электроприборы!»,

«Кухня – не место для игр!» ,«Пожар в квартире», «Детские шалости с огнём», «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт».

Дошкольное учреждение, объединяя воспитанников, воспитателей и родителей, придавая обучению систематизированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое влияние на детей. Поэтому привитие детям навыков пожаробезопасной жизнедеятельности должно стать нормой дошкольной жизни и раздел «Пожарная безопасность» должен изучаться со всей серьезностью, ведь те азы, которые впитывают дошкольники, остаются у них на всю жизнь, а это значит, мы выполнили главную задачу– охрану жизни детей.

Анализ результативности.

Проанализировав опыт работы по формированию у дошкольников знаний по пожарной безопасности, я пришла к такому выводу, что нередко причиной гибели детей становится, незнание элементарных правил поведения при пожаре, отсутствие навыков обращения с огнем и проблемы в знании опасных свойств различных материалов и предметов, которые могут явиться источником пожара. Таким образом, можно сделать вывод, что учить детей свойствам огня и умению эвакуироваться в случае пожара необходимо с дошкольного возраста. В ходе работы по формированию основ пожарной безопасности дети познакомились с причинами и правилами противопожарной безопасности, сформировали навыки безопасного поведения при пожаре и сознательное отношение к соблюдению этих правил. Так же умению реально оценивать возможную опасность, выучили элементарные действия по тушению очага возгорания. Дети испытывают благодарность к людям, которые помогают им в трудных ситуациях. Родители проявили заинтересованность и готовность к сотрудничеству с педагогами детского сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения при пожаре.

Начало периода Процентное

соотношение Конец периода Процентное

соотношение

Высокий уровень 30% Высокий уровень 70%

Средний уровень 45% Средний уровень 25%

Низкий уровень 25% Низкий уровень 5%

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный материал будет полезен для молодых специалистов, а так же для воспитателей средних, старших и подготовительных групп, так как эта работа направлена на ознакомление детей с правилами пожарной безопасности, развитие у них самостоятельности, внимательности, осмотрительности, осторожности при соприкосновении с огнем. Воспитания навыков личной безопасности, что особенно актуально для старших дошкольников, которым скоро идти в школу и оставаться одним дома, разогревать обеды, ходить в походы и т. д. и метод проекта является, одним из действенных и эффективных в работе с дошкольниками и их родителями. Забота о сохранности детской жизни- важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. В заключении следует подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры поведения безопасности с огнем является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты. Пожар-это страшное несчастье. Его последствия измеряются не только деньгами, но и человеческими жизнями. Но если полностью следовать всем правилам противопожарной безопасности, этого можно избежать.

Наглядное приложение: конспект занятия, игры, работа с родителями

Публикации по теме:

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование у детей с ОВЗ основ противодействия терроризму и экстремизму в рамках недели безопасности. ФотоотчетФормирование у детей с ОВЗ основ противодействия терроризму и экстремизму в рамках недели безопасности. Фотоотчет Доброго времени суток, уважаемые коллеги. В рамках недели безопасности в нашем детском саду прошло мероприятие по формированию у детей основ.

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группеФормирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе №2 «Бусинки» Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров,.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста посредством использования игровых приемов обучения
Опубликовано: 18 марта 2021 в 13:16
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста посредством использования игровых приемов обучения» (включая файлы) размещена пользователем Сизякина Ирина (УИ 2233342) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД