МААМ-картинки

Формирование основ духовности личности на основе народной культуры

Елена Смирнова
Формирование основ духовности личности на основе народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Детство - это психолого-педагогический, социокультурный феномен, это не этап подготовки человека к будущей взрослой жизни, а реальная жизнь. И содержание этой жизни во многом определяет качество всех последующих этапов личностного развития и жизнедеятельности человека. Это неповторимый и невосполнимый на следующих этапах жизни человека уникальный мир со своей субкультурой, эмоциональностью, интенсивным накоплением социокультурного опыта, который будет влиять на процесс развития личности долгие годы. Такой подход к пониманию сущности детства неизменно и закономерно приводит к проблеме его экологии. Известно, что экология (в широком понимании) – это «наука об отношениях организмов…. с окружающей средой». И чаще всего речь идёт о влиянии человека на природу. Но нам, педагогам, известно, что для нормального развития растущего человека важна также среда социальная. И от того, насколько качественными будут взаимоотношения ребёнка с этой средой, зависит его нормальное развитие. Приведу здесь выдержку из «Декларации прав ребенка» (Генеральная Ассамблея ООН, 20 ноября 1959 г., которая имеет прямое отношение к реализации идей экологии детства: «Ребенок имеет право на получение образования. которое бы способствовало его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить чувство ответственности и стать полезным членом общества». И детский сад является одним из тех островков культуры, где и решаются жизненно важные задачи разностороннего, гармоничного развития детской личности. Дети — исследователи, «открыватели» большого мира вокруг, «почемучки», ибо запас знаний мал, жизненного опыта не хватает, а познать мир хочется как можно скорее, вступить с ним во взаимодействие немедленно, уже сейчас, а не когда-то там в будущем, когда «вырастешь и станешь взрослым». И задача взрослых помочь им в их исследованиях, в их открытиях, в их взаимодействии с окружающим миром. А ещё, чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, нужно уметь уважать себя и других людей и научить этому детей. Очень важно с детства научить человека любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа. Именно поэтому в нашем детском саду ведётся работа по восстановлению утраченных связей между поколениями и формированию у детей чувства исторической сопричастности к своему народу. Сохранение и изучение традиций казачества необходимо, так как эти традиции доказали своё право на существование. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Народные праздники всегда рассматривались в тесной связи с историей, природой, жизнью казаков. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека добрым, мудрым, помогает воспитывать положительные эмоции.

Публикация «Формирование основ духовности личности на основе народной культуры» размещена в разделах

В нашем детском саду разработан и реализуется творческий долгосрочный проект «Праздники народного календаря», целью которого является формирование у детей осознанного отношения к народно-обрядовым праздникам, возрождающим традиции семейного празднования основных календарных народных праздников. Мы знакомим детей с наиболее известными праздниками, сохранившимися в том или ином виде и до наших дней. Это «Рождество Пресвятой Богородицы», «Покров Пресвятой Богородицы», «Святки», «Масленица», «Сороки», «Вербохлёст», «Пасха», «Зелёная троица». Подготовка к каждому празднику проходит в несколько этапов. :

I этап - дети, начиная со средней группы, вместе с педагогами и музыкальным руководителем сначала знакомятся с историей праздника, его значением, особенностями;

II этап - разучивают стихи, песни, танцы, хороводы, заклички, пословицы и поговорки, игры;

III этап - мастерят атрибуты праздника своими руками, обыгрывают праздничные обряды.

И, наконец, сам календарный обрядовый праздник, как своеобразный итог проведённой работы с детьми по ознакомлению с фольклорным материалом. Календарный обрядовый праздник – это не простое музыкальное занятие. Для таких праздников подбирается соответственное убранство зала, декорации, костюмы участников; пишется сценарий праздника; мастерятся обрядовые куклы (например «куклы-стригуши» на Рождество Пресвятой Богородицы, кукла Масленица на проводы Масленицы, готовится обрядовое угощение (вербное печенье, «жаворонки»). Очень важным воспитательным моментом каждого календарного праздника является включение в него подлинного элемента: либо народной песни (можно в записи, либо закличек, либо общей пляски и обязательно обрядовое угощение или подарок-оберег. В процессе работы по календарным обрядовым праздникам наши воспитанники раскрывают все свои положительные качества, они становятся добрее, мягче, эмоциональнее.

Постепенно, наблюдая за участием детей в подготовке и проведении календарных праздников, и родители начали интересоваться народной культурой. И теперь они не сторонние наблюдатели, а активные участники всех праздников. Кроме того, многие родители стали членами семейного клуба «Виноградная лоза», на заседаниях которого они и узнают много интересного о календарных обрядовых праздниках.

Известно, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Все чувства, эмоции, ощущения, знания, полученные ребёнком в детском саду, он пронесёт через всю жизнь. Поэтому очень важно, чтобы воспоминания детства были наполнены красотой, радостью, неподдельным весельем, положительными эмоциями, чувством любви и уважения к родным корням. Тогда это будет прочный фундамент для развития у растущего человека духовно-нравственных, патриотических качеств и дальнейшего их проявления во взрослой жизни.

Е. Ю. Смирнова

старший воспитатель

Публикации по теме:

Формирование у дошкольников основ нравственного становления личности через ознакомление с родным городом Важнейшие задачи воспитания – формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры,.

Формирование духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста на основе православной культуры Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием.

Формирование основ досуговой культуры у детей дошкольного возраста Познавательно-исследовательская деятельность Формирование целостной картины мира «Отдых в городе»Актуальность В настоящее время актуальной.

Формирование основ музыкальной культуры в процессе преемственности с детской музыкальной школойФормирование основ музыкальной культуры в процессе преемственности с детской музыкальной школой Что такое преемственность? Это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет.

Презентация «Формирование основ экологической культуры и природоохранного сознания дошкольников» Тема по самообразованию. Конкурс "Воспитатель года - 2017" Формирование основ экологической культуры и природоохранного сознания дошкольников.

Формирование у дошкольников экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окружающей среде Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окруж. среде Дерево, трава,.

Формирование у дошкольников 4–5 лет основ экологической культуры «Волшебница — Вода» «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей.

Воспитание на основе народной культуры Кубани «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о памятниках, литературе, языке, живописи … Национальные отличия сохраняются и в ХХ1.

Формирование основ экологической культуры у дошкольников Наш девиз: «Природу любим, познаем, вместе дружно бережем!» Одна из основных задач дошкольного воспитания - формирование основ экологической.

Педсовет с родителями «Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания» Педсовет №3 (совместно с родителями) Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания, толерантное.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование основ духовности личности на основе народной культуры
Опубликовано: 27 октября 2018 в 19:46
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ духовности личности на основе народной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Елена Смирнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД