Елена Смирнова
Формирование основ духовности личности на основе народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Детство - это психолого-педагогический, социокультурный феномен, это не этап подготовки человека к будущей взрослой жизни, а реальная жизнь. И содержание этой жизни во многом определяет качество всех последующих этапов личностного развития и жизнедеятельности человека. Это неповторимый и невосполнимый на следующих этапах жизни человека уникальный мир со своей субкультурой, эмоциональностью, интенсивным накоплением социокультурного опыта, который будет влиять на процесс развития личности долгие годы. Такой подход к пониманию сущности детства неизменно и закономерно приводит к проблеме его экологии. Известно, что экология (в широком понимании) – это «наука об отношениях организмов…. с окружающей средой». И чаще всего речь идёт о влиянии человека на природу. Но нам, педагогам, известно, что для нормального развития растущего человека важна также среда социальная. И от того, насколько качественными будут взаимоотношения ребёнка с этой средой, зависит его нормальное развитие. Приведу здесь выдержку из «Декларации прав ребенка» (Генеральная Ассамблея ООН, 20 ноября 1959 г., которая имеет прямое отношение к реализации идей экологии детства: «Ребенок имеет право на получение образования. которое бы способствовало его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить чувство ответственности и стать полезным членом общества». И детский сад является одним из тех островков культуры, где и решаются жизненно важные задачи разностороннего, гармоничного развития детской личности. Дети — исследователи, «открыватели» большого мира вокруг, «почемучки», ибо запас знаний мал, жизненного опыта не хватает, а познать мир хочется как можно скорее, вступить с ним во взаимодействие немедленно, уже сейчас, а не когда-то там в будущем, когда «вырастешь и станешь взрослым». И задача взрослых помочь им в их исследованиях, в их открытиях, в их взаимодействии с окружающим миром. А ещё, чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, нужно уметь уважать себя и других людей и научить этому детей. Очень важно с детства научить человека любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа. Именно поэтому в нашем детском саду ведётся работа по восстановлению утраченных связей между поколениями и формированию у детей чувства исторической сопричастности к своему народу. Сохранение и изучение традиций казачества необходимо, так как эти традиции доказали своё право на существование. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Народные праздники всегда рассматривались в тесной связи с историей, природой, жизнью казаков. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека добрым, мудрым, помогает воспитывать положительные эмоции.
Публикация «Формирование основ духовности личности на основе народной культуры» размещена в разделах
В нашем детском саду разработан и реализуется творческий долгосрочный проект «Праздники народного календаря», целью которого является формирование у детей осознанного отношения к народно-обрядовым праздникам, возрождающим традиции семейного празднования основных календарных народных праздников. Мы знакомим детей с наиболее известными праздниками, сохранившимися в том или ином виде и до наших дней. Это «Рождество Пресвятой Богородицы», «Покров Пресвятой Богородицы», «Святки», «Масленица», «Сороки», «Вербохлёст», «Пасха», «Зелёная троица». Подготовка к каждому празднику проходит в несколько этапов. :
I этап - дети, начиная со средней группы, вместе с педагогами и музыкальным руководителем сначала знакомятся с историей праздника, его значением, особенностями;
II этап - разучивают стихи, песни, танцы, хороводы, заклички, пословицы и поговорки, игры;
III этап - мастерят атрибуты праздника своими руками, обыгрывают праздничные обряды.
И, наконец, сам календарный обрядовый праздник, как своеобразный итог проведённой работы с детьми по ознакомлению с фольклорным материалом. Календарный обрядовый праздник – это не простое музыкальное занятие. Для таких праздников подбирается соответственное убранство зала, декорации, костюмы участников; пишется сценарий праздника; мастерятся обрядовые куклы (например «куклы-стригуши» на Рождество Пресвятой Богородицы, кукла Масленица на проводы Масленицы, готовится обрядовое угощение (вербное печенье, «жаворонки»). Очень важным воспитательным моментом каждого календарного праздника является включение в него подлинного элемента: либо народной песни (можно в записи, либо закличек, либо общей пляски и обязательно обрядовое угощение или подарок-оберег. В процессе работы по календарным обрядовым праздникам наши воспитанники раскрывают все свои положительные качества, они становятся добрее, мягче, эмоциональнее.
Постепенно, наблюдая за участием детей в подготовке и проведении календарных праздников, и родители начали интересоваться народной культурой. И теперь они не сторонние наблюдатели, а активные участники всех праздников. Кроме того, многие родители стали членами семейного клуба «Виноградная лоза», на заседаниях которого они и узнают много интересного о календарных обрядовых праздниках.
Известно, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Все чувства, эмоции, ощущения, знания, полученные ребёнком в детском саду, он пронесёт через всю жизнь. Поэтому очень важно, чтобы воспоминания детства были наполнены красотой, радостью, неподдельным весельем, положительными эмоциями, чувством любви и уважения к родным корням. Тогда это будет прочный фундамент для развития у растущего человека духовно-нравственных, патриотических качеств и дальнейшего их проявления во взрослой жизни.
Е. Ю. Смирнова
старший воспитатель