Галина Пупышева
Формирование у дошкольников основ нравственного становления личности через ознакомление с родным городом
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшие задачи воспитания – формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Число злых «героев» бесконечно больше числа добрых. Как говорится в русской поговорке: «Дурной пример заразителен». Примеры злых людей так сильно увлекают неокрепшее сознание детей, что преподносимые в качестве противоядия наставления о необходимости совершения добрых поступков порой совершенно недействительны или обладают ничтожной силой. Нужны новые идеалы. По какой системе можно и нужно воспитывать подрастающее поколение? На первое место встали материальные блага, желание получить их, во что бы то ни стало, порой попирая морально-нравственные и этические нормы. Модным стало неподчинение старшим, эгоизм, черствость. Родители хотят, чтобы дети были, во что бы то ни стало, обеспечены материально, а нравственные качества, принципы не воспитываются. Честь, доброта, взаимопонимание, взаимовыручка, верность, преданность – такие важные и вечные понятия, становятся непопулярны.
Публикация «Формирование у дошкольников основ нравственного становления личности через ознакомление с родным городом» размещена в разделах
Надо восстановить другие ценности, идеалы и поощрять их. Если эти идеалы будут донесены до детей, будут поощряться, то возможно достигнуть целей в нравственном воспитании. Нужно обратиться к истокам: к семье, семейным традициям, великим событиям, героям, прививать патриотические качества – говорить о любви к Родине, о красоте и уникальности родного края. Необходимо поставить во главу угла – идеал семьи, ибо это ячейка общества, камешек построения всей страны.
По словам С. В. Михалкова, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, тот может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного воспитания.
Используя методику Н. Г. Зеленовой, детям были предложены вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень их представлений о родном городе. Результаты показали, что 35% детей имеют достаточно скудные знания о родном городе, о детском саде и его ближайшем окружении, о правилах поведения на улицах. Это побудило меня к выбору темы моей работы.
Цель опыта работы: воспитание патриотизма на основе создания благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении детей с родным городом.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Активизировать познавательный интерес к объектам социального мира (видеть и находить необычное, удивительное в окружающей действительности нашего города).
2. Формировать систему краеведческих знаний: о традициях и достижениях города, особенностях ландшафта, стилевом решении градостроительства.
3. Развивать интерес у родителей воспитанников к культуре и истории родного края, взаимодействие с учреждениями социума.
В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены следующие принципы:
1. Энциклопедичность.
2. Краеведческий (региональный).
3. Культурологический – приобщение детей к истокам культуры.
4. Тематический – деление материала на основные темы.
5. Наглядность.
6. Интеграция – установление соотношения между информацией естественно – научного характера и сведениями о человеческой деятельности.
Разработанное тематическое планирование способствовало эффективному усвоению детьми знаний о родном городе, помогло установить
взаимосвязь между событиями и явлениями, происходящими в нём. Все темы были связаны между собой логически и вместе представляли целостную картину сведений о родном городе. Данную работу проводили систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Большая роль в реализации опыта отводилась совместной деятельности воспитателя с детьми, так как воспитание чувств – процесс, который нельзя уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к родному городу.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому игры как нельзя лучше подходили для знакомства детей с родным городом, его достопримечательностями. Во время игр дети знакомились с такими понятиями, как уважение, любовь к родному городу, любовь к своей семье, своему дому.
Во время организованной образовательной деятельности дети знакомились с жизнью города, горожан, узнавали о том, что город Коряжма славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.
Экскурсии и прогулки были построены по принципу от простого к сложному, от знакомого к неизвестному. Начались они с территории детского сада, с того места, которое знакомо и близко дошкольникам. Дети узнали о том, кто делал, украшал, строил, планировал, кто поддерживает чистоту на территории детского сада, для чего это делается. Они осознали, сколько труда и сил вложили сотрудники детского сада в свою работу.
Далее диапазон экскурсий расширился. Гуляя по городу, дети получали положительный эмоциональный настрой, видели красоту города, важность, значимость труда горожан для его процветания, у них расширялись знания о родном городе, представления о профессиях горожан и воспитывалось уважение к результатам их труда.
После экскурсий или прогулок проводились беседы, в ходе которых формировалось положительное, эмоциональное отношение детей к тому, что они увидели, развивалась и обогащалась их речь. Рассказы детей о городе стали содержательными, образными, эмоциональными. В них было ярко выражено отношение к своему родному городу.
Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закреплялось в творческой деятельности. По инициативе детей был составлен альбом с рисунками «Мой город». В рисунках по замыслу у ребят появились темы, связанные с нашим городом : «Наша улица», «Мой детский сад», «В парке» и т. д.
Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно – патриотических чувств у детей через ознакомление с родным городом. Были реализованы различные формы взаимодействия с родителями: проведение групповых собраний, консультаций («Роль народного творчества в нравственном воспитании детей», «Познавательное развитие дошкольников через приобщение их к истории Родного Края», своя игра «Воспитание маленького патриота», викторина «Моя малая родина» и др., акции «Неделя добрых дел», в которой родители вместе с детьми наводили порядок на территории детского сада, во дворе своего дома; ремонтировали книги, отбирали сломанные игрушки в группе).
Были оформлены фотолетописи : «Улицы родного города», «Дом, в котором я живу», в которые вошли не только фотографии, но и рассказы о своем доме, информация в честь кого названа улица, его биография. Для организации самостоятельной деятельности старших дошкольников по расширению представлений о родном городе совместно с родителями был создан лэпбук. В группе появились макеты улиц с домами, светофором, пешеходными переходами.
Совместные с родителями выезды в музеи были ярким событием в жизни детей. Дети и взрослые получали интересную, доступную, разнообразную информацию о быте, культуре, традициях наших предков. Традиционными стали встречи в библиотеке, где детей всегда ждала интересная, познавательная информация о природе родного края, традициях, праздниках.
Использование различных методов и приемов, разнообразных форм работы позволило обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, о правилах поведения на городских улицах, в общественных местах, подвело дошкольников к пониманию того, что любовь к родному городу на деле, а не на словах, - это, прежде всего, стремление быть заботливым и неравнодушным хозяином.
Проделанная работа была успешной: дети не только научились восхищаться красотой окружающего мира, но и были заложены ростки любви к родному городу.
Таким образом, пришли к выводу, что проделанная работа по ознакомлению с родным городом оказалась эффективной, что подтверждает целесообразность её использования на практике.
Список информационных источников
.
1. Ермакова Т. В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т. В. Ермакова // Методист. – 2014. - № 3. – С. 66-68.
2. Носова Г. Воспитываем гражданина России / Г. Носова // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.
3. Сакавичене О. Патриотическое воспитание дошкольников / О. Сакавичене // Ребенок в детском саду. – 2006. - № 2.