Наталья Сазанова
Формирование у дошкольников 4–5 лет основ экологической культуры «Волшебница — Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как прошло детство, кто
вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из
окружающего мира - от этого в
решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта:
Планета Земля - наш общий дом каждый человек, живущей в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Средняя группа
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов. Если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относится к природе, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеяться, что эти росточки доброты, заложенные в раннем детстве, обязательно вырастут в могучие деревья, крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Исходя из этого, мы решили уточнить с детьми представление о том, что вода - очень ценный продукт. Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста имеет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, а также и в уголках природы дошкольного учреждения. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения. Участие в экологических акциях, субботниках, работа с природоохранными проектами - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Исходя из интереса детей, был разработан познавательный проект «Волшебница - вода», который направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода очень нужна для всех живых существ; без неё не могут жить растения, животные, человек.
Реализация проекта «Волшебница - вода» с воспитанниками ДОУ и родителями предусматривает четыре этапа:
I этап- мотивационный
Задачи:
Создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте.
• Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми в свободное время.
II этап- проектно- организованный
Задачи:
Разработать проект «Волшебница - вода»
• Разработка этапов проекта.
• Разработка перспективного плана работы с детьми.
• Разработка перспективного плана работы с родителями.
• Разработка комплекса занятий с детьми.
• Создание условий, необходимых для реализации проекта.
III этап- практический
Задачи:
1. Проведение организованной работы с детьми в соответствии с планом:
• Беседы.
• Наблюдения.
• Дидактические и подвижные игры.
• Игры эксперименты.
• НОД.
IV этап- заключительный.
- Выставка работ по теме проекта.
- Экологическое развлечение
Тип проекта: познавательно - творческий.
Вид проекта: долгосрочный, групповой.
Временной отрезок: месяц
Возрастная группа: средняя (дети 4-5 лет)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Цель:
Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, то есть воспитание эмоционально- нравственного отношения к воде как одному из источников жизни на Земле.
Задачи:
1. Систематизировать и расширять представления детей о воде и о свойствах воды (прозрачная, без запаха, без вкуса, не имеет формы).
2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
3. Воспитывать экологически грамотное поведение по отношению к воде в быту и в природе.
4. Продолжать воспитывать интерес у детей к живой природе.
Методы:
Рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
Наглядные методы: демонстрация рисунков, плакатов, макетов, фотографий, иллюстраций, они дают возможность более детального обследования, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.
Практические методы: изготовление рисунков, практические работы (экспериментирование). Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Мультимедийные презентации: использование аудио – и видеоаппаратуры.
Основные методы и формы реализации проекта (по областям) :
• Образовательная область «Познавательное развитие» :
Ознакомление с окружающим: «Для чего нужна вода?»
Презентация: «Почему воду надо беречь?»
«Вода, какая она?» - экспериментальная деятельность
Опыт: «Очистка грязной воды», «Тонет- не тонет»
• Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» :
Дидактические игры: «Природа и человек», «Живое, не живое?», «Назови ласково», «Разрезные картинки», «Ходит, плавает, летает»
• Образовательная область «Речевое развитие»
Речевые игры: «Бывает, не бывает?», «Хорошо, плохо?»
Составление рассказов по сюжетным картинкам «Для чего нужна вода?»
Пальчиковая гимнастика «Водичка», «Дождик»
• Образовательные область «Художественно – эстетическое развитие» :
Рисование «Рыбки в аквариуме»,
Коллективная аппликация «Ледоход на реке»,
Лепка «Ручейки»,
Конструирование из бумаги «Воронка» для фильтра для очистки воды.
Чтение стихотворения «Что случилось с водой?» - Б. Мошковская, Л. Тарасенко - «Путешествие капельки»
Чтение рассказа «Как люди речку обидели» - Н. А. Рыжова.
Чтение сказки «Мойдодыр» - К. И. Чуковский
Прослушивание аудиозаписи: «Звуки природы», «Шум моря», «Музыка дождя», «Звонкий ручей».
• Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижные игры: «Мы - капельки», «Море волнуется», «На болоте», «Воздух, земля, вода», «Туча и капельки», «С кочки на кочку», «Мы большие киты», «Рыбка».
Физкультурные минутки : «Ручейки», «Дождик, дождик», «Капельки».
Взаимодействие с родителями:
• Консультация для родителей: «Экспериментируем дома».
• Подбор информационного и наглядного материалов о воде.
• Помощь в организации мини-музея «Что мы знаем о «Волшебнице - воде?»
• Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления и обмена информации о воде.
• Привлечение родителей к итоговому мероприятию – экологическое развлечение : «Куда пропала капелька?»
Предполагаемый результат:
1. Расширение знаний детей о свойствах воды и её роли для окружающего мира.
2. Развитие у ребёнка фантазии, спонтанности, эмоциональности; активизация словарного запаса детей.
3. Осознание необходимости бережного отношения к воде, как природному ресурсу, имеют представление о том, что вода — одно из самых главных богатств Земли; научились понимать, что вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям.
4. Воспитание у детей эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
5. Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.
Перспектива развития проекта:
Данный проект имеет широкую перспективу развития, т. к. дает возможность дошкольникам лучше узнать о «волшебнице - воде». Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться в экспериментальном уголке группы.
Список литературы
1. В. В. Щетина, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова «Неизведанное рядом». Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Москва 2011 г.
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду. Мозайка-синтез,2010 г.
3. С. Н. Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников». Пособие для специалистов дошкольного воспитания. Мозайка-синтез,2010 г.
4. Дошкольное воспитание № 7 2005 г.
5. Дошкольное воспитание № 5 2008 г.
6. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2008
8. Г. П. Тугушева А. Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Детство-Пресс, 2013.
9. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» - М. : ТЦ Сфера, 2003