Наталия Рябина
Формирование национальных базовых ценностей у детей 6–7 лет посредством использования дидактических игр с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание работы:
1. Пояснительная записка
2. Содержание
3. Планируемые результаты проектной деятельности
4. Описание методической разработки
5. Заключение
6. Список используемых источников
Приложение
Пояснительная записка.
Процесс реформирования системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, увеличит поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Переход дошкольного образования на качественно новый уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Одними из таких являются информационно-коммуникационные технологии. Использование мультимедийных презентаций, как одного из направлений ИКТ в непосредственном обучении детей, позволяет коллективу решать задачи духовно–нравственного и социального развития личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к русским национальным и семейным традициям, высшим ценностям православной культуры, историческому прошлому малой родины. В нашей методической разработке мы составили дидактические игры, направленные на развитие познавательной активности, расширение кругозора дошкольников, формирование определенных умений и навыков. Дидактическая игра направлена на конкретизацию, уточнение, систематизацию знаний; усвоение способов умственной и практической деятельности; воспитание нравственного отношения к объектам и явлениям предметной, природной и социальной среды; на более глубокое изучение индивидуальных особенностей своих сверстников, самого себя.
Темочки:
- Дидактические игры
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Подготовительная группа
- Темочки
Содержание
Цель: развивать национальные базовые ценности, чувство патриотизма, бережного отношения к наследию и традициям Русского народа у детей.
Задачи:
Разработать дидактические игры через использование ИКТ направленны на :
формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
формирование духовно-нравственных отношений;
формирование любви к культурному наследию своего народа;
воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Предполагаемый результат:
Усвоение детьми основных нравственных норм (что хорошо, а что плохо, приобретение добрых привычек.
Формирование у детей представлений о выдающихся земляках (исторических личностях и героях современности, представлений о связи времён и поколений.
Осознание детьми и родителями своей сопричастности к культурному наследию своего народа; осознание себя жителем своего района, города, гражданином страны, патриотом.
Проявление у детей основных добродетелей : сострадания, послушания, милосердия, уважения к старшим, почитания родителей, ответственности за свои дела и поступки; направленность и открытость к добру.
Описание методической разработки.
Участники: дети (6-7 лет, воспитатели группы, педагоги-психологи;
Сроки проведения: 2023 - 2024 учебный год.
Дидактические игры
Игра №1
«Подбери наряд»
Цель:
- Создать комфортные условия обучения, при которых воспитанник чувствует свою успешность, интеллектуальную самостоятельность, формировать способность высказывать свою точку зрения.
-Закреплять знания о национальных костюмах разных народов, проживающих на территории РФ.
Описание игры:
Для игры нам понадобится набор картинок с изображением разных национальных костюмов и головных уборов. Ребёнку необходимо соотнести и выбрать костюм и подходящий головной убор.
Игра №2
«Найди достопримечательность родного города»
Цель:
- Создать комфортные условия обучения, при которых воспитанник чувствует свою успешность, интеллектуальную самостоятельность, формировать способность высказывать свою точку зрения.
- Закреплять знание детей о родном городе, его историей.
Описание игры: Для игры нам понадобится набор картинок с изображением достопримечательностей из разных уголков России. Ребёнку необходимо выбрать те достопримечательности, которые относятся к родному городу.
Игра №3
«Угадай праздники»
Цель:
- Создать комфортные условия обучения, при которых воспитанник чувствует свою успешность, интеллектуальную самостоятельность, формировать способность высказывать свою точку зрения.
- Закреплять детей с праздниками родного города.
Описание игры: Для игры нам понадобится набор картинок с изображением разных праздников и фестивалей у разных народов. Ребёнку необходимо выбрать те праздники, которые отмечаются в родном городе.
Игра №4
«Где можно это увидеть?»
Цель:
- Создать комфортные условия обучения, при которых воспитанник чувствует свою успешность, интеллектуальную самостоятельность, формировать способность высказывать свою точку зрения.
- Расширять географические представления детей. Формировать представление о объектах культуры в разных городах.
Описание игры: Для игры нам понадобится набор картинок с изображением разных городов (Муром, Владимир, Москва). Ребёнку необходимо подобрать правильную картинку к нужному городу.
Игра №5
«Викторина»
Цель: Закреплять у детей основы нравственно-патриотического воспитания.
Описание игры: Ребенку предлагается ответить на несколько вопросов, касающиеся родной страны.
Заключение
За учебный год с детьми мы проводили работу по формированию базовых национальных ценностей, читали книги, посещали достопримечательности нашего города, рассказывая о них, проводили занятия с использованием игр которые были созданы онлайн такие как (найди пару, угадай загадку, кроссворд., говорили о достопримечательности в других городах, посещали библиотеку. В группе периодически размещалась информация по данной теме в виде информационных листов, буклетов, памяток.
Наша методическая разработка, позволила закрепить знания детей по формированию базовых национальных ценностей, в том числе чувства патриотизма, уважение к человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к наследию и традициям многонационального народа в РФ. Как мы знаем, что данное поколение очень зависит и увлекаются разными гаджетами, играют в игры, смотрят разные видео. Поэтому нами были изготовлены игры онлайн, направленные на нравственно - патриотическое воспитание. Такие как «Подбери наряд», «Найди достопримечательность родного города», «Угадай праздники», «Где можно это увидеть?», и в заключение была проведена «Викторина» для детей где ребенку предлагалось ответить на несколько вопросов, касающиеся родной страны. У детей был интерес они все внимательно слушали инструкцию и выполняли задание с удовольствием. Как мы видим, что на начало года показатель базовых национальных ценностей ниже чем на конец года (смотрите таблицу). Поэтому мы считаем, что онлайн игры помогают детям по развитию патриотического воспитанию, у детей проявляется интерес к заданиям.
Список использованных источников
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2015. - 256 с.
2. Белоусова, Калинкина, Егорова: Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет. С чистым сердцем.
3. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей : содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 1
4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. и высш. Пед. Учеб. Заведений. - М. : Издательский центр Академия, 2019. - 232 с.
5. Маханева М. Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М. ;ТЦ Сфера,2009.-96с.
6. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Электронный ресурс]
7. Содержание нравственно-патриотического воспитания в ДОУ. [Электронный ресурс] // режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/411706/.
Приложение:
Ссылки на игры:
https://learningapps.org/display?v=pa4i7ga5c24- «Найди достопримечательность родного города»
https://learningapps.org/display?v=pv8xreeba24 - «Подбери наряд»
https://learningapps.org/display?v=pw783p6ac24 - «Где можно это увидеть?»
https://learningapps.org/display?v=pd0horsc324 – «Угадай праздники»
https://learningapps.org/display?v=ptusg6otn24 – «Викторина для детей»
https://learningapps.org/display?v=pejck5v4n24 – «Кроссворд»
https://learningapps.org/display?v=phon84p2v24 – «загадки»
https://learningapps.org/display?v=p8f6f1grn24 – «Найди пару»