Виталий Балабан
Формирование мотивационной среды как средства развития потенциала каждого ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Если внутренних ресурсов окажется недостаточно, либо окружающая среда будет слишком «агрессивна», то этот росток может погибнуть так и не показав на что способен.
В МАДОУ «Ягодка» созданы условия для раннего выявления и поддержки способностей, которые есть у ребят. Одаренность ребят получает в дополнение к своим внутренним ресурсам внешние ресурсы, которые накапливаются и преумножаются в детском саду. Влияние «агрессивной» среды окружающего мира минимизируется за счет создания такой образовательной среды, где росточек, не успев проклюнуться, уже получает поддержку.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Мотивационно ориентированная образовательная среда включает в себя условия для осуществления творческих занятий, выходящих за пределы учебной деятельности. Одним из таких ресурсов, оказывающим поддержку раннему выявлению способностей одарённых детей, является работа Медиацентра «Ягодка-ТВ».
В настоящее время обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.
МедиаЦентр «Ягодка-ТВ» охватывает различные направления в становлении личности ребё нка:
- "Знание" - просветительно-образовательный комплекс, дающий дополнительное образование (встречи-знакомства с людьми интересных специальностей, снятие познавательных или просветительских видеороликов, телепрограмм);
- "Культура" - лаборатория индивидуального развития и художественного воспитания (видеоконцерты детских коллективов, фольклорных праздников, театральных постановок);
- "Творчество" - деятельностно-творческое движение (фотографии, новостные выпуски);
- "Общение" - коммуникативно-созидательное пространство (клуб друзей природы, музыкальная гостиная);
В технологическом отношении организационная деятельность руководителя МедиаЦентра должна базироваться на реализации следующих условий:
- постепенное введение разнообразных по содержанию и эмоциональнопритягательных по форме видов деятельности;
- включение в структуру развивающей деятельности игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей дошкольников;
- создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения,
- продуманное сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
- моральное поощрение инициатив, импровизации и творчества ребёнка;
- разумное регулирование активности;
- введение в структуру программных ситуаций, способных стимулировать смыслопоисковое, импровизационное и самодеятельное начало;
- ориентацию развивающей среды образовательного учреждения на овладение дошкольниками нравственными нормами взаимодействия и организации собственного жизненного пространства.
На начальном этапе ребятам предоставляется возможность познакомиться с профессиями медиа сферы. Это не просто формальное знакомство с представителями профессий или общими сведениями о ней, это возможность ребёнка самому попробовать себя в роли оператора, репортёра или журналиста. За это время мы стараемся разглядеть, комфортна ли ребёнку эта профессия, появился ли интерес в его глазах.
Из тех ребят, которые проявили интерес к творческой работе Медиацентра,
формируется команда, которая в дальнейшем будет снимать новостные выпуски, создавать информационные ролики, репортажи.
Главными принципами работы медиацента являются полное включение всех участников в деятельность и получение обратной связи.
Полное включение подразумевает под собой участие педагогов, детей и родителей в работе медиацентра начиная от совместной разработки сценария, заканчивая сьемками. Этап монтажа очень сложный процесс, и в силу возраста пока еще не по силам ребятам и остается за педагогом, но ребята принимают участие в роли «кинокритиков» и высказывают свою точку зрения еще до выпуска видео-ролика в социальную сеть.
Обратная связь заключается в эмоциях детей в процессе работы и создания видео - роликов, в которых отражается понимание того, есть ли у них способности и интерес в этом направлении или интерес, проявленный на начальном этапе, был лишь реакцией на что-то новое. Обратная связь с родителями просматривается в отзывах, комментариях к видео роликам на официальной страничке детского сада в социальной сети Вконтакте, в помощи при создании этих роликов.
Также мы получаем обратную связь, когда демонстрируем готовые видеоролики в группах. Иногда ребята, которые на начальном этапе не проявили интереса в силу каких-либо обстоятельств, увидев своих друзей в работе медиа центра, посмотрев видео, могут присоединится к работе цента в любое время.
Медиацентр - это не только видео-ролики, но и фото-зарисовки мероприятий, в которых принимают участие наши воспитанники, статьи в детской газете «Слово на ладошке». А создают их наши юные фотографы и журналисты.
Такая комплексная развивающе - обучающая деятельность, включающая в себя познавательную, общественно полезную, коммуникативную, игровую, трудовую предоставляет ребё нку возможность реализовать себя:
- проявить свою индивидуальность,
- развить творческие способности,
- сформировать профессионально значимые качества, то есть способствует саморазвитию и самоподготовке к профессиональной деятельности и обеспечивает формирование профессионального самосознания, самоопределения.
Само по себе, очевидно, что подобный подход к организации развивающей среды подразумевает свободную творческую самореализацию педагога. Он становится сорежиссером огромного и важного пласта жизни дошкольников – творческого самовыражения. Проживание совместно с ребенком счастливых моментов его жизни обеспечивает не только выстраивание взаимного понимания и уважение педагога и ребёнка, но и способствует рождению самых светлых нравственных чувств с обеих сторон.