Светлана Джигунова
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект на тему:
«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Работая на протяжении многих лет с детьми раннего возраста, наблюдая за ними, я заметила, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены : дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма, это потому что жизненный опыт детей 1,6 - 2лет еще достаточно невелик, поэтому сформировать у них элементарные представления о том, что нужно делать, чтобы всегда быть здоровым - это и есть основное направление данного проекта. Именно поэтому, я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, как физического, так и психического.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Цель проекта: Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Задачи проекта:
Формировать привычку детей следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
Формировать навыки поведения за столом : пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь;
Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
Участники проекта: дети от 1,6- 2л., воспитатели, родители.
Длительность проекта: долгосрочный.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 этап. Организационный:
• Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы.
• Подбор и изучение педагогической литературы по формированию культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста.
• Подобрать согласно задачам дидактические игры, игровые ситуации, художественно – литературные произведения, иллюстративный материал и оформить их в виде картотек, подобрать алгоритмы одевания, умывания, сервировки стола, как пользоваться платочком.
• Подбор консультаций педагогической информации для родителей по формированию культурно – гигиенических навыков детей данного возраста.
2 этап. Основной:
• Выполнение плана работы с детьми;
• Совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.
3 этап. Заключительный: Подведение итогов работы над проектом; презентация проекта.
Ожидаемые результаты:
Овладения культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми раннего возраста :
• Дети при небольшой помощьи взрослых самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
• Проявляют навыки опрятности (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых)
• Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой, горшком)
• Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
• Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания.
• Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.
• Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
• Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
• Укрепление связей между детским садом и семьёй.
ПЛАН РАБОТЫ:
Игровая деятельность
Игровые ситуации
Д/игры «Кукла Катя не хочет мыть руки», «Кукла Оля обедает», «Сделаем куклам разные прически», «Поможем куклам накрыть на стол», «Семья», «Как мама учила мишку правильно кушать».
«Одень куклу на прогулку», «Чудесный мешочек», «Научим мишку складывать вещи в свой шкаф».
Физическое развитие
Подвижные игры:
Пальчиковые игры: «Зайка серый умывается»,
«Все котятки мыли лапки».
«Ладушки», «Водичка, водичка», «Руки надо чисто мыть»
Познавательное развитие
Непосредственно образовательная деятельность:
Проблемная ситуация:
Наблюдение: тема: «Оденем куклу Машу на прогулку»
тема: «Когда я кушаю - никого не слушаю»
тема: «Девочка чумазая»
«Кукла испачкалась, как сделать ее чистой
«Труд младшего воспитателя». «Труд дворника».
Речевое развитие
Чтение
художественной литературы: Потешки: «Водичка, умой моё личико»
«Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит», «Моем носик, моем щечки», «Ладушки, ладушки», «Расти коса», «Кран откройся».
Стихи: К. Чуковский «Мойдодыр»; А. Барто «Девочка чумазая»; З. Александрова «Вкусная каша»; Е. Благинина «Аленушка»;
Русская народная сказка: «Про непослушные ручки и ножки».
Социально-коммуникативное развитие
Рассматривание картинок:
Беседы:
Просмотр мультфильмов про чистоту:
Д/упражнения
Поручение: «Дети обедают», «Девочка чумазая».
«Как правильно вести себя в умывальной комнате» (не толкаться, отжимать ладошки, чтобы не мочить пол, «Когда надо мыть руки?»
«Фиксики (Микробы)»;
«Как мы моем ладошки и отжимаем ручки», «Покажем кукле Даше как умеем одеваться (раздеваться)», «Покажем, как складывать одежду перед сном», «Туфельки поссорились-подружились», «Поучим Зайку застегивать пуговицы», «Носики - курносики»
Художественно – эстетическое развитие
Театрализованная деятельность:
Музыкальные игры:
Развлечение:
Рисование:
Лепка: «Баюканье куклы Тани»;
«Серый зайка умывается».
«Как зверята в гости собирались».
«Пуговки для Мишкиной рубашки;
«Угощенье для игрушек».
Работа с родителями:
Папки-передвижки:
Консультации:
Памятки:
Создание с родителями альбома:
Стенгазета:
Анкетирование родителей: «Растим здорового ребенка»;
«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности».
«Развитие навыков самообслуживания, как средство трудового воспитания у детей раннего возраста»; «Учим детей самостоятельности».
«Как правильно одевать ребенка на прогулку»,
«Чему научился Ваш ребёнок?».
Наблюдая за детьми по формированию культурно-гигиенических навыков, я пришла к выводу, что создание предметно – развивающей среды, систематичное использование игр и упражнений по формированию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, тесное взаимодействие с родителями малышей по данному направлению проекта способствует повышению сформированности культурно – гигиенических навыков у детей.
Поэтому и в дальнейшем я буду продолжать вести целенаправленную работу по формированию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Список литературы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2015 - 204с.
2. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М. : Просвещение, 2009.
3. Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду. - М. :Просвещение, 2003.- 95с
4. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2011-141с.
5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. -М. :Просвещение,2003-160с.