Ольга Деева
Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.
Воспитательные возможности игры отмечались отечественными педагогами и психологами (П. Ф. Лесгафт, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, и др.)
Публикация «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников» размещена в разделах
Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.
Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчужденности, враждебности, агрессивности, а это все следствия не умения ребенка общаться с окружающими, приводят к необходимости создания условий, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения.
В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение».
Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.
Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, который вызван потребностью совместной деятельности.
Организация любой деятельности, в том числе коммуникативной, требует от дошкольников определённых умений. Умение – это «способность выполнять какое-либо действие по определённым правилам (при этом действие ещё не достигло автоматизированности)».
Следует отметить, что понятие «коммуникативные умения» часто сливается или синонимизируется с понятием «коммуникативные навыки», что некорректно с точки зрения вложенного в них смысла. Известно, что навык – это «действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием по элементарной сознательной регуляции и контроля», другими словами, навык – это умение, доведённое до автоматизма. Другими словами, навык – это следующая после формирования умений ступень развития коммуникации. Далее, при активном желании человека вступать и поддерживать контакты с окружающими, коммуникативные умения и навыки трансформируются в коммуникативную способность.
Коммуникативные способности – «индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности.
Существуют разные методы, применяемые для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций важно не просто учить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных. Уметь спокойно реагировать на замечания взрослых и товарищей.
Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательность окружающих, неумение справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка. И если вовремя не обратить внимание на возникающие нарушения в эмоциях, то это может вызвать тяжелые последствия. Разбалансированность чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, что отражается в отклонении в развитии, нарушении социальных контактов.
Наблюдения показывают, что в игре и повседневной деятельности дети часто неадекватно выражают свои эмоции, что является существенным барьером в установлении доброжелательных отношений.
«Обесчувствованию» способствует и технологизация жизни, в которой участвует ребенок. Детям трудно не только мимическими средствами радость, счастье, страх, удивление, гнев, но и эмоционально адекватно выразить свое высказывание. Речь интонационно монотонная и лексически не выразительная.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Возрастает потребность сознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная лексика качественно не развивается: ее надо формировать. Также необходимо развивать умение адаптироваться к различным условиям общения, умение сдерживать или ограничивать импульсивные реакции.
Старший дошкольный возраст характеризуется становлением адекватной самооценки, развитием уверенности в себе, эмпатии. Межличностные отношения со сверстником являются существенным фактором, влияющим на общение, выразительность речи, эмоциональное состояние детей.
Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использовать мимику, жесты для наиболее эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей, и учет их в ходе общения. Воспитание нового человека, уровень развития, сознания которого соответствует современным требованиям, одна из важнейших задач, стоящих перед современным образованием отраженное в Законе РФ, «Об образовании» (1994).
Проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми, является актуальной, так как способствует вхождению ребенка в социум, взаимодействию с окружающими людьми.
Именно положительные взаимоотношения дошкольников, являются важнейшим условием его полноценного нравственного развития.
В дошкольном возрасте ребёнок учится соотносить свои поступки с требованиями взрослого. Всё это предпосылки создают базу для активного формирования представлений и понятий, а так же нравственных чувств.
Первую школу человеческого общения ребёнок проходит в семье. Там он приобретает первоначальный отношений с близкими людьми.
Однако, для полноценной социализации личности, растущему человеку необходимы сверстники, с которыми он мог взаимодействовать как внутри семьи, так и за её пределами. Детское общество одно из необходимых условий всестороннего развития ребёнка. С умения ребенка строить отношения со сверстниками начинается его подготовка к жизни среди людей сначала в обществе детей в детском саду и в школе, а затем в студенческом и производственном коллективе.
Актуальность и значимость ведения работы по развитию коммуникативных действий заключается в усилении психологической связи между детьми. Это позволит создавать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и со взрослыми, облегчая тем самым процесс совместного общения.
Дружеские взаимоотношения необходимы как при избирательном общении одного ребенка с другим, так и для отношений между всеми детьми в группе. Они имеют важнейшее значение для складывания детского коллектива и социального развития старших дошкольников.
Дружба становится прекрасным средством и индикатором степени социализации ребенка. Именно в дружеских отношениях ребенок учится полноценному общению на равных. А это самое главное в жизни любого человека.
При наличии дружеских взаимоотношений у детей возникает чувство "единой семьи", устанавливаются доброжелательные, дружелюбные отношения, появляется стремление к участию в общих играх и разнообразной деятельности.
Ведущая педагогическая идея
Целенаправленная разнообразная работа педагога-психолога с педагогами старших групп подтверждает правильность и эффективность работы в данном направлении. У детей развиваются коммуникативные способности, они учатся слышать другого человека и доброжелательно общаться с окружающими.
Длительность работы
Работа над опытом «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников» началась с 2016 года и продолжается на данный момент.
Адресность опыта
Представленный опыт рекомендован педагогам-психологам, но может быть интересен и полезен педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Область применения опыта
Применение педагогического опыта возможно для детей старшего дошкольного возраста. Актуальность и значимость ведения работы по развитию коммуникативных навыков заключается в усилении психологической связи между детьми. Это позволит создавать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и со взрослыми, облегчая тем самым процесс совместного общения.
Технология опыта
Предлагаемый опыт направлен на развитие познавательной и эмоциональной сферы.
При составлении данной работы учитывалось то, что анализ ситуации в группе показал, что в детском коллективе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.
Цель: развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков общения для создания благоприятной атмосферы в детском коллективе.
Задачи:
-Способствовать овладению дошкольниками средствами общения и способами взаимодействия;
- Расширять круг общения детей в условиях ДОУ;
- Воспитывать у дошкольников внимательное отношение к своим сверстникам, младшим дошкольникам и к близким людям;
- Учить детей управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдая элементарные общепринятые нормы и правила;
- Развивать умение высказывать свою точку зрения и гибко изменять стиль общения в зависимости от ситуации;
- Побуждать детей к положительным поступкам и делам.
Опыт (проект) состоит из III этапов.
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный
- Разработать систему игр для развития коммуникативной компетентности у дошкольников.
- Подготовить информационную копилку (консультации, анкеты) с целью обогащения опыта родителей по формированию педагогических знаний и развитие игровых и социально адаптивных умений дошкольников.
- Разработать картотеку игр на развитие коммуникативных способностей.
2 этап – основной
- Подборка диагностического материала, проведение диагностики, коррекции коммуникативных умений и навыков.
- Разработка методических рекомендаций для родителей по совершенствованию различных форм общения
- Составление перспективного плана работы по развитию коммуникативных умений и навыков детей.
- Разработка примерных конспектов коррекционно-развивающих занятий.
- Активизация родителей для проведения игровых вечеров (в домашних условиях).
- Проведение индивидуальных консультаций для родителей (по запросу).
3 этап – обобщающий
- Подведение итогов работы с детьми.
- Изготовление фотоальбома «Будем крепко мы дружить»
Формы работы с детьми: фронтальные занятия.
Все занятия, направленные на формирование коммуникативных навыков должны проводиться только на почве игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Ведь «в игре ребёнок познаёт смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать своё место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребёнка, способствует формированию творческого воображения. Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка, становлению произвольности других психических процессов: памяти, внимания, воображения. Игра создаёт реальные условия для развития коллективной деятельности, основу для проявления чувств и эмоций детей, их коррекции».
Методы и техники, используемые в проекте:
- Коррекционно-развивающие занятия.
- Беседа.
- Коммуникативные игры и упражнения.
- Подвижные игры.
Основной составляющей в формировании коммуникативных навыков у детей является работа с родителями. Постоянно общаясь с родителями, рассказывая им о своих задачах и проблемах, а так же показывая им свою работу (на родительских собраниях, «Дне открытых дверей», я привлекаю их в свои союзники и рекомендую им продолжать начатую работу в домашних условиях и после выпуска детей из детского сада.
Также ведётся работа с воспитателями старших и подготовительных групп. Для них я провожу индивидуальные беседы, консультации (по запросу). Ведь воспитатели являются главными помощниками на занятиях. Для закрепления материала в совместной деятельности они проводят аналогичные упражнения и игры.