МААМ-картинки

Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством музыкально-игровой деятельности

Оксана Кудашова
Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством музыкально-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством музыкально-игровой деятельности».

«Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста” В. А. Сухомлинский

Нормативной правовой основой организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования служит Федеральный закон № 273-ФЗ. Организация образовательной деятельности на уровне дошкольного образования выстраивается в соответствии с основными статьями: часть 2 ст. 11, часть 1 ст. 33, часть 6 ст. ЗЗ, часть 1 ст. 64 Федерального закона № 273-ФЗ.

Публикация «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством музыкально-игровой деятельности» размещена в разделах

Одна из современных стратегических целей государственной политики в области развития образования до 2020 года определена как «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, одним из путей ее достижения должно стать обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода, а также развитие вариативности образовательных программ всех видов образования».

В указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период 2024 года» определены национальные проекты (программы) в числе которых: «Образование» и «Демография».

Одним из основных направлений национального проекта «Образование» в сфере образования является достижение целей и целевых показателей:

-создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;

Национальный проект «Демография» определяет стратегические направления:

Создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.

Наиболее актуальными направлениями проекта определены:

необходимость преодоления отставания Российской Федерации в обеспечении раннего развития своих граждан, расширения форм дошкольного образования и обеспечения присмотра и ухода за детьми (в том числе за счет вариативных форм дошкольного образования).

«. Региональные приоритеты развития дошкольного образования:

психолого-педагогическая поддержка развития детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) в условиях семейного воспитания;

На данный момент очень остро стоит проблема воспитания детей, а именно проблема вовлечения ребенка в учебный процесс. Многие дети не хотят идти в детский сад или в школу по разным причинам: кто-то не ладит со сверстниками, кого-то не устраивает педагог, а кому-то просто не нравится атмосфера. В связи с этим в Белгородской области разработан и реализуется проект «Доброжелательная школа», «Доброжелательный детский сад», в ходе которого должны будут реализованы основополагающие принципы счастливого детства: доброжелательность к детям, самореализация каждого ребенка как отдельной личности, безопасность детей, дружба и признание. Здоровье, знания, дружба, саморазвитие, интерес и безопасность – всё это должно стать составляющими доброжелательного детского сада, в котором будет комфортно воспитаннику, педагогу, родителю. Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование. Создание предпосылок для того, чтобы родители работали над всесторонним развитием ребенка с самого юного возраста. Проект рассчитан до 2021 года и должен учитывать мнение каждого ребенка.

ФГОС ДО основной позиции провозглашает «самоценность» дошкольного детства. Значимость и ценность деятельности дошкольной образовательной организации в связи с этим определяется не столько характером образовательных услуг, сколько тем, какое место в нем организация отводит личности дошкольника, его особой природе детства, учитывает его неповторимое своеобразие, «самоценность» и личностные достижения.

Ориентированность на образованность, а не просто обученность и воспитанность детей должна утверждать приоритетные направления деятельности дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную’ деятельность.

В ФГОС дошкольного образования особое место отведено коммуникативному развитию дошкольников. Коммуникативное развитие направлено на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых [2, п. 2.6.] (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" ( Опубликовано: 25 ноября 2013 г. в "РГ" - Федеральный выпуск № 6241).

Актуальность коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях между людьми.

Ранний возраст – уникальный период в жизни человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов. Одним из основных новообразований в этом возрасте является освоение речью как средством общения. Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно оказывает влияние на становление личности детей, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время общение не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.

При планировании и организации взаимодействия с детьми, необходимо прежде всего учитывать возрастные особенности детей. Ребенок третьего года жизни инициативен в общении со взрослыми и детьми, но сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса. Дети играют «рядом, но не вместе», у них происходит преимущественно вербальное общение.

Примерно с двух лет все большее значение начинает приобретать общение со сверстниками. Это связано с тем, что возникает содержательное общение сверстников на равных, поэтому:

- дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника;

- чутко отзываются на любое действие сверстника;

Именно с момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом.

Большое значение имеет в данном возрасте развивающая среда, которая должна быть создана так, чтобы не создавались конфликтные ситуации, например в музыкальном уголке должны быть одинаковые игрушки, правильная организация среды (зоны для индивидуальных игр и т. д.)

Ведущей функцией в этом возрасте является восприятие. Развивается музыкальная активность : малыш исполняет несложные хороводы, пляски, танцует в кругу в паре, вовлекается в музыкальные игры, передает характерные движения персонажей (лиса, волк и пр., с интересом осваивает звучащие музыкальные игрушки и инструменты.

Для формирования положительных взаимоотношений важны методы и приемы. Одним из таких методов является музыкальная коммуникативная игра, которая позволяет нам развивать положительные взаимоотношения и модель поведения, сформировать речевые навыки на основе особенностей, которые заключаются в главной подражательной функции игры и с учетом непроизвольности поведения детей.

Коммуникативные игры— это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. А по сути это — синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка. К ним относится практически весь детский фольклор — частушки, потешки, прибаутки. Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, но — с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников.

Специфика организации коммуникативной игры с детьми раннего возраста заключается в том, что у детей :

• Ограниченный слуховой опыт, следовательно, педагог должен выбирать музыкальный материал, соответствующий возрастным особенностям детей;

• Неустойчивость внимания. Игра должна быть непродолжительной, играть пока интересно.

• Ограниченные возможности передачи чувств, настроений и т. д. Движения и планируемые эмоциональные реакции должны быть доступны (пожать ладошку, обняться, послать «воздушный поцелуй» и т. д.)

• Не все дети умеют говорить и выражать свои чувства и эмоции. Нельзя стремиться, чтобы все дети сразу были одинаково активными. Дети могут подключаться постепенно.

• Важна положительная эмоциональная поддержка взрослого.

Коммуникативные игры несут не только развлекательный характер, но и позволяют решать педагогические задачи:

- нравственное воспитание (создаются игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия);

- способствовать развитию певческих навыков (петь без напряжения в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно);

- ритмическая гимнастика (выполнение разученных ранее общеразвивающих упражнений и циклических движений под музыку);

- музыкально-ритмические движения (учить двигаться соответственно музыки и силе ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение). Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками, без них.

Принципы разучивания коммуникативных игр с детьми раннего возраста :

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей (играть должно быть увлекательно и легко);

• Доступность, актуальность и новизна сюжета игры (детям должно быть интересно);

• Тесное взаимодействие музыкального руководителя, воспитателя и детей в условиях совместной деятельности;

• Положительная эмоциональная поддержка;

• Использование разнообразных доступных методов объяснения правил (словесных, наглядных и проч.) и активизация внимания;

• Точное дозирование времени.

Вот некоторые виды коммуникативных игр :

- игры-приветствия (например, «Здравствуйте ладошки», «Привет дружок». Дети улыбаются, смотрят друг другу в глаза: здороваются пальчиками, ладошками, локтями, носами.);

- игры с именами («Позови песенкой по имени друга» и т. д.);

- речевые ритмические игры (например, пропевание закличем голосами разных зверей);

- музыкально-ритмические коммуникативные игры

«Прячемся от дождика» игра стимулирует к подражанию сверстникам, развивает стремление находится вместе.

«Разноцветные клубочки» игра развивает умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.

«Зайки» дети развивают умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.

«Топ-топ-топ» дети выполняют одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого, подражают ровесникам.

«Поезд» дети учатся двигаться в определенном направлении,

согласовывая действия с другими детьми, вселять чувство

уверенности в свои возможности, побуждать к самостоятельным действиям.

«У птички болит крылышко» игра способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Коммуникативные игры - это нерегламентированная деятельность, проводить их можно в тех ситуациях, когда это необходимо, ориентируясь на желания и настроения детей, а так же особенности их взаимодействия в период игровой деятельности.

С помощью нехитрых коммуникативных игр можно создать благоприятное настроение, исключить возникший конфликт, создать мотив к общению детей друг с другом : так как дети объединены единым сюжетом, пространством, движением, в этих играх нет предметов для притязания, такое психическое свойство как эгоцентричность постепенно стирается на фоне объединения общим действием.

Детское переживание радости в игре вместе со сверстниками в дальнейшем превращается в оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей. И напротив, отсутствие коммуникативных способностей, приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем - к формированию негативной жизненной позиции.

Формирование коммуникативных умений должно быть регулярным и органично включатся во все виды деятельности. В будущем это откроет возможность ребенку к полноценному социальному общению, самореализации и успешности в жизни.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться». В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость.

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством музыкально-игровой деятельности
Опубликовано: 10 января 2021 в 12:03
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством музыкально-игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Кудашова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД