Оксана Кудашова
Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством музыкально-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством музыкально-игровой деятельности».
«Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста” В. А. Сухомлинский
Нормативной правовой основой организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования служит Федеральный закон № 273-ФЗ. Организация образовательной деятельности на уровне дошкольного образования выстраивается в соответствии с основными статьями: часть 2 ст. 11, часть 1 ст. 33, часть 6 ст. ЗЗ, часть 1 ст. 64 Федерального закона № 273-ФЗ.
Публикация «Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством музыкально-игровой деятельности» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа музыкального руководителя
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Одна из современных стратегических целей государственной политики в области развития образования до 2020 года определена как «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, одним из путей ее достижения должно стать обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода, а также развитие вариативности образовательных программ всех видов образования».
В указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период 2024 года» определены национальные проекты (программы) в числе которых: «Образование» и «Демография».
Одним из основных направлений национального проекта «Образование» в сфере образования является достижение целей и целевых показателей:
-создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;
Национальный проект «Демография» определяет стратегические направления:
Создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.
Наиболее актуальными направлениями проекта определены:
необходимость преодоления отставания Российской Федерации в обеспечении раннего развития своих граждан, расширения форм дошкольного образования и обеспечения присмотра и ухода за детьми (в том числе за счет вариативных форм дошкольного образования).
«. Региональные приоритеты развития дошкольного образования:
психолого-педагогическая поддержка развития детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) в условиях семейного воспитания;
На данный момент очень остро стоит проблема воспитания детей, а именно проблема вовлечения ребенка в учебный процесс. Многие дети не хотят идти в детский сад или в школу по разным причинам: кто-то не ладит со сверстниками, кого-то не устраивает педагог, а кому-то просто не нравится атмосфера. В связи с этим в Белгородской области разработан и реализуется проект «Доброжелательная школа», «Доброжелательный детский сад», в ходе которого должны будут реализованы основополагающие принципы счастливого детства: доброжелательность к детям, самореализация каждого ребенка как отдельной личности, безопасность детей, дружба и признание. Здоровье, знания, дружба, саморазвитие, интерес и безопасность – всё это должно стать составляющими доброжелательного детского сада, в котором будет комфортно воспитаннику, педагогу, родителю. Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование. Создание предпосылок для того, чтобы родители работали над всесторонним развитием ребенка с самого юного возраста. Проект рассчитан до 2021 года и должен учитывать мнение каждого ребенка.
ФГОС ДО основной позиции провозглашает «самоценность» дошкольного детства. Значимость и ценность деятельности дошкольной образовательной организации в связи с этим определяется не столько характером образовательных услуг, сколько тем, какое место в нем организация отводит личности дошкольника, его особой природе детства, учитывает его неповторимое своеобразие, «самоценность» и личностные достижения.
Ориентированность на образованность, а не просто обученность и воспитанность детей должна утверждать приоритетные направления деятельности дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную’ деятельность.
В ФГОС дошкольного образования особое место отведено коммуникативному развитию дошкольников. Коммуникативное развитие направлено на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых [2, п. 2.6.] (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" ( Опубликовано: 25 ноября 2013 г. в "РГ" - Федеральный выпуск № 6241).
Актуальность коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях между людьми.
Ранний возраст – уникальный период в жизни человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов. Одним из основных новообразований в этом возрасте является освоение речью как средством общения. Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно оказывает влияние на становление личности детей, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время общение не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.
При планировании и организации взаимодействия с детьми, необходимо прежде всего учитывать возрастные особенности детей. Ребенок третьего года жизни инициативен в общении со взрослыми и детьми, но сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса. Дети играют «рядом, но не вместе», у них происходит преимущественно вербальное общение.
Примерно с двух лет все большее значение начинает приобретать общение со сверстниками. Это связано с тем, что возникает содержательное общение сверстников на равных, поэтому:
- дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника;
- чутко отзываются на любое действие сверстника;
Именно с момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом.
Большое значение имеет в данном возрасте развивающая среда, которая должна быть создана так, чтобы не создавались конфликтные ситуации, например в музыкальном уголке должны быть одинаковые игрушки, правильная организация среды (зоны для индивидуальных игр и т. д.)
Ведущей функцией в этом возрасте является восприятие. Развивается музыкальная активность : малыш исполняет несложные хороводы, пляски, танцует в кругу в паре, вовлекается в музыкальные игры, передает характерные движения персонажей (лиса, волк и пр., с интересом осваивает звучащие музыкальные игрушки и инструменты.
Для формирования положительных взаимоотношений важны методы и приемы. Одним из таких методов является музыкальная коммуникативная игра, которая позволяет нам развивать положительные взаимоотношения и модель поведения, сформировать речевые навыки на основе особенностей, которые заключаются в главной подражательной функции игры и с учетом непроизвольности поведения детей.
Коммуникативные игры— это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. А по сути это — синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка. К ним относится практически весь детский фольклор — частушки, потешки, прибаутки. Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, но — с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников.
Специфика организации коммуникативной игры с детьми раннего возраста заключается в том, что у детей :
• Ограниченный слуховой опыт, следовательно, педагог должен выбирать музыкальный материал, соответствующий возрастным особенностям детей;
• Неустойчивость внимания. Игра должна быть непродолжительной, играть пока интересно.
• Ограниченные возможности передачи чувств, настроений и т. д. Движения и планируемые эмоциональные реакции должны быть доступны (пожать ладошку, обняться, послать «воздушный поцелуй» и т. д.)
• Не все дети умеют говорить и выражать свои чувства и эмоции. Нельзя стремиться, чтобы все дети сразу были одинаково активными. Дети могут подключаться постепенно.
• Важна положительная эмоциональная поддержка взрослого.
Коммуникативные игры несут не только развлекательный характер, но и позволяют решать педагогические задачи:
- нравственное воспитание (создаются игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия);
- способствовать развитию певческих навыков (петь без напряжения в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно);
- ритмическая гимнастика (выполнение разученных ранее общеразвивающих упражнений и циклических движений под музыку);
- музыкально-ритмические движения (учить двигаться соответственно музыки и силе ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение). Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками, без них.
Принципы разучивания коммуникативных игр с детьми раннего возраста :
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей (играть должно быть увлекательно и легко);
• Доступность, актуальность и новизна сюжета игры (детям должно быть интересно);
• Тесное взаимодействие музыкального руководителя, воспитателя и детей в условиях совместной деятельности;
• Положительная эмоциональная поддержка;
• Использование разнообразных доступных методов объяснения правил (словесных, наглядных и проч.) и активизация внимания;
• Точное дозирование времени.
Вот некоторые виды коммуникативных игр :
- игры-приветствия (например, «Здравствуйте ладошки», «Привет дружок». Дети улыбаются, смотрят друг другу в глаза: здороваются пальчиками, ладошками, локтями, носами.);
- игры с именами («Позови песенкой по имени друга» и т. д.);
- речевые ритмические игры (например, пропевание закличем голосами разных зверей);
- музыкально-ритмические коммуникативные игры
«Прячемся от дождика» игра стимулирует к подражанию сверстникам, развивает стремление находится вместе.
«Разноцветные клубочки» игра развивает умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.
«Зайки» дети развивают умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.
«Топ-топ-топ» дети выполняют одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого, подражают ровесникам.
«Поезд» дети учатся двигаться в определенном направлении,
согласовывая действия с другими детьми, вселять чувство
уверенности в свои возможности, побуждать к самостоятельным действиям.
«У птички болит крылышко» игра способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Коммуникативные игры - это нерегламентированная деятельность, проводить их можно в тех ситуациях, когда это необходимо, ориентируясь на желания и настроения детей, а так же особенности их взаимодействия в период игровой деятельности.
С помощью нехитрых коммуникативных игр можно создать благоприятное настроение, исключить возникший конфликт, создать мотив к общению детей друг с другом : так как дети объединены единым сюжетом, пространством, движением, в этих играх нет предметов для притязания, такое психическое свойство как эгоцентричность постепенно стирается на фоне объединения общим действием.
Детское переживание радости в игре вместе со сверстниками в дальнейшем превращается в оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей. И напротив, отсутствие коммуникативных способностей, приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем - к формированию негативной жизненной позиции.
Формирование коммуникативных умений должно быть регулярным и органично включатся во все виды деятельности. В будущем это откроет возможность ребенку к полноценному социальному общению, самореализации и успешности в жизни.