Галина Александровна Степанова
«Формирование инженерного мышления дошкольников посредством программирования на основе LEGO WeDo». Мастер-класс для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность мастер-класса: 20 минут
Цель мастер-класса: ретрансляция педагогического опыта по легоконструированию и робототехнике.
Задачи:
- внедрение новых технологий легоконструирования и робототехники;
- повышение педагогического мастерства и компетенций участников;
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала слушателей.
Публикация «„Формирование инженерного мышления дошкольников посредством программирования на основе LEGO WeDo“, Мастер-класс для педагогов» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Оборудование: конструктор LEGO WeDo 9580 – 4 набора, ноутбуки с установленным программным обеспечением LEGO Education WeDo, мультимедийное оборудование.
Структура мастер-класса:
1. Вводная часть: 5 минут
2. Основная часть: 10 минут
3. Заключительная часть: 5 минут
Ход мастер-класса:
1. Вводная часть: Презентация педагогического опыта
1 сл. Здравствуйте, уважаемые коллеги и присутствующие. Сегодня мы с вами переместимся в мир легоконструирования и робототехники.
Цель нашего мастер-класса: показать, что программировать – это легко и просто, познакомить вас с новейшими образовательными ИКТ-технологиями, возможностями и педагогическом потенциале новой образовательной робототехнической платформы LEGO Education WeDo
2 сл. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности – вот главные задачи, которые стоят перед педагогом в рамках ФГОС.
3 сл. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создания особых условий обучения, в связи с этим огромное значение отводится конструированию. Конструирование в ФГОС – компонент обязательной части программы.
4 сл. Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим иной подход.
5 сл. В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а также к его творческим способностям. Главное в инженерном мышлении – решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата.
6 сл. Конструкторы LEGO – многофункциональное оборудование, возможность использования по пяти областям ФГОС: речевое развитие, познавательное, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое.
Конструирование в детском саду проводится с детьми всех возрастов в доступной, игровой форме «От простого к сложному».
7 сл. Конструкторы LEGO способны решить задачу, связанную с полноценным и гармоничным развитием ребенка.
8 сл. Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию и программированию играет большую роль при подготовке к учебной деятельности. Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе.
9 сл. Согласно новому закону об образовании детские сады имеют право на оказание платных образовательных услуг. Конструирование и робототехника – направление работы новое, инновационное. Это отличная возможность дать шанс ребенку проявить конструктивные и творческие способности, а детскому саду не только выполнить социальный заказ, но и приобщить как можно больше детей к техническому творчеству.
10 сл. В соответствии с Комплексной программой «Уральская инженерная школа» МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №4» КГО осуществляет деятельность в рамках разработанного инновационного проекта
11 сл. и стал базовой площадкой Камышловского педагогического колледжа.
12 сл. Внедрение инновационного проекта и деятельность в рамках вышеуказанного проекта по формированию инженерного мышления дошкольников позволила повысить качественное усвоение основной общеобразовательной программы ДОУ и подготовку детей к началу школьного обучения.
13 сл. В систему работы по реализации направления образовательная робототехника в ДОУ включается и деятельность педагога.
В процессе профессиональной деятельности по формированию инже-нерного мышления дошкольников через программирование на основе конструктор Lego WeDo
14 сл. существенно возрастает уровень сформированности общих и профессиональных компетенций педагога
2. Основная часть. Что такое интерактивный конструктор Lego WeDo? Способы и приемы работы с интерактивным конструктором.
15 сл. Далее наша совместная работа направлена на ознакомление с робототехникой с помощью конструктора LEGO WeDo, получение пред-ставления о составлении простейших алгоритмов в среде LEGO Education. Предлагаю работать в парах или в тройках.
Для работы необходимо: ноутбук (компьютер, интерактивный кон-структор Lego Education WeDo 9580, программное обеспечение к интерактивному конструктору.
LEGO WeDo. Что внутри? В набор Lego Education WeDo 9580 входят:
1)158 элементов
2) USB LEGO-коммутатор. (подключается к компьютеру). Через ком-мутатор осуществляется управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения WeDo.
3) Мотор.
4) Датчик наклона. Сообщает о направлении наклона; различает шесть положений.
5) Датчик расстояния. Обнаруживает объекты на расстоянии до 15 см.
16 сл. Интерфейс программы понятен и прост в работе. Программная среда устроена таким образом, что ребенок составляет ее из готовых блоков.
17 сл. В его распоряжении имеется палитра, из которой он может брать готовые блоки, перетаскивать их на рабочее поле и встраивать их в цепочку программы (с помощью этих программ модели «оживают»). Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие Блоки.
18 сл.
Способ 1. Создание готовых моделей по образцу.
Начинать работу с интерактивным конструктором целесообразней с готовых моделей. В комплект конструктора входит 12 готовых моделей.
Способ 2. Создание своих моделей, путем знакомства с первыми механизмами.
При данном способе работы происходит знакомство детей с основами построения механизмов и программирования (создания программ к механизмам).
Рассмотрим данный способ работы на примере знакомства с мотором и осью.
- Что такое мотор? (устройство приводящий в движение что-либо).
- Вспомните устройства, где используется мотор (моторная лодка, вентилятор, самолет и т. д.)
19 сл. 1) Найдите среди деталей конструктора мотор, ось трехмодульную серую и кирпич 2*2 круглый светло-зеленый. Соберите мотор по схеме.
2) Кабель, идущий от мотора, подсоедините к ЛЕГО-коммутатору. Мотор будет работать при подключении к любому из портов ЛЕГО-коммутатора.
3) Перетащите блоки из Палитры на Рабочее поле, чтобы составить заданную программу:
4) Щёлкните на Блоке «Начало». (наблюдение за действием механизма): мотор работает, ось крутится.
5) Чтобы остановить выполнение программы и выключить мотор, нажав кнопку Стоп.
Что делает мотор? Включается и вращает ось.
- Данный способ помогает понять все тонкости механизмов и программирования для дальнейшего экспериментирования. В дальнейшем дети смогут строить собственные модели и создавать к ним программы.
20 сл. Предлагаю рассмотреть готовую программу и ответить на вопросы.
- Как вы думаете, что обозначает первый блок?
- Второй и четвертый по счету блок программы? Покажите рукой движение по часовой стрелке, против часовой стрелки. Если мы наматываем нить по часовой стрелке, то в каком направлении будем разматывать нить?
- Третий и пятый блоки: «Включить мотор на…. В дополнительной вкладке стоит знак вопроса. Чем его можно заменить и что это будет означать?
- Как можно назвать последний блок программы?
- А сейчас я предлагаю вам вернуться в детство и побывать на занятии по робототехнике.
Узнать тему нашего занятия поможет ответ на загадку:
«Он мгновенно без проблем нам собьет для торта крем»
21 сл. Миксер (от англ. mixer) – устройство, предназначенное для механического перемешивания, создания однородной массы. Близким по значению является слово мешалка. Большинство современных моделей ручных миксеров снабжается дополнительно насадкой-блендером, а также крюками для замеса густого теста, иногда – насадками для нарезки и шинковки овощей и фруктов, кофемолкой. Миксер – мамин помощник на кухне.
Предлагаю принять участие в сборке модели "Миксер" – маминого помощника на кухне и программировании собранной модели.
- Итак, сейчас мы должны:
1. Собрать модель миксера.
2. Создать программу.
3. Апробировать её.
4. Оценить свою работу, представить, презентовать продукт деятельности.
Самостоятельная работа в группах
3. Заключительная часть: рефлексия, дискуссия о ходе проведённого мероприятия
22 сл. Предлагаю, передавая кирпичик Lego, по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия или по поводу предстоящей работы. Можно использовать начало фраз, представленных на слайде.
На этом наш мастер-класс подходит к концу. Может у вас есть или возникли вопросы в ходе мероприятия? Есть предложения или пожелание по проведению или структуре мастер-класса?