Наталия Хоминич
«Формирование готовности к профессиональному самообразованию у будущих воспитателей дошкольных организаций». (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Хоминич Н. А. «Формирование готовности к профессиональному самообразованию у будущих воспитателей дошкольных организаций». (продолжение)
Необходимо отметить, то, что многие ученые связывают с мотивацией самообразования продуктивный творческий тип активности личности в учебной деятельности. Учитывая роль мотивации Р. М. Грановская, В. Н. Дружинин, Д. Дьюи, Ю. Н. Кулюткин говорят о необходимости целенаправленного формирования у будущих педагогов мотивации самообразовательной деятельности, подчеркивая, что управлять формированием мотивов данной деятельности значительно труднее, чем формировать действия и операции [1].
Публикация «„Формирование готовности к профессиональному самообразованию у будущих воспитателей дошкольных организаций“, (продолжение)» размещена в разделах
Не маловажен и тот факт, что педагоги с отрицательной мотивацией к самообразованию в определенной степени подвержены стереотипу, в том случае, когда, попытавшись решить педагогическую задачу и не сумев это сделать, они начинают искать конкретные инструкции в методической литературе. Характерной особенностью данного стереотипа является то, что мышление педагога идет по «накатанному» пути, поиск новых форм, методов и средств педагогической деятельности категорически отвергается, то есть создается отрицательная мотивация к самообразованию.
Итак, можно говорить о необходимости создания специализированной среды для развития положительной внутренней мотивации будущих педагогов к профессиональному самообразованию.
Использование инновационных форм и методов обучения студентов специальным умениям и навыкам профессионального самообразования, обеспечивающие поэтапное формирование и динамику уровневых показателей готовности будущих воспитателей к профессиональному самообразованию является, на наш взгляд, так же необходимым условием для формирования готовности будущих педагогов к профессиональному самообразованию. Необходимо отметить, что рассматривая его во взаимосвязи с компонентами готовности будущего педагога к самообразованию, оно будет направлено на деятельностный и рефлексивный компоненты.
Сегодня, по сравнению еще с уровнем развития десятилетней давности, наука и техника шагнула далеко вперед. Появление компьютеров и интерактивного оборудования дали новые возможности и в сфере среднего профессионального образования.
Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter»—«взаимный», «act»—«действовать»).
На сегодняшний день наиболее популярными и перспективными ин-формационными технологиями являются мультимедийные (мультимедиа от англ. multi – много, media – среда). Они позволяют создавать целые коллекции изображений, текстов и данных, которые могут сопровождаться звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами, а так же они могут включать в себя интерактивный интерфейс и другие механизмы управления [5].
В настоящее время существует множество различных способов предоставления информации при помощи мультимедийный средств и оборудования. На уровне среднего профессионального образования в колледже наиболее распространенными и часто применяемыми средствами информационных технологий является именно компьютер и мультимедийный проектор. Необходимо отметить, что все мультимедийное оборудование, а это: интерактивная доска, компьютер, проектор, специализированное программное обеспечение, можно настраивать и использовать как полноценный единый мультимедийный комплекс.
Современные инновационные технологии позволяют создать специализированную обучающую программу комплексного назначения, которая сможет обеспечить полноту и непрерывность обучения. Она предоставляет теоретический материал, обеспечивающий тренировочную учебную и информационно-поисковую деятельность. Она может быть размещена на сайте образовательного учреждения и обладает огромным количеством достоинств, одним из которых может являться индивидуальная траектория обучения для каждого обучающегося [5].
На наш взгляд именно использования инновационных форм и методов обучения будущих педагогов специальным умениям и навыкам профессионального самообразования обеспечат поэтапное формирование и динамику уровневых показателей готовности будущих воспитателей к профессиональному самообразованию.
Таким образом, нами выявлены педагогические условия эффективного формирования у будущих воспитателей готовности к самообразованию, а именно: включение студентов в практическую деятельность по реализации себя как будущего педагога; создание специализированной среды, способствующей формированию внутренней мотивации к профессиональному самообразованию; использование инновационных форм и методов обучения студентов специальным умениям и навыкам профессионального самообразования, обеспечивающих поэтапное формирование и динамику уровневых пока-зателей готовности будущих воспитателей к профессиональному самообразованию, трансформацию приобретенных умений и навыков в собственный педагогический опыт.
Литература
1. Калошина И. Н. Предпосылки нового подхода к самообразованию : Модернизация образования: проблемы и перспективы. Часть 1. - Оренбург, 2002.
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержден-ная постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751
3. Ольховая Т. А. Образ «Я – будущий педагог» как предмет исследования// Вестник ОГУ №4, 2005г.
4. Светлова В. А. Формирование готовности личности педагога к самообразо-ванию как научная проблема https://www.science-education.ru/110-9929
5. Субочева А. Д., Субочева О. Н. Инновационные методы обучения как спосо-бы активизации мыслительной деятельности студентов// Международный научно-исследовательский журнал 2014г.
6. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21 декабря 2012г.
7. Фролова С. Л. Мотивация профессионального самообразования студентов// «Педагогическое образование в России» №1 Москва, 2011г.