Тетерина Галина
Мастер-класс «Формирование готовности к овладению чтением у старших дошкольников»
▼ Скачать +Заказ
Цель: познакомить с приемом слияния звуков в слог.
С 1 января 2014 года вступил в силу приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который определяет, что дошкольные образовательные учреждения – это первая ступень общего образования.
То, что касается речевого развития, в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования сказано :
1. ребенок достаточно хорошо владеет устной речью;
2. может выражать свои мысли и желания;
Публикация «Мастер-класс „Формирование готовности к овладению чтением у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
3. может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
4. может выделять звуки в словах;
5. у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Как мы видим, здесь не говорится ни слова о том, что ребенок, выпускаясь из стен детского сада должен уметь читать. Но программы, которые разработаны для современных первоклассников, ориентированы в основном на читающего ребенка. Так, например, по программе «Школа - 2100» дети осваивают чтение по букварю Р. Н. Бунеева. (Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению 4-е перераб. изд. М. : Баласс, Школьный дом, 2011). В предисловии данного учебника написано, что он предназначен для читающего, и не умеющего читать ребенка. Однако реально он ориентирован только на умеющих читать, детей. Если мы наивно думаем, что в букваре осталась классическая фраза «мама мыла раму», то глубоко ошибаемся. Уже первые тексты состоят из 400-700 знаков.
Можно представить, с какими трудностями сталкивается первоклассник, прошедший стандартную программу по подготовке к школе на базе детского сада и, вполне возможно, не умеющий читать или плохо читающий. Этот ребенок сразу начинает отставать от своих сверстников с хорошо сформированным навыком чтения и чувствует себя дискомфортно. У него возникают проблемы не только с устной, но и с письменной речью, так как уже через месяц дети начинают писать небольшие тексты в три – четыре предложения. Для того чтобы переписать их в тетрадь, ребенок должен сначала бегло прочитать текст по учебнику.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что возможно в ближайшей перспективе главным критерием успешности обучения в первом классе будет скорость чтения.
27 марта этого года (2014г.) в Йошкар-Оле проходил семинар «Современное дошкольное и начальное образование», где обсуждались вопросы преемственности дошкольного и начального образований. На этом семинаре учителя начальных классов говорили, что мы воспитатели должны смотивировать ребенка к учебе в школе, развить познавательную активность и деятельность, развить мелкую моторику пальцев рук, воспитать выносливого и ловкого ребенка способного переносить учебную нагрузку в школе. Ребенок должен уметь сам себя организовать на любой вид деятельности. Совсем не обязательно его учить читать.
Но зная, с какими трудностями столкнется в школе не умеющий читать ребенок, я решила для себя продолжить работу по своей теме: «Формирование готовности к овладению чтением у старших дошкольников». Я считаю, что научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни – это задачи подготовительного периода в детском саду.
В нашем детском саду обучение грамоте начинается в старшей группе в рамках кружковой работы.
• В старшей группе мы формируем у детей знания о звуке, слоге, слове, предложении, развиваем фонематический слух.
• В подготовительной группе продолжаем работать со звучащим словом, и учим детей читать.
Как же научить ребенка читать?
Самое главное показать и объяснить ребенку как из звуков образуются слоги. Это самый трудный момент при обучении чтению. Моя задача состоит в том, чтобы показать слияние звуков в слог.
К моменту начала обучения чтению совсем не обязательно заучивать весь алфавит, ребенок должен знать названия 4 – 5 букв. И еще один важный момент, ребенка нужно научить правильно произносить согласные буквы не ЭМ, МЭ, а (м). Начинать обучение чтению нужно с закрытых слогов, где на первом месте стоит гласная буква (ам, ум, ом)
Вот буква А, а рядом буква М. Показываем карандашом на А передвигаем карандашом ко второй букве, а ребенок тянет первую букву, пока не дойдет до второй буквы и назовет ее. Вот так получается слог. Ребенок начинает понимать, как получается слитный слог.
А….М
О….М
У….М
Очень важно знать то, что пока ребенок не понял принцип слияния двух звуков дальше идти нельзя!
Затем мы переходим к чтению открытых слогов, где на первом месте согласная буква.
Затем переходим к чтению слов, состоящих из двух открытых слогов типа: МА – МА, СА – МА и слов, состоящих из трех букв О – СА, САМ, СОМ.
Не стоит сразу ждать от детей высокого качества чтения. Следует учитывать индивидуальные особенности детей. Необходимо внимательно, терпеливо и доброжелательно слушать ребенка, когда он читает и силом заставлять читать ребенка не надо. Читать следует ежедневно, следя за тем, чтобы ребенок не уставал. Во время чтения книга или дидактический материал должны находиться на расстоянии 30 – 40 см от уровня глаз. Ребенок должен сидеть удобно, при правильном освещении.
Для закрепления материала можно использовать слоговые таблицы.
•Чтение цепочки слогов по гласной букве (МА, НА и т. д.)
•Чтение цепочки слогов по согласной букве (ПА, ПО, ПУ и т. д. ,
придумывая различные игровые ситуации: пошли по дорожке, поднимаемся в гору, или спускаемся с горы, съезжаем на санках, на лыжах и т. д
•Игра «Доскажи словечко». Ребенку показывается какой-либо слог в таблице, он придумывает слово, которое начинается с данного слога.
•Игра «Загадай слово». Воспитатель показывает слоги, задуманного слова по таблице по порядку, ребенок про себя прочитает слоги, сложит их в слово и назовет отгадку. А в следующий раз предложите ребенку загадать, таким образом, слово для вас. Не забудьте подыграть ребенку: специально ошибитесь при прочтении слова, а ребенок с радостью вас поправит.
Домики с окошками – кармашками для букв
Слоговые цветы
Бабочки и т,д
Также мы в своей работе используем Букварь Жуковой. «Букварь» сочетает в себе традиционную методику обучения грамоте с оригинальной логопедической. Это позволяет не просто научить ребенка читать, но и предупредить будущие возможные ошибки при письме.
Как работать с букварем. Советы.
1. Начинать учиться можно в любом возрасте. Но устная речь ребенка должна быть достаточно развита. Если малыш говорит неграмотно или не выговаривает какие-то буквы, прежде чем учить читать, нужно чтобы с ребенком поработал логопед.
2. На каждой страничке под чертой находятся указания для родителей. Прочитав их, можно избежать многих ошибок, узнать, как проще и доступнее преподнести материал.
Полюбит ли ребенок книги, будет ли успешно учиться в школе, какова будет степень его грамотности – все это зависит от организации обучения.