Марина Прохорова
Формирование ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников через познавательную деятельность
▼ Скачать
Формирование здорового поколения – одна из главных проблем нашего государства. Она является особенно актуальной на современном этапе развития, так как здоровый ребёнок – здоровое общество, здоровая нация. Состояние здоровья человека формируется в результате взаимодействия внешних и внутренних факторов.
Учитывая актуальность и широкую востребованность решения этой задачи, мы включились в данную работу.
Публикация «Формирование ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников через познавательную деятельность» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
С целью определения сформированности отношения детей и взрослых к своему здоровью и здоровью окружающих провели мониторинг. Детям были предложены вопросы, различные ситуации, дидактические игры, через которые мы определяли их уровень представлений о здоровом образе жизни.
Для более точной диагностики использовалась методика «Закончи предложения» : например - Чтобы человек был здоровым, ему надо…- Я считаю, что моё здоровье зависит от….
Диагностика детей показала: - 20% детей находятся на высоком уровне - 15% низкий уровень детей, имеют слабые представления, низкий интерес к своему здоровью и здоровью других.
Исходя из проведённого мониторинга и требований программы, я поставила задачи, решение которых возможно в ходе организации познавательно-исследовательской детской деятельности через ознакомление с органами чувств.
С целью создания у детей интереса к здоровому образу жизни, уделила должное внимание обогащению предметно пространственной развивающей образовательной среды - Создали условия для психоэмоционального здоровья - Создали уголок «Здоровья», а также условия для самостоятельной познавательной деятельности.
Для того, чтобы грамотно построить работу большое место уделено сообщению детям знаний об органах чувств и их функциях.
В ходе ознакомления детей с органами чувств - глазами ввела детей в проблемную ситуацию «Что было бы, если бы человек не видел».
Дети усвоили, что зрение – великое счастье для человека, которое надо беречь.
А со способами ухода за глазами дети знакомились в ходе выполнения гимнастики для глаз.
В своей работе огромную роль уделяю простейшим детским исследованиям, которые помогают удовлетворить их природное любопытство и разобраться, что и как происходит: где живут микробы, что такое кожа и т. д.
Например, поставив задачу «Можно ли при помощи лупы узнать что – то новое о строении кожи», дети через практическую деятельность выясняли, что у кожи есть поры, мелкие волоски, веснушки. Свои выводы дети схематично зарисовали в карточки наблюдений и ещё долго обсуждали этот вопрос.
С целью удовлетворения интереса детей к познанию собственного организма, использовали приём создания игровой ситуации «Волшебный сундучок». Была выявлена проблема: «Можно ли, не глядя, узнать предмет и его свойства». Дети её самостоятельно решали при помощи использования функциональных возможностей кожи – осязание.
Считаю, что методы самопознания наиболее эффективные в ознакомлении детей с органами чувств. Поэтому использовала практические упражнения, в ходе, которых дети знакомились со строением носа, его функциями и правилами соблюдения личной гигиены.
Приём моделирования специальных ситуаций, например: «Поможем Карлсону найти нужный запах», развивал у детей способность к поисковой деятельности, пути способа решения проблемы и умение аргументировать свои выводы.
Для формирования понятия о «функциях языка» предложила детям методом проб и ошибок выявить тот орган чувств, который помогает определить вкус пищи. Дети высказывались, делали предположения: посмотреть, понюхать, потрогать, но в итоге, при помощи дегустации сделали вывод: «Только язык помогает определить вкус».
Для расширения кругозора детей проводились беседы с врачом, экскурсии в медицинский кабинет, библиотеку.
Проведение диалоговой беседы в ходе совместной образовательной деятельности помогало мне выявлять возникшие трудности у детей и своевременно корректировать их с помощью индивидуальной работы.
Результатом сотворчества детей и взрослых явилось создание газеты «Что полезно и вредно для здоровья», а так же книжечек – буклетов для детей младшей группы.
В нашей группе сложились определённые условия, которые позволили вовлечь детей в проектную деятельность по теме : «Путешествие в королевство чистоты».
- Проект был краткосрочный (3 недели)
- была определена мотивация, заключающаяся в том, что дети младшей санаторной группы часто болеют;
- встала проблема: Как научить малышей беречь своё здоровье?
- я тактично рассматривала все высказывания детей (пойти рассказать, принести витамины и т. д.)
- Затем совместно выбрали пути решения данной проблемы: драматизация для малышей сказки «Лисичкины глаза», сочинение сказок о здоровье».
В результате проведённой работы у детей появился интерес и желание использовать полученный опыт по здоровому образу жизни в разных видах деятельности :
игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной и т. д.
Данная работа не была бы насыщенной и интересной, если бы не было активного привлечения родителей.
Использовались формы работы с родителями, как традиционные, так и современные:
Совместные детско-родительские народные календарные праздники,
Досуги, в том числе, включающие в себя народные игры и развлечения,
Дни здоровья,
Общение в сетевом сообществе.
С целью анализа эффективности реализации разработанной системы, мною был проведён повторный мониторинг. Отмечаем, что с высоким уровнем детей и взрослых стало на 15% больше. Это позволяет нам сделать вывод, что разработанная система результативна и эффективна.
По итогам проведённой работы задачами на будущее являются
- Развитие навыков самоконтроля детей за соблюдением правил личной гигиены.
- Расширение связи по взаимодействию с социумом.
- Продолжение проекта «Путешествие в страну красоты» с последующим созданием сборника сказок о здоровье.
В своей работе я использовала данную литературу.
Авдеева Н. Н., Князева О. А., Стеркина Р. Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Программа – СПБ. : «Детство – ПРЕСС». 2009 ,Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М. : «Сфера»,2007, Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. - М. : Педагогическое общество России, 2005, Иванова А. И. Человек. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М: «ТЦ Сфера», 2004,Лазарев М. Л. Оздоровительно развивающая программа, «Здравствуйте!» - М. : Мнемозина, 2004,Логинова В. И., Бабаева. Т. И. Детство. - СПБ «Детство» - ПРЕСС. 2007, Шукшина С. Е. Я и моё тело. Программа занятий, упражнения, дидактические игры – М. : «Школьная Пресса»,2009,Новикова И. М. Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников. – М. : «Мозаика-Синтез», 2009.,https://www.niro.nnov.ru/, https://www.vospitalochka.ru/