Елена Серебрякова
Формирование сознательного отношения детей к собственному здоровью
▼ Скачать + Заказать документы
Помимо традиционных форм организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми можно использовать систему игровых занятий, позволяющих сформировать у дошкольников сознательное отношение к собственному здоровью. Задача педагогов при организации таких игр-занятий – помочь детям в обретении этих знаний.
Познавательный материал можно использовать в любом из режимных моментов деятельности группы, начиная с ежедневного приема детей (беседа с ребенком, разминки, упражнения и тренинги, коррекционных гимнастик (индивидуальная работа) и заканчивая гигиеническими процедурами и приемом пищи
Публикация «Формирование сознательного отношения детей к собственному здоровью» размещена в разделах
Для разминки хорошо использовать любые рифмованные сопровождения упражнений. Это задает определенный ритм выполнению движений и предлагает детям образ для подражания. При этом от ребенка на первых порах не требуется повторения текста. Главное – активное участие в выполнении упражнений. Затем дети по желанию могут произносить текст вместе с педагогом. Например, в начале учебного года разминку можно проводить с использованием стихотворения А. Локтева «Физзарядка».
Я приучен к распорядку.
Чтобы бодрым быть весь день,
По утрам на физзарядку
Становится мне не лень.
Упражнение второе
Называют «Петушком».
Правой, левою рукою
Помашу я как крылом.
«Неваляшка». Успокоясь,
руки я кладу на пояс.
Вправо – влево наклоняюсь,
Покачавшись выпрямляюсь.
Я вспотел. Лоб, шея – в каплях.
Заряжаюсь дальше. «Цапля»
Цапля бродит по болоту.
Не нужны ей боты.
Упражненье «Парвозик»
Паровоз вагоны возит.
-пых-пых, чух-чух, -
еле переводит дух.
Упражненье впереди
«Сделай и не упади»
задери повыше ножку,
под коленкой бей в ладошки.
Продолжается зарядка.
Упражнение «Лошадка».
Я, как лучший конник в мире,
Мчусь галопом по квартире.
Я приучен к распорядку,
чтобы бодрым быть весь день,
по утрам на физзарядку
становиться мне не лень.
Описание упражнения, заданное в стихотворной форме, позволяет детям лучше запомнить технику его выполнения и приучает «слушать и слышать» воспитателя.
«Волшебные слова здоровья», проговариваемые после разминки, помогут сформировать представления о том, что «от простой воды и мыла у микробов тают силы» или «чтобы крепким стать и сильным, надо закалятся. И в бассейне смело плавать и плескаться».
Во время динамической паузы можно поиграть, используя известную
«Щи-талочку» В. Бородицкой. (дети стоят в кругу)
Чищу овощи для щей,
(хлопают в ладоши)
Сколько нужно овощей?
(разводят руки в стороны)
Три картошки,
(загибают пальцы на левой руке)
Две морковки,
(загибают два пальца на левой руке)
Луку полторы головки
(загибают три пальца на правой руке)
Да петрушки корешок
(загибают один палец на правой руке)
Да капусты кочешок
(загибают один палец на правой руке)
Потенись-ка ты, капуста
(ладонями отодвигают «капусту» в стороны)
Раз
(выставляют большие пальцы)
Два
(выставляют указательные пальцы)
Три
(выставляют средние пальцы)
Огонь зажжен.
(хлопают в ладоши)
Кочерыжка
(правой рукой показывают на центр круга)
Выйди вон!
(правой рукой указывают на дверь)
В течении дня желательно организовывать мероприятия по преодолению зрительного напряжения. Воспитатель проговаривает инструкцию – дети ее выполняют.
Воспитатель.
• Сядьте в удобной позе, расслабьте плечи, голову слегка опустите вниз.
• Представьте, что ваша голова притягивается к потолку, как к магниту. Дышите спокойно, во время упражнения часто моргайте.
Эти упражнения желательно выполнять под спокойную музыку.
Таблица «Прыгающий Взгляд»
Упражнения с этой таблицей укрепляют наружную мускулатуру глаз, обеспечивающую свободный перевод взгляда с одной точки на другую. Рисунок следует увеличить до размера ватмана и закрепить на доске.
Детям предлагается проследить путь движения указки от точки А до точки В, не поворачивая головы. На конце каждой стрелки указка останавливается, и глаз отдыхает. Упражнение рекомендуется выполнять в течении двух минут. Для создания игровой мотивации на конец указки можно поместить выполненную из бумаги и прослеживать ее «полет от цветка к цветку»
Кроме этого, по возможности вне занятий с детьми можно проводить познавательные беседы.
Темы бесед
Октябрь * Как человек познает окружающий мир (знакомство с органами чувств, гигиеной зрения и слуха).
Ноябрь * Как стать Неболейкой (о профилактике простудных заболеваний и гриппа)
Декабрь * Здравствуй! (знакомство детей с миром эмоций, психогимнастикой)
Февраль * Витамин – шоу 9аптека на кухне, витамины и их назначение)
Март * Клуб Сладкоежек (о вкусной и полезной пищи)
Апрель * Как стать Геркулесом (укрепление опорно-двигательного аппарата, профилактика детского травматизма
В сентябре и мае беседы не проводятся. Это связано с периодом адаптации детей, а также с проведением констатирующих и итоговых диагностик.
В январе целесообразно провести «Неделю здоровья» (спортивные соревнования, досуги)
Особая роль в успешном решении задач физического воспитания отводится взаимосвязанной работе детского сада и семьи. Занятия физкультурой дома, осуществляемые на основании методических рекомендаций педагога, представляют собой форму индивидуальной работы родителей с детьми.