татьяна косолапова
Педсовет. Использование технологий целенаправленного формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование технологий целенаправленного формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни»
Вид педсовета : тематический.
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья; систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста.
Публикация «Педсовет, Использование технологий целенаправленного формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Задачи:
1. Анализ созданных условий в детском саду.
2. Изучение современных технологий здоровьесбережения и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.
3. Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения.
План проведения педсовета :
I. Теоретическая часть. Выступление по теме: «Здоровье дороже богатства». Зам. зав.
1. «Сохранение здоровья педагога»
педагог-психолог
2. «Анализ заболеваемости и посещаемости. Обеспечение оздоровительной направленности образовательного процесса в детском саду»
Мед. сестра
Заведующий
II. Практическая часть.
Зам. зав.
1. Консультация «Введение в процесс обучения пауз и фаз рефлексии»
Воспитатель
2. Разработка решения педсовета.
Ход педагогического совета:
1. Отчёт о выполнении решения предыдущего педсовета.
I. Вступительное слово заместителя заведующего.
- "Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью.
-А как относитесь к своему здоровью вы, уважаемые коллеги?
-Продолжите, пожалуйста, фразу: "Путь к здоровью – это…"
(блиц опрос педагогов)
Мы уточнили, что путь к здоровью - это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций, своевременная вакцинация, сезонные закаливания и ещё многое другое. Но самое главное то, что это зависит, прежде всего, от нас самих.
По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается:
• здравоохранением лишь на 10-12 %,
• наследственности принадлежит 18 %,
• условиям среды – 20 %,
• а самый большой вклад – 50-52 % - это образ жизни.
Если считать, что здравоохранение обеспечивает небольшой %, а ситуация с окружающей средой у нас по меньшей мере неблагоприятна, то «контрольный пакет акций» - вот эти самые 50-52 % - в наших руках. О том, как грамотно распорядиться этим «контрольным пакетом акций» в условиях дошкольного учреждения пойдёт речь на нашем педсовете.
1. «Сохранение здоровья педагога»
Выступление педагога-психолога
- В целом в дошкольных учреждениях сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться. Оснований для модернизации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ достаточно много. Одно из главных – рост заболеваемости детей. Однако переломить эту негативную тенденцию возможно. Один из путей – обеспечить оздоровительную направленность образовательного процесса в детском саду. Попробуем разобраться, что для этого необходимо?
2. Анализ заболеваемости и посещаемости. Обеспечение оздоровительной направленности образовательного процесса в детском саду. Выступление медицинской сестры
Заведующего
II. Сегодня в нашем зале присутствует две команды знатоков здоровьесберегающих технологий.
За правильные ответы каждой команде будет выдаваться фишка, в конце игры фишки будут подсчитаны и объявлена команда-победитель.
Итак, начинаем нашу игру.
Конкурс № 1
Представим здоровье ребёнка в виде чудесной планеты, которую мы должны беречь, охранять от всех напастей и невзгод (Выставляется модель).
Для начала нам нужно выяснить, что же такое здоровье?
Упражнение «Ассоциации» :
-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы думаете о здоровье ребёнка? Педагоги озвучивают ассоциации, ведущий педсовета записывает на полосках и выставляет вокруг модели «Здоровье ребёнка». После того, как ассоциации названы, подводится итог, обобщающий ответы.
Наиболее всеобъемлющей и общепринятой является формулировка, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия»
Основное внимание мы уделим физическому здоровью ребёнка. Чтобы выстроить действенную систему физкультурно-оздоровительной работы нужно знать, что для жизни и здоровья человека, и ребёнка в частности, является самым главным.
-Попробуйте определить, на каких «трёх китах» держится жизнь и здоровье ребёнка? (выставляется модель «ТРИ кита»….
Для того чтобы обеспечить ребёнку крепкое здоровье, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние опорно-двигательного аппарата и т. д.
Однако, как утверждают в своих исследованиях Вера Григорьевна Алямовская, Юрий Фёдорович Змановский главные «киты», на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние
• сердечно-сосудистой,
• дыхательной и
• иммунной систем организма
(на моделях «китов» прикрепляются опознавательные значки, обозначающие: «сердечко» - сердечно-сосудистую систему, «облачко» - дыхательную систему, «цветочек» - иммунную систему).
Посудите сами, без пищи человек сможет прожить какое-то время, имея нарушения в опорно-двигательном аппарате, возможно, будет прикован к инвалидному креслу, но всё-таки он будет жить.
А если нарушится деятельность сердца или лёгкие перестанут усваивать кислород, а самый простейший вирус, попав в организм, не встретит там преграды в виде иммунной системы, то не нужно быть медиком, чтобы сделать вывод к чему это приведёт.
Поэтому так важны эти самые «КИТЫ», поддерживающие здоровье ребёнка.
Основным же средством развития сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной системы являются движения. Может показаться, что всё это для нас не ново.
Но вот знаем ли мы, каким движениям следует отдавать предпочтение именно в дошкольном возрасте, какие условия должны быть соблюдены в первую очередь, чтобы обеспечить им оздоровительную направленность?
Развитие сердечно-сосудистой системы совершенствуют так называемые циклические движения, при которых повторяется одно и то же действие, позволяющее чередовать расслабление и напряжение мышц.
-Назовите их, пожалуйста -(ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, прыжки и т. д.).
- Какой из перечисленных видов движений наиболее благоприятно сказывается на работе сердечно-сосудистой системы ребёнка? (бег)
Древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть здоровым – бегай! Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть умным – бегай!» (пословица выставляется под первым «китом»).
Бег – естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Задача воспитателя разнообразить задания по бегу, для того, чтобы у детей не снижался интерес к этому виду движений.
-Назовите виды бега, используемые при работе с дошкольниками. (бег в одиночку (обычный, на носках, широким шагом, с высоким подниманием колен и др., бег в различных построениях (в колонне по одному, по два, врассыпную, в разных направлениях (вперед, по кругу, змейкой и др., с изменением темпа, (с ускорением, на скорость, с дополнительными заданиями и т. д.)
Именно циклические виды движений (бег, ходьба, прыжки) наиболее естественны для ребёнка дошкольника.
Поэтому первое утверждение, на которое должна ориентироваться система физического воспитания в детском саду звучит так: при проведении физкультурного занятия в детском саду две трети движений, составляющих его структуру, должны быть циклического характера.
Развитие дыхательной системы, сущность деятельности которой заключается в усвоении организмом кислорода из воздуха, также напрямую связано с движением. Как показали исследования, способность организма усваивать кислород из воздуха повышается при регулярных физических упражнениях, но…только на свежем воздухе!
-Напомните мне, пожалуйста, какова ежедневная продолжительность прогулки детей дошкольного возраста? (ответы педагогов) Поэтому под вторым «китом» мы поместим фразу: «Прогулка ребёнка-дошкольника должна составлять 3 – 3,5 часов в день».
Прогулка в детском саду должна быть интересной, увлекательной, насыщенной разнообразной двигательной активностью.
-Назовите виды двигательной активности детей на прогулке.
Педагоги озвучивают виды активности, ведущий педсовета записывает их и закрепляет под фразой (подвижные игры, спортивные игры и упражнения, индивидуальная работа над ОВД, самостоятельная двигательная активность и т. д.).
Из всего сказанного вытекает второе утверждение, позволяющее обеспечить оздоровительную направленность физическому развитию в детском саду: повышение резервов дыхательной системы ребёнка происходит за счёт регулярной двигательной активности на свежем воздухе.
А сейчас поговорим о третьем «ките», на котором держится здоровье, - об иммунной системе. Система иммунобиологической защиты достаточно сложная, но и она связана с движением. Это движения особого рода. Они происходят благодаря деятельности терморегуляционного аппарата. При смене температуры внешней среды кровь от внутренних органов то приливает кожным покровам, то вновь поступает к внутренним органам. Это движение внутри организма, движение на клеточном уровне. Как показали исследования, с включением терморегуляционного аппарата автоматически включает систему иммунной защиты. Закаливающее воздействие на организм ребёнка оказывают природные факторы.
-Назовите их, пожалуйста! (Ответы педагогов) Правильно, не зря говорят: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (поговорка прикрепляется под третьим «КИТОМ»).
В каждом дошкольном учреждении используются разнообразные здоровьесберегающие технологии, составлен свой комплекс закаливающих мероприятий, универсальных, эффективных и доступных для детей дошкольного возраста. Однако при их проведении всегда нужно соблюдать определённые правила.
-Давайте озвучим правила, регулирующие проведение закаливающих мероприятий?
• постепенность, учёт состояния здоровья и индивидуальных особенностей ребёнка, системность, эмоциональная и физическая привлекательность для ребёнка.
Из всего сказанного можно сделать ещё один вывод: органичное сочетание всех здоровьесберегающих технологий в ДОУ способствует совершенствованию системы иммунной защиты ребёнка.
ВЫВОД:
Уважаемые педагоги, мы с вами определили три утверждения, на которых в первую очередь должна ориентироваться система физического воспитания в детском саду:
1. При проведении физкультурного занятия в детском саду две трети движений, составляющих его структуру, должны быть циклического характера.
2. Повышение резервов дыхательной системы ребёнка происходит за счёт регулярной двигательной активности на свежем воздухе.
3. Органичное сочетание всех здоровьесберегающих технологий в ДОУ способствует совершенствованию системы иммунной защиты ребёнка.
Как вы думаете, этого будет достаточно для того, чтобы сделать систему физвоспитания в детском саду действительно оздоровительной для наших детей? На что ещё мы должны обратить внимание? (ответы педагогов) Врач Николай Михайлович Амосов говорил, что «нельзя обрести здоровье, сделав 10-12 упражнений, или пройти пешком километр за 20 минут». Суть оздоровительных физических упражнений заключается в системном наращивании резервных мощностей организма. Отсюда и четвё ртое утверждение: регулярность физических нагрузок способствует нарастанию резервных мощностей организма ребёнка.
1. Консультация «Введение в процесс обучения пауз и фаз рефлексии»
Воспитатель.
2. Подведение итогов и проект решения педагогического совета.
Уважаемые коллеги, мне бы хотелось услышать ваше мнение по поводу этих утверждений. Могут ли они, став основой физвоспитания в ДОУ, решить проблему заболеваемости дошкольников? (ответы педагогов).
Для того чтобы добиться положительных результатов в деле здоровьесбережения детей нужна целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной деятельности, как в детском саду, так и в семье. А нам - педагогам-дошкольникам необходимо:
- Уделять особое внимание развитию у детей движений циклического характера (бег, прыжки, ходьба и т. д.)
- Максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности
- Рационально сочетать физкультурные занятия с закаливающими процедурами
- Наращивать резервные возможности организма ребёнка за счёт регулярных физических упражнений.
Предлагаю внести эти предложения в решение нашего педсовета.
Решение педсовета :
1. Совершенствовать систему методической и профилактической работы по повышению компетентности педагогов в организации физкультурно-оздоровительной работы.
Срок: в течение года.
2. Максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности в соответствии с СанПин.
Ответственный: воспитатели, медицинский работник.
Срок: в течение года.
3. Наращивать резервные возможности организма ребёнка за счёт регулярных физических упражнений. Уделять особое внимание развитию у детей движений циклического характера (бег, прыжки, ходьба и т. д.)
Ответственные: инструктор по физической культуре, воспитатели групп.
Срок: в течение года.
4. Оформить картотеку здоровьесберегающих технологий для ДОУ.
Ответственные: воспитатель., инструктор по физической культуре
Срок: март.
5. Рационально сочетать физкультурные занятия с технологиями здоровьесбережения.
Ответственный: инструктор по физической культуре.
Срок: в течение года.
6. Изучить и использовать в работе технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, организовать практикум для воспитателей.
Ответственный: педагог-психолог.
Срок: март
7. Обеспечить изучение и реализацию здоровьесберегающих технологий интерактивных игр-тренингов К. Фопеля.
Ответственные: воспитатели.
Срок: февраль-июнь.
Список литературы:
1. Елжова Н. В. «Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ». - Ростов-на-Дону: Еникс, 2008 г.
2. Змановский Ю. Ф., Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. «Здоровый дошкольник : социально-оздоровительная технология XXI века». – Москва: АРКТИ, 2001
3. Алямовская В. Г. «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении». – Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.