Ольга Тихонова
Сказочный подход в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни и активной позиции дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Сказочный подход в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни и активной позиции дошкольников
Сегодня миру и обществу необходим человек разумный, творящий, развивающий себя и мир на основе культуры и гармонии с окружающим миром и реализующий себя. Но к сожалению современная ситуация увлечения молодыми людьми алкоголем, психоактивными веществами представляет серьезную опасность, так как ведет к тяжелым последствиям.
Публикация «Сказочный подход в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни и активной позиции дошкольников» размещена в разделах
Современный подход к решению данной проблемы предполагает приоритет профилактической работы. Она должна начинаться до наступления «критического возраста», т. е. основным объектом профилактической работы становятся дети дошкольного и младшего возраста. Так А. Н. Леонтьев отмечает, что в «развитии ребенка…два возрастных периода, в которых происходит изменение, решающие для формирования личности : во-первых, период дошкольного детства, во-вторых, период подросткового и начало юношеского возраста». Убеждение позиции привычки, которые формируются в дошкольном возрасте оказывает большое влияние на поступки и решения ребенка в будущем.
Ну как научить их этому? Какими средствами и с помощью каких приемов сделать так, чтобы это изучение стало интересным и занимательным?
На выбор человека влияют его происхождение, воспитание, окружение и, конечно же, сказки, которые мы читали в детстве. Именно они заставляют ребенка особым образом переживать за героев, волнуя душу и пробуждая фантазию. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, не торопились наказывать провинившегося, а рассказывали занимательные поучительные истории, из которых становился ясный смысл поступка.
Путешествуя по сказке, дети приобретают социальные навыки, познают элементы мудрости, получают знания о мире.
Широкие возможности педагогу предоставляет сказка, которая во все времена способствовала развитию позитивных социальных умений и навыков поведения, а так же нравственных качеств личности ребенка.
В нашем саду организована профилактическая работа через волонтерское движение. Она позволяет заложить основу здорового жизненного стиля, эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей. Волонтерское движение – это один из способов профилактики «вредных привычек». Волонтеры – это дети, старшие дошкольники, которые прошли отбор и подготовку. При организации «волонтерской бригады» достаточное время уделяется подготовки самих волонтеров, развивая в них необходимые личностные качества, художественные способности, усидчивость, сосредоточенность, умение держаться на сцене, организаторские способности.
Последовательность работы при подготовки волонтеров проводится последовательно, поэтапно.
Первый этап – формирование волонтерского движении. Детям дается определение понятия «волонтер».
Второй этап – социально-психоогическая подготовка волонтеров. Здесь проходит тренировка навыков, эффективной коммуникации, развития уверенности в себе, повышение информированности по проблеме наркотической зависимости. Проводятся мероприятия «День Победы», «Путешествие в страну дорожных знаков», «Наш чистый дом Ямал» и тд.
Третий этап – развитие волонтерского движения. На этом этапе происходит разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий. Это конференция для родителей «Имею право», совместные практические занятия с родителями и детьми-волонтерами, тематические выпуски детской газеты «Планета Елочка», совместные мероприятия дошкольников и младших школьников «Витамины – наши друзья», «Мир компьютера» и тд.
В настоящее время отечественной и зарубежной детской психологией накоплен богатый опыт использования сказок в работе с дошкольниками. Если ребенок с раннего сознавательного возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «Чему нас учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций», будет более мудры и сознательным. Например, используем сказки «Репка», «Теремок», «Смоляной бочок», последовательно рассказываем сказку «Теремок», затем предлагаем восстановить порядок событий сказки. Берем чистый лист и кладем на него изображение теремка, спрашиваем у детей: «Кто первый пришел в теремок?», выслушав ответ, выкладываем маленький квадрат. Отмечаем, что это будет Мышка и тд. После этого можно рассказать сказку наоборот и переставить картинки. Последовательность появления героев меняется по желанию детей. Задания для первого героя: придумать и провести подвижное упражнение с остальными. Мораль: утренняя зарядка укрепляем здоровье и повышает настроение и поможет героям построить новый теремок.
Например, в сказке «Гуси-лебеди» предлагаем Бабу Ягу превратить в добрую волшебницу, которая познакомит Иванушку и Аленушку с лесными растениями (ягоды, грибы, травы). Мораль: здоровая еда способствует красивому здоровому внешнему виду.
Использование сказки в рамках волонтерского движения в нашем детском саду позволяет:
Развивать навыки здорового образа жизни в процессе обучения.
Влиять на уровень притязаний и самооценку детей в ходе организаций воспитательной работы с ними.
Повышать психолого-педагогическую культуру и антинаркотическое образование у педагогов и родителей.
Создавать условия для открытого доверительного общения, творческой атмосферы работы.
Сказка – это уникальная возможность влиять на формирование детей дошкольного образа здорового жизненного стиля и развитие стратегий и навыков поведения ведущего к здоровью.